Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:34, дипломная работа
Цель нашей работы - показать, как влияют прогулки на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать учебно-методическую литературу по данной проблеме,
-раскрыть особенности развития основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать программные требования к формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-показать эффективность влияния прогулки на формирование основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать методику работы по формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
Введение. ………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….5
1.1.Особенности развития основных движений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………..5
1.2 Программные требования к развитию основных движений
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………8
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей
младшего дошкольного возраста. ……………………………………...16
Вывод…………………………………………………………………...23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..24
Заключение……………………………………………….…………………..
В развитии основных видов движений, у детей среднего дошкольного возраста на первый план выдвигаются учебные мотивы, задачи овладения определенной техникой движений. Однако учебная деятельность в это время ещё тесно переплетается с первой.
Таким образом, дети среднего дошкольного возраста, в процессе систематических занятий, проводятся к дальнейшему усвоению техники основных движений, подготавливающих их к овладению более сложными двигательными навыками.
1.2 Программные требования к развитию основных движений у детей среднего дошкольного возраста
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формированием которых обуславливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста.
Двигательная сфера ребенка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики(1,47). Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесия, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Для характеристики общей направленности педагогических воздействий на развитие основных движений детей 5-ого года существенно не только обучение движениям в их обобщенном виде, но и переход к разучиванию отдельных составных частей, элементов движений, отдельных поз, положений как всего тела ребенка, так и обособленных движений частей тела, а так же их взаимосочетаний. Ставятся задачи достижения точности и правильности выполнения заданных
упражнений в соответствии с образцом. Подобная постановка образовательных задач основывается на учете растущих возможностей детей воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий.
На этом возрастном этапе ходьба ребенка уже вполне уверенна, характеризуется четким соблюдением намеченного направления, но в целом ещё не достаточно совершенна.
Необходимо формирование правильной осанки, требующей кропотливой работы воспитателя не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Во время упражнений в ходьбе нужно постоянно напоминать детям, что бы они держали спину прямо, не опускали голову. Почувствовать необходимое положение туловища помогает ходьба с мешочками на голове, а так же ходьба с фиксированным положением рук(руки на пояс или в стороны, плечи отведены назад). В этом возрасте дети должны ходить обычным шагом, на носках, на наружных сторонах стопы, с высоким поднятием колен, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой врассыпную, с выполнением задания, с чередованием бегом, между линиями (расположение 10-15см). Ходьба по доске, гимнастической скамейке, бревну, по ребристой доске, по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 20-25смь от пола).Детей пятого года жизни знакомят с приставным шагом в сторону.
Чтобы научить детей высоко поднимать ноги следует использовать перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук.
Продолжительность непрерывного бега в медленном темпе в течение 1- 1,5 минуты.В этом возрасте нужно учить бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную. Бег на расстояние на 40-60м со средней скоростью, челночный бег 3 раза по 10 м, бег на 20м (5,5-6 секунд к концу года).
В программе среднего дошкольного возраста по-прежнему сохраняются только простые прыжки, поскоки, спрыгивание и прыжки в длину с места. Поскоки на двух ногах становятся более разнообразными, вводятся
подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки ноги вместе – ноги врозь.
На пятом году жизни дети хорошо подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед (расстояние 2-3м). Для проведения подскоков, как и вообще всех упражнений в прыжках, широко применяется имитация («как белочка», «как лягушка») и игровые задания, например «Возьми флажок».
Спрыгивают дети с высоты не более 20-25см. У детей средней группы прыжки в длину с места (не менее 70см) приобретают четкий рисунок. Становится выраженным исходное положение. Не очень хорошо выполняется приземление, поэтому главной задачей остается совершенствование приземлений.
При обучении прыжкам, детей продолжают учить энергично, отталкиваться и правильно приземлятся во всех видах прыжков.
Сначала целесообразно учить детей ползанью на четвереньках между предметами (расст.10м), змейкой с опорой на колени и предплечья. Детей можно упражнять по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе.
Следующим этапом является ползанье на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, подлезанием под дугу, веревку (высота 50см) правым и левым боком вперед.
Новым в этой группе является переход с одного проема гимнастической стенки на другой. Выполняется приставным шагом, в одну и другую сторону.
