Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги  иллюстративные издания русской народной сказки «Сивка-бурка», рассматривание иллюстраций (дополнительно можно дать рисунки из авторских альбомов иллюстраций к русским народным сказкам).

Ход

Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные  им русские народные сказки, затем назвать самые любимые из них.

-Дети, какие герои  русских народных сказок вам  известны? - говорит далее педагог. (Иванушка, колобок, лиса, волк, медведь  и т.д.) – Вспомните и назовите  эти сказки. Сказка, с которой  я познакомлю вас сегодня, тоже про Иванушку. Она называется «Сивка-бурка». Как вы думаете, каким будет Иванушка в этой сказке?

Воспитатель выслушивает  суждения детей и рассказывает (читает) сказку с уже знакомой им присказкой. Спрашивает, все ли понятно, не нужно  ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Затем дети по предложению  педагога дают характеристики Иванушке, Сивка-бурка. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Почему Сивка-бурка  помогала Иванушке?

Почему невестки разозлились  на Иванушку?

Как Иванушке удалось  взять в жены царевну?

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки. Если имеется грамзапись, дает прослушать концовку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Морозко»

Цель: познакомить детей  с новой сказкой, вспомнить с  детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой  сказки (особенно подробно – падчерицу) и сравнить их с персонажами других сказок.

Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги  иллюстративные издания русской  народной сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций (дополнительно можно  дать рисунки из авторских альбомов иллюстраций к русским народным сказкам).

Ход

Воспитатель предлагает детям вспомнить каких героев русских народных сказок они знают (перечисляют). Рассказывает о еще  одном очень известном герое  русских народных сказок – Морозко. Как вы думаете о чем говорит  это имя?

Воспитатель выслушивает  суждения детей и рассказывает (читает) сказку. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Затем дети по предложению педагога дают характеристики падчерице, ее отцу, мачехе и самому Морозке, и отвечают на вопрос, на какую другую героиню похожа падчерица. (На царевну-лягушку, Снегурочку, на сестрицу Аленушку из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – Снегурочку) и сравнить их с персонажами других сказок.

Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги  иллюстративные издания русской  народной сказки «Снегурочка», рассматривание иллюстрации (дополнительно можно дать рисунки из авторских альбомов иллюстраций к русским народным сказкам).

Ход

Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные  им русские народные сказки, затем  назвать самые любимые из них.

- Дети, а вы слышали когда-нибудь сказку «Снегурочка»?

Воспитатель выслушивает  суждения детей и рассказывает (читает) сказку. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Затем дети по предложению  педагога дают характеристики Снегурочке, бабушке и дедушке. Отвечают на вопрос, на какую другую героиню русских  народных сказок похожа героиня сегодняшней  сказки (на падчерицу).

Воспитатель предлагает детям драматизировать концовку сказки. Следит, чтобы они с правильной интонацией произносили фразу «Так, милая, так!». Драматизация повторяется 2-3 раза.

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки. Если имеется грамзапись, дает прослушать концовку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Ход

Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные  им русские народные сказки, затем  назвать самые любимые из них.

Воспитатель предлагает рассказать новую, незнакомую детям  сказку «Гуси-лебеди», рассказывает (читает) ее. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Вопросы:

Почему девочка не заметила как гуси-лебеди забрали  ее брата?

Кто подсказал девочке  где искать брата?

Где девочка нашла  брата?

Почему печка, яблоня и река сначала не хотели помогать девочке?

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «По щучьему  веленью»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги  иллюстративные издания русской  народной сказки, рассматривание иллюстраций (дополнительно можно дать рисунки  из авторских альбомов иллюстраций  к русским народным сказкам).

Ход

Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные им русские народные сказки, затем назвать самые любимые из них.

Воспитатель предлагает рассказать новую, незнакомую детям  сказку «По щучьему веленью», рассказывает (читает) ее. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Воспитатель выслушивает  суждения и высказывания детей.

Вопросы:

Какие волшебные слова  сказала щука Емеле?

