Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:34, дипломная работа
Цель нашей работы - показать, как влияют прогулки на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать учебно-методическую литературу по данной проблеме,
-раскрыть особенности развития основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать программные требования к формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-показать эффективность влияния прогулки на формирование основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать методику работы по формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
Введение. ………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….5
1.1.Особенности развития основных движений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………..5
1.2 Программные требования к развитию основных движений
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………8
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей
младшего дошкольного возраста. ……………………………………...16
Вывод…………………………………………………………………...23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..24
Заключение……………………………………………….…………………..
В оборудование участка входит качели и качалки, позволяющее развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно- , двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100см сиденья качелей устанавливаются на расстоянии 0,17, 0,20, 0,24 м от земли.
Всё оборудование должны иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закреплённым и соответствовать возрасту и силам детей.
В распоряжении детей скалки, обручи, мяч, атрибуты для игр. Для подвижных игр, требующих пространства, отведено свободное пространство посреди участка из расчета 2-2,5м на одного ребенка. На участке установлена горка, со скатом с плавным переходом к приподнятому на 10-15см концу (это предохраняет детей от ушибов).
Необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, конструкторами, крупными игрушками.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь беседки, домики разных форм и конструкций для защиты от солнца и дождя.
В зимнее время на участке следует строить горку, снежные сооружения.
Участок заканчивается дорожкой, по которой дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.
Правильно оформленный и оборудованный участок способствует значительному повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья.
Рис. Размещение оборудования на площадке для детей 4-5 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 -скамья со спинкой для детей; 2.7 - песочница; 3.3 - качели; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.6-столбики; 3.7 - балансир; 3.10 – лесенки-ступеньки; 3.11 - лестница наклонная; 3.13 – гимнастическая лестница; 3.14 - оборудование для лазания и игр с мячом; 3.17 - игровая стенка; 4.3 - автомобиль; 5.1 - чаша с водой; 6.1 - скамья для взрослых; 6.2 – цветочница.
Таким образом, в теоретической части мы рассмотрим проблему влияния прогулки на развитие основных движений у детей среднего дошкольного возраста. Опираясь на взгляды и высказывания педагогов, мы показали особенности развития основных движений у детей в процессе организации прогулки. Раскрыли влияние прогулки на формирование основных видов движений. Проанализировали требование программы, показали методику формирования основных движений на прогулке, дали характеристику оборудованию на участке.
На основе этого можно сделать вывод, что данным вопросом в учебно-метадической литературе уделяется достаточное внимание.
В результате углубленного изучения теоретических основ и систематизации материалов по теме дипломной работы «Влияние прогулки на развитие основных движений у детей среднего дошкольного возраста», а так же для того, чтобы подтвердить выдвинутую нами гипотезу было проведено исследование на базе МДОУ детского сада №64 г.Воскресенска.
В исследовании принимали участие дети средней группы, в количестве 15 человек.
Практическая часть носит опытно-практический характер.
Исследование в себя включило:
-наблюдение за детьми,
-анализ условий для организации и проведения прогулки,
-анализ плана воспитания и проведение работы на прогулке, направленной на развитие основных движений у детей,
-диагностика.
Наблюдая за детьми в повседневной жизни и во время самостоятельной деятельности, мы отметили, насколько дети выносливы, ловки, подвижны, как они ходят, бегают, прыгают, лазают, бросают мяч, т.е.выполняют основные движения. Изучили, как оформлен участок, есть ли малые спортивные формы, в каком они состоянии, как размещены на территории участка.
Хочется отметить , что участок оформлен в соответствии с требованиями, оборудование размещено так ,что дети не мешают друг другу. Воспитатели постоянно испытывают малое спортивное оборудование с целью развития основных движений. Все находится в хорошем состоянии.
Так же были изучены календарные планы. В первую очередь мы обратили внимание на то, в системе ли планируется развитие основных движений на прогулке, какие ставятся задачи. Какие набираются задания, подвижные игры с учетом уровня подготовленности детей.
Мы пришли к выводу, что воспитатели группы стремятся использовать прогулки с целью решения задач, направленных на развитие основных движений у детей. Нами было рекомендовано чаще планировать подвижные игры, игровые упражнения по развитию основных движений, индивидуальную работу по отработке основных видов движений на прогулке. Результаты проведенного исследования представлены в таблице №1.
Таблица №1
Результаты уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста.
