Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.
Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………
………………………
6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………
-принцип учета динамики развития характерных и любимых игр детей дошкольного возраста.
Принцип соответствия тематического разнообразия и объема требует определения круга знаний, представлений и интересов детей.
Комплектуя наборы игрушек в соответствии с этим принципом, следует руководствоваться государственной или авторской программой воспитания детей дошкольного возраста. При подборе игрушек важно определить не только их тематическое разнообразие, но и их количество. В старшем дошкольном возрасте большое количество однотипных игрушек не нужно, следует обратить внимание на типовое разнообразие игрушек. Так, например, у «Фантазеров» должны быть не просто мишки, а медведи определенной породы: белый, бурый, гималайский. Опыт работы с детьми показывает также, что некоторые игрушки не используются детьми в игре и нужны воспитателю для показа, объяснения или оживления представлений. [25].
Обогащению представлений детей способствуют произведения художественной литературы. Поэтому нужно подбирать игрушки, изображающие героев любимых детьми сказок, рассказов, стихов, потешек.
Поскольку замыслы детей бесконечно меняются, предметно-игровая среда не должна быть стабильной и застывшей. Это надо учитывать при подборе больших игрушек, выполняющих обозначающую функцию. Большими возможностями в этом плане обладает набор «Мебель-игрушка», представляющий собой комплект мягких элементов различной формы, выполненных из пенополиуретана и обтянутых моющейся искусственной кожей ярких цветов. Для воплощения игровых замыслов детям требуются различные неоформленные, так называемые бросовые материалы, костюмы, элементы одежды, украшения.
Для группы «Фантазеры»
следует подбирать разнообразны
Необходимы театрализованные игрушки, игрушки-забавы, крупные «многофункциональные» предметы, разные по форме и величине, материалу, цвету.
Детей старшего дошкольного возраста привлекает более реалистичные игрушки, передающие яркий художественный образ существующего объекта. В старших группах должны использоваться образные игрушки, разнообразные по типам, - это связано с расширением круга интересов и объема знаний детей, а также с изменением роли игрушки в игре: из стимула и организующего начала она становится средством реализации задуманного. Возросшие произвольность действий и устойчивость внимания в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку подолгу играть с игрушками сложной конструкции, видоизменяя и реконструируя их. Многочисленность деталей теперь уже не сдерживает игру, а, напротив, способствует более успешному применению игрушки в игре, дает простор для развития творчества и инициативы ребенка.
Величина игрушек также интересует детей не сама по себе. Для них становится важной соразмерность, сомаштабность разных типов игрушек, позволяющих объединить их в единый игровой комплекс, необходимый для воплощения замыслов. Таким образом, учитывая психологические особенности детей, можно подобрать для каждого наиболее нужные и полезные игрушки.
Принцип учета
динамики развития характерных и
любимых игр детей также
Есть типичные, характерные игры, которые многократно повторяются детьми. Это так называемые игры в семью, парикмахерскую, больницу, строительство и т.п. но есть и особенные, нетипичные любимые игры, в которые играют отдельные дети. Воспитатель должен обеспечить развитие тех и других игр, подбирая игрушки, которые позволяли бы детям расширять и усложнять сюжет, брать на себя новые роли, создавать новые игровые ситуации.
Правильно подобранные игрушки позволят решить многие педагогические задачи по развитию игры и личности дошкольника. [11].
Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача ставится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Общий путь развития игрового замысла у детей дошкольного возраста показала в своих работах Д.В. Менджерицкая. Она отметила, что на четвертом году жизни ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Однако долго удерживать игровую цель малыш не в состоянии, так как интерес к действиям оказывается преобладающим. В течение двадцати минут он меняет 3-4 цели, переходя от одной образной игрушки к другой. [20].
При совместной игре возникает необходимость в более точном определении ее цели и согласованности действий. Это очень трудная задача для ребенка, и ему нужно помочь сосредоточить все внимание на определенном замысле для того, чтобы из него развился какой-либо сюжет. Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, и, в частности, с развитием его интересов.
Растущие интересы обогащают сюжеты детских игр, делают более стойкими игровые замыслы. Некоторые из них надолго овладевают воображением детей и приводят к возникновению длительных игр. Появление длительной игры говорит о новом, более высоком уровне развития игровой деятельности ребенка.
В длительной игре старший дошкольник долгое время пребывает в одной роли, что дает ему возможность глубже вникнуть в смысл происходящего. Для длительных игр характерна не только плановость и согласованности действий, но и импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи и образы. Дети целенаправленно объединяют в игре разнообразные впечатления, почерпнутые из различных источников: сказок, услышанных рассказов, кино и видеофильмов, мультфильмов, любимых телепередач. [14].
Реализация игровых замыслов приносит ребенку радость, удовольствие: он сделал то, что хотел. Достижение цели и сопутствующее ему удовлетворение развивают «Я-концепцию» ребенка. Чувства и установки в свободной самостоятельной игре выражаются им открыто и легко проецируются на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Недаром итальянский писатель Джанни Родари считал игрушку проекцией, как бы продолжением личности ребенка, особого рода передатчиком его собственных чувств и переживаний. В своей книге «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания» он выразительно изображает детей, для которых куклы нужны, чтобы, «театрализуя» свои отношения с окружающими, переложить, например, на игрушку свою вину: баюкая, лаская ее, выразить свою потребность в любви. Встречаются дети-молчуны, которые способны разговаривать только через куклу. Игрушки позволяют ребенку расти, быть другим.