Во время лазания всегда необходимо находится у пособия, чтобы в любой момент оказать ребенку помощь.
Возможности ребенка в бросании и ловле предметов на пятом году жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера.
Обучение разнообразным действиям с мячом следует начинать с индивидуальных занятий и только затем переходить к подгрупповым и фронтальным. Ребенка учат брать мяч, держать его и переносить одной-двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в заданном направлении.
Детей данного возраста учат прокатывать мячи, обручи друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5м), перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствие (с расстоянием 2м). В содержании занятий имеют место метание в цель и на дальность.
Дети среднего дошкольного возраста делают некоторые успехи в ловле предметов. В средней группе нужно учить довольно точно посылать мяч друг другу, чтобы легче было его поймать.
Умение сохранять равновесие развивается у ребенка в процессе выполнения всех физических упражнений, а так же специальных заданий. Целесообразно учить ходить детей по бревну обычным способом или приставным шагом в правую и левую стороны. Необходимо закреплять умение контролировать положение тела, ориентироваться в пространстве.
Во время проведения подвижных игр, следует продолжать приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом. Исполнять роль ведущего. Появляются с простейшими соревнованием, как с индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»).
Согласно программе занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность их 20 минут (6,34). Одно из занятий круглогодично организовывается на открытом воздухе.
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
«Прогулка - универсальный момент в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Гуляя на участке, ребенок может наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, проводить простейшие опыты и эксперименты, выполнять трудовые поручения, играть в дидактические,
подвижные и спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, а самое главное - удовлетворять свои потребности в движении». (10,37)
Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности, через движения, которые должны приносить радость.
Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.
Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
- удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через социально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
- сформировать навыки в разных видах движений;
- способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, логика - адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно - волевых проявлений детей.
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей.
Подвижные игры и упражнения на утренней прогулке проводятся ежедневно. Их количество и продолжительность в разные дни недели неодинаковы. В те дни, когда нет физкультурных занятий, детям предлагается одна подвижная игра и одно физическое упражнение в основных видах движений длительностью 20 минут .(13,58)
В течение утренней прогулки важно привлечь всех детей к участию в организованной деятельности.
На вечерней прогулке проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений с подгруппой детей или одним ребенком, которые не усвоили программный материал, предлагаемый на утренней прогулке. Подвижные игры могут быть организованы только по желанию детей. При подборе и проведении игр и упражнений необходимо учитывать характер занятий предшествовавших прогулке. После занятий, требующих усидчивости и внимания следует вводить подвижные игры и упражнения высокой интенсивности. После длительных статических поз дети быстро включаются в организованную активную деятельность. После музыкальных и физкультурных занятий на прогулке можно предложить детям менее интенсивную двигательную деятельность.
Для детей среднего дошкольного возраста исключительно важное значение имеет дозировка нагрузки, т.к. они быстро устают и могут потерять интерес к играм и упражнениям. Поэтому при организации их двигательной деятельности необходимо учитывать возможности каждого ребенка. Так в начале прогулки желательно провести подвижную игру со всей группой. Это подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими (« У медведя во бору», «Зайцы и волк» и т.п.). А через некоторое время небольшими подгруппами организовать спортивное упражнение ( езда на велосипеде, бросание и ловля мяча). С детьми данного возраста в течение месяца разучивают1-2 подвижные игры (в зависимости от сложности содержания, они повторяются в течение месяца 4-6 раз). Новую игру с детьми целесообразно повторить 2-3 раза в течение недели. В дальнейшем разученные игры следует чередовать с другими. Давая при повторении их различные варианты(6,157).
В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка. Часть подвижных игр не имеет сюжета и ролевого образа. Эти игры предусматривают индивидуальные действия ребенка, направленные на достижение определенного результата.
При подборе игр и упражнений следует учитывать разнообразие основных видов движений. Например, если дается подвижная игра с прыжками, тот физическое упражнение-бросание и ловля мяча, лазанье. При
проведении упражнений, основных видов движений, следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).
Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение с взрослыми. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять занятия, полученные на занятиях, обучать тем или иным умениям, приучать действовать сообща, воспитывать доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки), куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи. На веранде в определенном месте следует хранить оборудование для выполнения совместных с взрослыми трудовых действий: ведерки, совки, лопатки, венички(12,37).