№ п.п. | Фамилия ребенка | Метание | Лазанье | Прыжки | Всего + | Всего - | + % | - % |
1 | Булычева Даша | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
2 | Венченка Паша | + | - | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
3 | Зорина Ксюша | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
4 | Крапивина Аня | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
5 | Кожевникова Аня | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
6 | Комордиш Саша | + | + | - | 2 | 1 | 66,7 | 33,3 |
7 | Латышев Рома | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
8 | Леоненко Маша | - | + | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
9 | Макаров Данил | + | - | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
10 | Поляков Артем | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
11 | Ревин Алеша | - | + | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
12 | Третьякова Ксюша | + | - | + | 2 | 1 | 66,7 | 33,3 |
13 | Усачев Артем | - | - | + | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
14 | Устинова Аня | + | - | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
15 | Чекляцова Яна | - | + | - | 1 | 2 | 33,3 | 66,7 |
Количество «+» | 5 | 4 | 8 | 17 |
|
|
| |
Количество «-» | 10 | 11 | 7 |
| 28 |
|
| |
Всего % «+» | 33,3 | 26,7 | 53,3 |
|
|
|
| |
Всего % «-» | 66,7 | 73,3 | 46,7 |
|
|
|
|
Из таблицы №1 видно, что:
Процентное соотношение сформированности навыков метания составляет :5/15*100%=33%.
Процентное соотношение сформированности навыков лазания составляет :4/15*100%=27%.
Процентное соотношение сформированности навыков прыжков составляет :8/15*100%=53%.
Данные результаты нами представлены в рисунках №1,2,3.
Рисунок №1. Соотношение уровня сформировавшихся навыков метания у детей среднего дошкольного возраста.
….…. Да -33%
……. Нет -67%
Рисунок №2. Соотношение уровня сформировавшихся навыков лазания у детей среднего дошкольного возраста.
….…. Да -27%
……. Нет -73%
Рисунок №3. Соотношение уровня сформировавшихся навыков прыжков у детей среднего дошкольного возраста.
….…. Да -%
……. Нет -%
По результатам констатирующего эксперимента нами была проведена работа, направленная а формирование и совершенствование основных движений у детей среднего дошкольного возраста, которая осуществлялась на прогулках в процессе подвижных игр и индивидуальной работы с детьми.
Данная работа проводилась с октября 2011года по март 2012года.
Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, сто детей у которых вообще не сформированы основные виды движений в данной возрастной группе нет.
По отношению к детям, у которых недостаточно сформированы основные движения был использован индивидуальный подход. Мы старались увлечь нерешительного застенчивого ребенка, не умеющего или не желавшего двигаться игрой. Для решения задач по совершенствованию движений были подобраны игры с бегом, подпрыгивание на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с подлезанием и лазанием , бросанием и ловлей.
Были проведены игры : «Подбрось и поймай», «Наседка и цыплята», «Птичка и кошка», «Ловишки», «У медведя во бору» и другие.
Детям были предложены игровые упражнения, действия которых направлены на овладение движениями в игровой форме: «Принеси предмет», «Докати мяч».
Кроме того, с детьми данного возраста были проведены игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движений в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит», «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет». Нами отмечено, что с целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков новый материал, предлагаемый на физкультурных занятиях был увязан с играми и упражнениями на прогулках.
Наблюдения показали, что с детьми в любое время года на прогулке проводятся подвижные игры, развлечения, игры-забавы, спортивные праздники. При этом ведущая роль отводилась нам, т.к. мы направляли действия детей, контролировали их физическую и эмоциональную нагрузку, привлекали к участию малоподвижных детей, предупреждали чрезмерную активность других.
С Дашей, Ксюшей приходилось вместе выполнять движения такие как лазанье. Девочки малоактивные, стеснительны. Мы поэтому овладевали навыком лазанья. Сначала поднимались на первые три пролета. Постепенно, в в результате индивидуальной и кропотливой работы девочки освоили навык лазанья. Начали чувствовать себя уверенно. У Саши был плохо сформирован навык прыжка с продвижением вперед. Показали мальчику, как
правильно сочетать отталкивание с взмахом рук. Данное упражнение отрабатывалось до достижения хорошего результата. Во время подвижных игр на прогулке, когда все дети выполняли прыжки на двух ногах, старались похвалить мальчика, что вызывало у него желание выполнять движения с большей охотой более уверенно.
В результате нашей работы, дети, которые чувствовали себя неуверенно, скованно, стали более активны, подвижны и выполняли несформированные ранее движения в соответствии с требованиями данного возраста. Они более активно стали включаться в подвижные игры и в самостоятельную деятельность. Сами стали подбирать себе инвентарь, с которыми выполняли упражнения.
Подвижные игры, физкультурные развлечения, игры-забавы послужили не только увеличением двигательной активности детей, но способствовали закреплению навыков основных движений, сформировали умение применять накопленный опыт в различных жизненных ситуациях (перешагнуть через ручеек, канавку, преодолеть препятствие, сохранить равновесие).
В качестве контрольного эксперимента мы провели игру-соревнование, куда были включены элементы основных движений: прыжки, лазанье, метание. Дети преодолевали одно препятствие за другим (перешагивали через ручеек, метали мяч на дальность, лазали по гимнастической стенке. У детей был хороший эмоциональный настрой, они старались выполнять движения более качественно.