Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.
Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………
………………………
6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла. [4].
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
Роль воспитателя в самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраста специфична. Воспитатель, с одной стороны, должен уметь внимательно и тактично наблюдать за играющими и охранять их самостоятельную игру, если она имеет воспитательное или развивающее значение. С другой стороны, он должен чутко руководить игрой, используя косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка). Игровыми проблемными ситуациями воспитатель может повлиять на замысел игры, на содержание сюжета; может усложнить способ отображения действительности или выступить как равноправный партнер по игре, выполняя главную или второстепенную роль; подавать реплики, регулирующие содержание игры, косвенно влиять на изменение игровой среды. Например, дети играют в ловлю с корабля рыбы в океане. Сеть обрывается, капитан дает распоряжение двум матросам ее починить. Ребята спускаются за борт, а воспитатель говорит, подражая голосу в рупоре: «Спустить с левого борта шлюпку!» дети оживляются, быстро приносят большой куб и объявляют его шлюпкой. [5].
Главное в игре старших дошкольников – это содержательность их ролевого общения. Но воспитателю необходимо помнить, что дети этого возраста могут играть самостоятельно, если владеют ролевым поведением (обозначают его игровыми действиями, эмоционально-интонационными средствами, речью, соответствующей выполняемой роли).
Организуя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель должен предусматривать наблюдения, деятельность детей, беседы, содержательность отдельных занятий, которые вызывают у них интерес к разным явлениям жизни и могут влиять на содержание игр. В плане указывается также, какой материал для игры следует подготовить. Большое внимание должно уделяться индивидуальной работе с детьми, направленной на развитие творческих способностей и игровых замыслов.[20].
План работы воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми должен отражаться в дневниковых записях, в которых фиксируются содержание занятий, развитие игры, ее возникновение, сочетание полученных знаний с личным опытом ребенка. В плане не должна быть указана тематика игр, в которые, по мнению воспитателя, дети будут играть в те или иные дни недели. Темы игры выбирают дети. Самостоятельность детей в игре должна сочетаться с педагогическим влиянием взрослых.
Воспитатель в совместных играх помогает детям улучшить взаимоотношения, используя общепринятые нормы и правила поведения, вносимые им в игру.
Неоправданно стремление некоторых воспитателей излишне детализировать предметно-игровую среду, предусматривая буквальное отображение детьми в игре трудовых процессов взрослых людей в ущерб отражению их взаимоотношений. Такая работа приводит к тому, что их игры напоминают работу взрослых людей. Практика показывает, что «как будто» и «понарошку», так свойственные детям, не должны уходить из игры, иначе она превращается в пустую имитацию труда взрослых.
Выполнение программных задач по всестороннему воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх требует от воспитателя умело связывать опыт, приобретенный детьми вне игры (повседневная жизнь, занятия, искусство), с содержанием и формированием их самостоятельной игровой деятельности. [6].
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1.Уровни игрового замысла
На констатирующем
этапе работа проводилась в
Целью данного исследования, является, определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Для определения содержания работы было изучено перспективное планирование занятий на период с 12 марта по 12 апреля 2012 года. На основании этой программы были подобраны задания для выявления влияния игрушек на игровой замысел детей.
Для реализации цели исследования были поставлены задачи:
- выявить особенности проявления игровых замыслов у детей дошкольного возраста;
- выяснить условия, используемые воспитателем в работе по развитию творчества и замысла в игре;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ г.Томска в группе №5 с количеством 15 детей.
С этой целью мы использовали игровые умения: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевые взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет. [27].
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития замысла разработанные Торренсом и Гилфордом:
- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической
обработки результатов
III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.
II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.[31].
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень.
Критерии развития креативности |
Оригиналь-ность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариатив-ность |
Общий балл | ||||||||
Задание № Дети |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Для определения уровня замысла в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой" (далее см. приложение №4).
Для оценки этого задания были выделены три уровня:
I уровень - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
II уровень–средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
III уровень -низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней
обыгрывания игрушки
Результаты вносились в таблицу (см. приложение № 3).
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?" (см. приложение № 5). Для оценки задания были выделены три уровня:
I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.
III уровень –низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Результаты также вносили в таблицу (см. приложение № 3).
Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня развития замысла и проявления творческих способностей.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе (см. приложение №2) показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного возраста характеризуется средним уровнем развития замысла. Это задерживает сюжето-сложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. Например, игра «Школа». Настя С. и Вика П. обладают низкой вариативностью, а Вика П. более высокой.
В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Например, Вадим Б. и Рита К. кормят лису Алису, как уже сделала Вика П. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета. Саша Ф. предлагает новой вариант игры с Лисой Алисой, устраивает ей экскурсию. Настя С. повторяет это, но вносит свое: кормит, укладывает спать и ведет в зоопарк. Артем И. придумывает новый сюжет, отличный от предыдущего.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития игрового замысла. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.[25].
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
На формирующем
этапе исследования нам необходимо
создать эмоционально-