Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.
Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………
………………………
6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ТГПУ)
Педагогический факультет
Кафедра дошкольного образования и логопедии
«Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста»
Научный руководитель:
д.м.н., ассистент кафедры ДОиЛ:
Студенникова И.С.
Выполнила: Демченко А. А
гр.692
Томск 2012
Оглавление
Введение |
…………………………………………………………………… |
3 | |||||||
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста | |||||||||
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………………………… |
……………………… |
6 | |||||||
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего | |||||||||
дошкольного возраста |
…………………………………………………... |
16 | |||||||
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования | |||||||||
игрушки |
……………………………………………………………………. |
21 | |||||||
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла |
……………………………. |
33 | |||||||
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры | |||||||||
2.1. Уровни игрового замысла |
………………………………………….. |
35 | |||||||
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел |
……….. |
41 | |||||||
Заключение |
………………………………………………………………... |
46 | |||||||
Список литературы |
………………………………………………………. |
50 | |||||||
Приложения |
………………………………………………………………... |
52 |
Введение
Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушками. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.
Именно в старшем дошкольном возрасте игра становится главной ведущей деятельностью. Дошкольник много времени проводит в игре. Игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.
Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре…»
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с другими детьми и один.
Для взрослого человека всякий предмет имеет свое определенное значение, для которого он и сделан. Стул предназначен для сидения, палка – для опоры, мяч – для бросания. У ребенка все по-другому: стул у него превращается в вагон трамвая, палка – в скачущего галопом коня или семафор, мяч, завернутый в тряпку, становится капризным ребенком.
Предметы, которые ребенок вовлекает в игру, используются не по-своему прямому назначению – они лишь заменители настоящих предметов, с которыми действуют взрослые. Так, например, в игре детский сад листья деревьев могут изображать тарелки, палочки – вилки, различные виды мелкого строительного материала – еду.
На первый взгляд, кажется, что ребенок безразлично относится к подбору предметов для игры. И в самом деле, какое может быть сходство между палочкой и вилкой, стулом и автомобилем? В действительности же не всякий предмет в игре может заменять любой настоящий предмет. Ребенок подбирает эти предметы по определенному принципу, останавливаясь на тех, с которыми можно провести необходимые действия. Так, например, веточка может изображать ложку; листья можно нести как тарелки и положить на них еду; палочку можно баюкать, кормить.
При подборе предметов, при создании игровой обстановки ребенок учитывает, можно ли реально действовать с тем или иным предметом. Причем важно, чтобы можно было передать не технику самого действия, а лишь его общий смысл.
Таким образом, игрушки являются теми предметами и образами, которые не только вызывают у ребенка разнообразные чувства, но и придают этим чувствам смысл всей своей жизни.
В дошкольном возрасте впервые возникает подлинное познавательное отношение к окружающему миру, бескорыстная потребность в знаниях, закладываются основы нравственности ребенка, развиваются социальные ориентиры. Многообразный материальный мир, представленный в игрушечных образах, позволяет удовлетворить познавательные потребности ребенка, ввести его в мир людей и человеческих отношений, мир природы, науки, техники и культуры.
Образы игрушек оживляют детские представления, вызывают различные ассоциации, пробуждают настоящие чувства, активизируют деятельность. Единство познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов, заключенное в образной игрушке, позволяет без особых усилий приобщить ребенка к художественным и духовным ценностям жизни. Тематическое разнообразие образных игрушек дает возможность активизировать индивидуальные интересы, склонности и способности детей.
Предмет исследования работы: влияние игрушки на игровой замысел.
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-
- гарантия свободы
и самостоятельности в игре
ребенка в условиях педагогичес
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.
Задачи исследования:
Методы исследования: наблюдение за группой детей, эксперимент, опытно-экспериментальная работа, анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключение, списка литературы, приложения.
Исследование проводилась на базе
МАДОУ№101 г.Томска.
Глава I. Теоретические
основы. Влияние игрушки на игровой замысел
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние
игрушки на психическое
История игрушки. Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение. [2].
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. [13].
Вместе с детскими мумиями были найдены куклы, отличающиеся прекрасной формой и художественной отделкой. Некоторые куклы были плоскими и представляли собой дощечки, закругленные снизу, с письменами на груди и мелкими бусами вместо волос. Были и объемные фигурки с подвижными суставами и выточенными конечностями – паяцы.
Паяцы, видимо, были любимыми игрушками маленьких египтян. Знали эту игрушку и древние греки, и римляне. Эта кукла иногда представляла собой грубый чурбанчик без рук, без ног, иногда у нее были руки и ноги, выполненные из тонких палочек с нарезками на местах кистс и щиколотки. Встречались также и сложные куклы с отлично вырезанным туловищем, прической, их руки и ноги имели плечевой, локтевой и коленные суставы. Рядом с куклами находилось и их хозяйство – принадлежности, материал, обстановка, инструменты.
Сравнительно позднее
в игрушке возник образ коня. О
существовании колесницы и
Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.