Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа
Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные нами мероприятия.
Данная работа будет
полезна для педагогов-
Список литературы
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0521-4
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1995. –127с.-150000 экз.- ISBN 5-09-001627-5
Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.-255с.- – 390000 экз.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с.- 10000 экз.
Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.-398с.
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.
Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2000.-10000 экз.
Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2001.
Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2003. – 159с.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.
Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.
Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2001.
Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.-432с.-20000 экз.
Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 1966.-176с.- 200000 экз.
Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.- 400с.-30000экз.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.
Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234с.
Приложение А
Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста
- умение последовательно и
3) лексика – полнота
использования лексики
4) грамматика – правильность
построения предложения,
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность
– наличие или отсутствие
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.
Детям предлагают внимательно
рассмотреть картинку и составить
рассказ. Рассказы фиксируются и
подвергаются анализу с точки
зрения предметно-логического
Речь оценивается по следующим параметрам:
1) целостность - единство темы;
2) последовательность и структурное оформление;
3) связность – оценивается
путем анализа способов
4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
6) плавность – оценивается
путем подсчета длительных
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.
Приложение Б
Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе
Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картинок.
Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей.
Оборудование: серия сюжетных картинок по сказке «У страха глаза велики».
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он воспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.
Затем дети называют свои любимые русские народные сказки и воспитатель предлагает детям вспомнить известную им сказку «У страха глаза велики».
Воспитатель начинает рассказывать:
По синю морю, корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть.
Как бы веревку сорвать.
Это еще не сказка, а присказка,
а сказка вся впереди.
Воспитатель прерывается на этом и говорит:
Дети, так как вы знаете эту сказку, попробуйте ее рассказать сами, а в помощь вам у меня есть серия сюжетных картин по этой сказке. Картинки помогут вам в пересказе.
Дети по выбору воспитателя пересказывают отрывки сказки. Воспитатель опрашивает всех детей.
Воспитатель читает заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.
В конце занятия воспитатель спрашивает у кого больше фишек, чему учит данная сказка, трудно ли было ее пересказывать, кому что в ней особенно понравилось.
Приложение В
Таблица А.1 - Характеристика монологической речи
Фамилия, имя ребенка |
Воз-раст |
Количество выде-ленных призна-ков |
Структу-ра и пос-ледова-тельность описания |
Связность Высказывания |
Я з
С р |
ы к
е д с |
о в ы
т в а |
е |
Информативность выска-зывания (всего слов) |
Плав Ность (кол-во пауз) | |||
Кол-во прилагательных |
Кол-во сущест-витель-ных |
Глагольная лек-сика |
Образ-ные средст-ва языка |
Типы пред-ложе-ний |
|||||||||
Валера У. |
5лет |
3 |
Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует |
Связное высказывание |
1 |
7 |
9 |
3 |
Прос-тые |
20 |
2 недли-тельные паузы | ||
Таня С. |
6лет |
4 |
Оконча-ние при-сутствует структура рассказа соблюд. |
Связное высказывание |
3 |
5 |
8 |
2 |
Сложноподчиненные |
22 |
1 недлительная пауза | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | ||
Саша П. |
5лет |
6 |
Описыва-ет после-довательно, струк-тура вы-держана |
Связное высказывание |
0 |
7 |
9 |
3 |
Прос-тые |
19 |
3 длительные паузы | ||
Женя Я. |
6 лет |
1 |
Оконча-ние при-сутствует структура рассказа соблюде-на |
Связное высказывание |
4 |
6 |
12 |
4 |
7 из них: 2 предл. слож-ных и 5- прос-тых |
30 |
2 недлительные паузы | ||
Виталя К. |
5 лет |
2 |
Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует |
Формальные связи |
4 |
9 |
5 |
0 |
Сложноподчиненные |
20 |
3 длительные паузы | ||
Захар С. |
5 лет |
6 |
Оконча-ние при- |
Связное высказывание |
5 |
8 |
10 |
3 |
Сложноподчиненные |
25 |
Пауз нет | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | ||
Сережа Ч. |
6 лет |
5 |
Называет объект, описыва-ет после-довательно, выра-жает оце-ночное отноше-ние |
Формаль-ные связи |
5 |
7 |
8 |
1 |
9 из них: 4 предл. слож-ных и 5- прос-тых |
22 |
3 недлительные паузы | ||
Вика Ф. |
6 лет |
1 |
Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует |
Связное высказывание |
2 |
4 |
6 |
1 |
Простые |
15 |
3 паузы | ||
Катя Д. |
6 лет |
3 |
Называет объект, описыва-ет после-довательно, выра-жает оце-ночное отноше-ние |
Связное высказывание |
3 |
4 |
7 |
1 |
6 из них: 3 предл. слож-ных и 3- прос-тых |
17 |
2 недлительные паузы | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | ||
Артем М. |
6 лет |
2 |
Оконча-ние при- |
Формаль-ные связи |
2 |
6 |
9 |
1 |
Сложноподчиненные |
20 |
1 недлительная пауза | ||
Максим Г. |
6 лет |
1 |
Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует |
Связное высказывание |
3 |
7 |
11 |
3 |
9 из них: 4 предл. слож-ных и 5- прос-тых |
26 |
2 недлительные паузы | ||
Лена К. |
5 лет |
2 |
Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует |
Связное высказывание |
4 |
7 |
10 |
2 |
Сложноподчиненные |
23 |
1 длительная пауза | ||
Олеся К. |
6 лет |
3 |
Структу-ра расска-за несоб-людена, оконча- |
Формальные связи |
2 |
7 |
9 |
0 |
Прос-тые |
18 |
1 длительная пауза | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | ||
ние присутствует |
|||||||||||||
Костя Ш. |
6 лет |
2 |
Оконча-ние от- |
Формаль-ные связи |
1 |
5 |
8 |
1 |
Прос-тые пред-ложе-ния |
15 |
1 длитель-ная пауза | ||
Наташа У. |
6 лет |
3 |
Оконча-ние от- |
Формаль-ные связи |
2 |
8 |
10 |
1 |
Прос-тые пред-ложе-ния |
21 |
2 недлительных паузы |
Приложение Г
Рисунок - График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картин
Приложение Д
Конспект проведения беседы
Тема: «Русские народные сказки»
Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.
Ход
Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.
Вопросы для разговора с детьми:
Тебе нравятся русские народные сказки?
Какая твоя самая любимая сказка? Почему?
А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.
Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?
Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?
Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.
Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.
Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.
В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.
Приложение Е
Таблица А.2 - Характеристика коммуникативных умений детей
Умение вступать в диалог |
Умение поддерживать и завершать диалог | |||||||
Фамилия, имя ребенка |
Владение речевыми оборотами Для уста-новления контакта |
Легкость контактирования |
Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми |
Умение отвечать на воп-росы |
Умение задавать вопросы в ходе диалога |
Умение слушать собесед-ника |
Умение своевременно вступать в диалог |
Умение завер-шать разговор |
Лена К. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Олеся К. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Захар С. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Костя Ш. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Виталя К. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Наташа У. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Сережа Ч. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Саша П. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Катя Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Вика Ф. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Женя Я. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Максим Г. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Артем М. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Валера У. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Таня С. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
_ |
+ |