Игра ребенка – произвольная, внутренне мотивированная деятельность, способ осознания самого себя и приспособления к окружающему. Однако внутренняя мотивированность может равняться нулю не только там, где ребенок может иметь свои намерения, однако не может осуществить их, но и там, где он вынужден осуществить лишь намерения других. Следовательно, чтобы игра помогла самовыражению ребенка, она должна быть свободна и внутренне мотивированной, а приемы, которые воспитатель применяют для ее развития, не должны носить обязательного, сковывающего инициативу и самостоятельность характера. Детям необходимо иметь возможность реализации собственных замыслов, получая удовольствие от свободного и непринужденного использования доступных им игровых средств. Поэтому, разрабатывая методику внесения образных игрушек в игры детей с целью развития их игровых замыслов, мы считали возможным использовать только такие приемы, которые способствовали бы обогащению и развитию детских представлений и интересов, приобщали их к миру человеческих ценностей, будили любознательность и вызывали интерес.
Для того чтобы обеспечить появление и развитие игровых замыслов у детей и не сковывать их активность, мы решили занять позицию партнера, чтобы «изнутри» направлять внимание детей на важные для их развития объекты и действия. Вставать на равную с ребенком позицию помогла кукла Андрюша – образ привлекательного, улыбающегося мальчика-сверстника, который наделялся теми же интересами, потребностями и склонностями, которые были характерны для детей группы.
Кукла вводила новые предложения, принимала замыслы детей, демонстрировала способы действий с игрушками, вместе с детьми без жестких оценок «правильно- неправильно», «хорошо-плохо» решала возникающие проблемы. Например, кто-то из детей сломал игрушку, а кто-то унес ложечку из чайного сервиза домой, а у кого- то сегодня получилось то, что вчера еще не получалось. Андрюша для каждого подберет нужное слово, остудит «горячие» головы совсем необидно, например: сломал игрушку не потому, что плохой, а потому, что не рассчитал свои силы; унес ложечку не потому, что хотел присвоить, а потому, что хотел показать ее маме, чтобы она увидела из какого красивого сервиза поят дети своих кукол. После такой необидной оценки своего поступка ребенок успокаивается, веселеет, а назавтра ложечка спокойно возвращается на свое место, да еще и с комментариями, что маме очень понравился сервиз и его надо беречь, чтобы ничего не потерялось. Тот же, кто раньше, не задумываясь, ломал игрушки, теперь очень старается «рассчитывать» свои силы.
Общение с куклой-мальчиком
разрушает сложившийся
Ведь в детском саду дети находятся под влиянием преимущественно женщин поскольку взрослые представители мужского пола – сильнейший фактор половой социализации- практически отсутствуют там. Используя же в качестве посредника взаимодействия куклу-мальчика, воспитатель вносит в содержание диалогов и действий куклы общепринятые представления о мужественности и женственности как центральных качеств пола и их проявлениях в поведении.
С помощью куклы-посредника более эффективно происходит и личностное развитие детей. Это связано, на наш взгляд, с разницей тех ролей, которые выполняет кукла, и приема внесения образных игрушек. Основные функции и значение приемов внесения игрушек направлены на: обогащение представлений детей, пробуждение интереса к определенным игрушкам, их назначению, использованию, обустройству в игровой комнате, преображение привычной обстановки в яркую, сказочную, необычную.
Кукла-посредник выполняет коммуникативную роль, помогает осуществить позитивное взаимодействие между взрослым и ребенком. Включенная в игровую ситуацию, она позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением:
-демонстрировать отдельные нормы поведения;
-устанавливать прямую и обратную связь со всеми детьми одновременно и персонально с каждым ребенком, « собирая» информацию, необходимую для корректировки педагогического воздействия;
-обеспечить психологическую защиту ребенка, совершившего поступок;
-корректировать поведение детей;
-управлять ходом игры.
Все вышесказанные возможности управления поведением, чувствами и игрой ребенка с помощью куклы-посредника воспитатель получает благодаря тому интересу, который дети проявляют к кукле. Ведь кукла-посредник не появляется каждый день. Она приходит один раз в неделю, иногда два-три раза в месяц. Ее появления дети ждут как праздника, потому что это связано с сюрпризами, неожиданными ситуациями, постоянным напряжением ума, чувств и воли. У детей формируется позиция субъекта деятельности: «Я все могу, а кукла не может», положительный «Я-образ».
Появление куклы-посредника
одновременно с внесением образных
игрушек имеет большой
В результате многолетней экспериментальной работы были определены способы развития игровых замыслов у детей дошкольного возраста с помощью образных игрушек.
Первый способ – комплекс приемов внесения образных игрушек, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга.
Второй способ – включение детей в активную деятельность по устройству «жизни» игрушек в группе, самостоятельной организации игровых уголков. [6].
Из всего многообразия широко распространенных и известных приемов внесения игрушек были выбраны четыре:
-дидактические игры куклы Андрюшки;
-сцены-загадки куклы Андрюшки;
-создание игровых ситуаций;
-инсценировки театра игрушек.
Все четыре приема внесения игрушек интересны детям и помогают создать радостную, приподнятую атмосферу эмоциональной заинтересованности при встрече даже с хорошо знакомыми образными игрушками.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры, как мы уже писали,— все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.