Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:34, дипломная работа
Цель нашей работы - показать, как влияют прогулки на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать учебно-методическую литературу по данной проблеме,
-раскрыть особенности развития основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать программные требования к формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-показать эффективность влияния прогулки на формирование основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста,
-проанализировать методику работы по формированию основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
Введение. ………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….5
1.1.Особенности развития основных движений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………..5
1.2 Программные требования к развитию основных движений
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………8
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей
младшего дошкольного возраста. ……………………………………...16
Вывод…………………………………………………………………...23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..24
Заключение……………………………………………….…………………..
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации, по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянутся до него рукой и ударить, то он зазвучит.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных волов с ответвлениями, один из которых заканчивается тупиком, другие каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца, перешагнуть через заслон высотой не более 10-15см; перейти через мостик), На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать извилистые дорожки разной
конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные застройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать от снеговика к трем сказочным медведям, а от них к матрешкам. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи или кита), с которой дети будит съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:
-бегают, лазают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям как ходьба след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки и стряхивание снега, спрыгивание с невысоких пеньков, перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.
Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, лёгкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботится о том, чтобы каждому ребенку было интересно. В целях насыщения прогулки интересными делами в её структуру предполагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослыми трудовые действия и подвижные игры. При этом значительную часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. Проводимые на прогулке в зимнее время подвижные игры, активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования,
согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовывать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад.
Указания к руководству играми и упражнениями
Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей среднего дошкольного возраста о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной
ориентировкой, стремлением совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.
Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увертыванием («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Ловишки».)
Содержание подвижных игр усложняется по мере усвоение движений. Внесение некоторых изменений и дополнений не меняет основное правило игры.
При планировании содержания игровой деятельности на прогулке следует учитывать соотношение программного материала по развитию основных видов движений, используемого в помещении и на открытом воздухе. Во время игр и упражнений закрепляем освоенные на занятиях основные виды движений. (12,17)
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается возрастным и индивидуальным развитием.
Всестороннее физическое развитие предполагает развитие основных движений у детей. Играя, двигаясь, ребенок осваивает новые виды движений, становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.
Во время игровой деятельности важно (17,22):
-создание благоприятных условий для развития основных видов движений, положительных и эмоциональных качеств детей, активизации детской самостоятельности;
-стимулирование индивидуальных возможностей ребенка.
Достигнутый уровень развития основных видов движений, физических качеств, психологическая готовность к большой концентрации
волевых усилий обуславливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.
Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботится о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.
Таким образом, в методике физического воспитания детей младшего дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности и повышения требований. (3,69)
Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а так же вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением), Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер, например, ходьба на лыжах на определенное расстояние, повторное прохождение отрезков дистанции через заданные интервалы времени. Отдыхая между упражнениями, ребенок может находиться в состоянии относительного покоя (сидеть, стоять) или заниматься другим видом деятельности (спокойно ходить после прыжков с разбега), т.е. отдыхать активно.
Другая отличительная черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.
В процессе развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста как основные используются следующие методы: метод упражнений с четкой заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха, игровой метод; соревновательный метод.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичной и эмоционально эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно – образного и наглядно – действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели. Обязательное условие соревнования-соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих движений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Соревновательный метод используется во всех возрастных группах.
При развитии основных движений у детей широко применяется словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.). Словесные методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.
Немаловажное значение имеют наглядные методы. Они формируют представления о движении, чувственные и двигательные
ощущения, развивают сенсорные способности. Наглядный метод включает в себя имитацию, поддержку и помощь, использование ориентиров. (4,18)
В практике физического воспитания перечислены методы, и соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи. Они подбираются
воспитателем с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных игр. В целом для обучения основным движениям детей среднего дошкольного возраста характерно комплексное применение методов и приемов.
В работе с детьми данного возраста преобладают приемы опосредованного обучения (игра) объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем. Применение последнего приема, т.е. выполнения упражнения совместно с воспитателем должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремиться к самостоятельному качественному выполнению движения.
В обучении детей среднего дошкольного возраста основным движениям используются наглядно-слуховые приемы, которые осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, ритм бубна, барабана, стихотворения. Использование слуховой наглядности улучшение качества движений , регулируем темп и ритм , но и вызываем у ребенка эмоциональный подъем , стимулируем желания выполнять движения .
В физическом воспитании дошкольников используются считалочки, с их помощью выбирают водящих в играх. Она способствует выработке таких необходимых качеств как честность, благородство, чувство товарищества (эстетический фактор). Само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в работе (эстетический фактор).
Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывает у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх. (4,20)
К словесным приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому этот прием требует планирования и продумывания педагогом
предшествующей работы. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой 1,5-2 минуты, а иногда даже меньше. Воспитательный же эффект высок, у ребенка развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений
Содержание и методика развития основных движений определяется двумя ведущими направлениями - развитием двигательных качеств и способностей, формирование скоординированных действий, новых способов действий, умения вариативно применять их в изменяющихся условиях. При этом важно добиваться осознанного восприятия детьми учебного материала, развития самостоятельности, проявления волевых усилий и творчества.
Оборудование участка.
На групповых площадках для детей среднего дошкольного возраста устанавливается оборудование, стимулирующее детей к разнообразной деятельности: совершенствование основных движений, закрепления конструктивных навыков, развитие трудовых навыков. Для упражнения в лазании детей данного возраста рекомендуется вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2м.
Для упражнений в равновесие устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча, в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную обруч, прикреплённый к гимнастической стенке. Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.