На чем Емеля поехал во дворец?

В каком дворце стали жить Емеля и Марья-царевна?

Кого отправил царь к  Емеле?

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки.

Викторины

«Путешествие в гости  к Сказке»

Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои.

1. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

«Царевна-лягушка»

2. Царь, три сына, сивка-бурка,  царевна.

«Сивка-бурка»

Злая мачеха, две дочери, дед мороз.

«Морозко»

Девочка, печка, яблоня, гуси-лебеди.

«Гуси-лебеди»

Емеля, щука, царь, Марья-царевна.

«По-щучьему веленью»

Выигрывает тот, кто  назовет больше сказок.

Затем дети по образцу  загадывают свои загадки.

«Мир Сказки»

Воспитатель делит группу на четыре части: две команды игроков  и две группы болельщиков. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Назови сказку.

А. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

«Царевна-лягушка»

Б. Злая мачеха, две дочери, дед мороз.

«Морозко»

2. Назови героев сказки.

А. «Иван-царевич и  серый волк»

Б. «Садко»

Чья команда называет больше героев, та и выигрывает.

3. Вопросы:

А. Какие волшебные слова сказала щука Емеле?

Б. Почему печка, яблоня и  молочная река сначала не стали помогать девочке?

4. Конкурс болельщиков

А. Царь, три сына, сивка-бурка, царевна.

«Сивка-бурка»

Б. Емеля, щука, царь, Марья-царевна.

«По-щучьему веленью»

Чьи болельщики отвечают правильно и быстрее, та команда получает фишку.

Подсчитывается количество фишек, выигрывает та команда, у которой  их больше. Все получают призы.

Игры-драматизации

В погоне за Кощеем

Познавательная игра на улице для старших дошкольников

Во время игры задействована вся территория детского сада. Дети переходят с одного участка на другой.

Предварительная работа: изготовление шаблонов масок (на каждого  ребенка); изготовление игровых вывесок  «Развилка №1» и «Развилка  №2»; подготовка костюмов для персонажей игры (Пират, Кощей, Волшебница, Художник); подбор аудиозаписей (песня Пирата, песня Кощея, песня «Коробка с карандашами»).

Ход

Утром, зайдя в группу, воспитатель обращает внимание детей  на странный (импровизированный) беспорядок в группе и предлагает им привести группу в порядок. Воспитатель предлагает детям подумать, что могло произойти в группе, почему все разбросано? В этот момент в группу заходит Волшебница.

В: Здравствуйте, дорогие  ребята! Из нашей сказочной страны сбежал злой Кощей, но перед тем как убежать, он так набезобразничал! Кощей похитил доброго художника, который спешил к вам в гости, а также обидел других жителей нашей волшебной страны. Вот теперь я его разыскиваю. Мне просто необходимо вернуть его в сказку! Вам он не попадался?

В-ль: Так вот кто учинил такой беспорядок у нас в группе!

В: Значит он прячется где-то у вас в детском саду! Ребята, поможете мне найти его? Я вам  предлагаю найти его с помощью  волшебных масок. Давайте мы с  вами их сделаем волшебными – раскрасим. Кощей очень боится веселых и шумных ребят!

Дети раскрашивают маски.

В: Примерьте свои маски. Ой, какие вы сказочные стали!

Звучит музыкальная  тема Пирата. В группу забегает Пират.

П: Ух! Не догнал! Ой, куда я попал?

В-ль: Вы, уважаемый Пират, попали в детский сад. Мы собираемся искать Кощея, пока он в других группах не нахулиганил.

П: Так ведь я его  и ловлю! Он унес моего верного  друга – говорящего попугая, и  меня сильно обидел! Назвал меня «страшной  морской каракатицей»,»противной медузой». А я ведь и мухи не обижу!

В-ль: Не расстраивайтесь, уважаемый Пират! Между прочим, каракатица и медуза – это очень интересные морские обитатели! А мы с ребятами подарим подарим вам много добрых и прятных слов.

Дети играют с Пиратом  в игру «Комплименты».

П: Вот спасибо! Как  приятно! Ребята, возьмите и меня с собой, я вам пригожусь!

Дети в сопровождении  героев выходят на улицу. Перед входом установлена вывеска: «Развилка  №1». Стрелки указателя разбросаны на земле.

Дети определяют в  какую сторону им двигаться дальше. По дороге им встречается поляна с пальмой и попугаем. По поляне разбросаны цветные флажки.

П: Ой! Вон он, мой любимый  остров, моя любимая пальма! Вот  и мой дружище – попугай  Каррудо! Как я рад, что наконец-то нашел вас! Но какой здесь беспорядок! Все мои сигнальные фйлажки разбросаны! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти пару каждому флажку.

Дети играют в игру «Найди пару».

П: Вот спасибо вам! За это я сделаю вам небольшой  подарок. Маски у вас очень  красивые, но Кощей очень боится шума. Поэтому я хочу вам подарить погремушки. А еще я укажу вам дальнейший путь. Чутье старого моряка подсказывает мне, что нужно идти в ту сторону. Ну, вот и начинаются испытания! Не пройдя это испытание, мы не узнаем, куда же нам дальше идти.

Дети сбивают кегли-указатели, угадывая дальнейший путь. Указатели служат постройки или заранее приготовленные спортивные снаряды, расположенные на следующем участке.

Дети преодолевают препятствия: лабиринт, болото, ручейки.

Дорога приводит детей  к «морю-океану» - к асфальтированной дорожке с нарисованными на ней рыбами.

В: Вот и второе препятствие: море-океан. Как же нам через него перебраться?

Дети предлагают свои версии решения этой проблемы.

П: Правильно, ребята! Вы рассуждаете, как настоящие моряки. По воде нас переправит лодка.

В: Ну что ж, вот вам  и лодки (2 обруча).

П: Но их же только две! Как  же мы переправимся? Тогда давайте  выберем лодочников, которые будут  перевозить остальных ребят.

Проводится подвижная  игра «Лодочник».

П: Вот и с этим препятствием мы справились!

В: Ребята, мы с вами дошли  до волшебной развилки («Развилка №2»): Тупик Кощея.

Вот теперь Кощей от нас  никуда не денется!

П: Стойте! Мне что-то подсказывает, что Кощей совсем рядом.

Звучит музыкальная  тема Кощея. Из постройки «Дом» (на участке 3) выглядывает Кощей.

В: Смотрите, где он спрятался – в детском домике! Как же нам его оттуда выманить?

П: Я знаю! Кощей очень  любит сладости, поэтому у него зубы такие плохие. Он ест сладости в огромных количествах! У меня есть одна конфетка – она и будет  приманкой. Вы, ребята, надевайте маски, приготовтесь шуметь, бить в погремушки.

Пират выманивает Кощея  из домика, дети в масках с шумом  окружают его.

П: Вот ты и попался!

В: Как же тебе не стыдно! Столько безобразий натворил, художника  похитил! Придется тебе все исправлять.

К: Ладно, ладно. Попался, так попался. Не думал я, что вы такие дружные, веселые и смелые. Отпущу я Художника! Все исправлю и в сказку вернусь, ведь без меня она будет скучной.

Из домика выходит  Художник с огромной коробкой цветных  мелков.

Х: Здравствуйте, ребята! Как я вам рад! Большое спасибо, что выручили меня из беды. Я ведь к вам в гости шел и не с пустыми руками, а с цветными мелками. Давайте сделает детский сад еще ярче и веселее.

Звучит песня «Коробка с карандашами». Художник приглашает всех детей и сказочных героев рисовать мелками на асфальте.

«Порадуем своих родных»

Цель: учить детей выражать внимание, заботу, сочувствие к родным и близким, к окружающим людям; дать примеры положительных поступков  и вызвать у детей желание  подражать им; с помощью средств  эмоциональной выразительности (интонации, мимики, жеста) высмеивать отрицательные черты.

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста