Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Козленок: Мама, ребята идут искать Страну Счастья. Пойдем и мы.

Коза: Пойди, сыночек, с  детьми и сам постарайся понять, что такое Страна Счастья и  где она. А я останусь дома.

Дети поют песню «С нами, друг!»

Появляется Лучик (мальчик).

Лучик: Ах, как я торопился. Солнце весеннее меня к вам прислало, чтобы вы не скучали. Давайте потанцуем  и поиграем вместе.

Исполняется общий парный танец.

Проводится конкурс  для девочек «Принеси покупки».

Около зрителей ставят два  стола (для двух команд) с одинаковым набором продуктов (бутафория). На каждом столе «продавец» - игрушечный крокодил Гена или Карлсон (можно использовать любые крупные игрушки). Напротив каждого стола, ближе к центральной  стене, на расстоянии 10-12 шагов на пол кладется гимнастическая палка или веревка (стартовая черта, обозначающая дом), у которой ставятся корзина и пара галош большого размера. Около каждой корзины лицом к зрителям выстраивается в колонну команда детей. На пути от черты дома) до магазина (стола) на полу размещается по три небольших обруча – «лужи талого снега». После сигнала музыкального руководителя дети, стоящие первыми в колоннах, обувают галоши, берут корзину и бегут за покупками. Каждый ребенок кладет в корзину по одной покупке и коротким путем (по прямой) возвращается к следующему участнику своей команды. Снимает галоши и передает корзину, а сам садится на стульчик и т.д. Выигрывает команда, которая раньше сделает все покупки.

В конкурсе «Завяжи платочек» участвуют мальчики. Обе команды выстраиваются в шеренгу лицом друг к другу. Первым номерам выдают сложенные по диагонали женские платки средней величины. В каждой команде мальчик, стоящий первым, надевает платок на голову следующему (второму) игроку своей команды и красиво завязывает его под подбородком. Второй мальчик развязывает платок, надевает его на гологу третьего участника.

Последний в шеренге, развязав платок, бежит к первому  игроку и завязывает платок у него на голове. Оценивается скорость и  качество выполнения задания.

Лучик: Молодцы! Я знаю, вы ищете Страну Счастья, поэтому  послушайте нашу песню.

Выходит Солнце и поет вместе с Лучиком «Веселую песенку».

Выходят все участники  спектакля, становятся полукругом.

Козленок: Теперь мне  все понятно, все ясно стало мне

Нет Родины дороже на всей, на всей земле.

Дети читают по очереди:

Обойди весь мир вокруг, только знай заранее

Не найдешь теплее рук и нежнее маминых,

Не найдешь на свете  глаз ласковей и строже

Мама каждому из нас  всех людей дороже

Сто путей, дорог вокруг обойди по свету

Мама – самый лучший друг, лучше мамы – нету.

Под песню «Женский праздник» (муз. и сл. Г.Струве) дети покидают зал.

Музыкальный спектакль  по мотивам русской народной сказки

Царевна-лягушка

Действующие лица

Сказительница Купеческая дочь

Дуб Боярская дочь

Царь Старик

Старший сын Медведь

Средний сын Заяц

Иван Селезень

Василиса Щука

Кащей Лебеди

Елочки Баба Яга

Гости

Роли Сказительницы  и Дуба исполняют взрослые, остальные  – дети.

Действие первое

Картина первая

Царский дворец. Трон.

Сказительница: Давным-давно жил царь один,

Богатым был и знатным.

Трех сыновей один растил

И пуще всех богатств любил,

К делам готовил ратным.

Но годы шли, и стар он стал,

Забыл почет и славу.

Своих сынов к себе позвал,

Наследников державы.

Царь: Сынки мои любезные,

Я стар, хоть и богат.

Хочу женить вас поскорей

И увидать внучат.

Старший сын: Ну что же, нас благослови.

Средний сын: Согласны мы.

Иван: Отец, жени.

Старший сын: На ком жениться нам? Ответь.

Царь: Стрела укажет путь.

Где упадет она – заметь.

С пути нельзя свернуть.

Невест своих тотчас найдете

И в наше царство приведете.

Закатим свадьбы –  пир горой,

Как возвратитесь вы домой.

Взяв лук, стрелы, поклонившись отцу, сыновья уходят.

Картина вторая

Перед зеркалом боярская дочь.

Боярская дочь: Как  красива, как мила,

Как румяна и бела!

Обойди хоть целый  свет,

Лучше глазок в мире нет!

Бусы яхонтом горят!

Серьги, как алмаз, блестят!

А наряд-то – шелк, атлас!

Влетает стрела, вбегает  старший сын.

Старший сын: Никого нет  краше вас!

Я царевич молодой,

Вас искал весь день-деньской!

В жены вас хочу я взять,

Всему царству показать!

Кланяются друг другу, уходят.

Картина третья

Купеческий двор, за столом с яствами сидит купеческая дочь.

Купеческая дочь: Кренделя и булочки,

Жареную курочку,

И варенье сладкое,

И сметану кадками,

Огурцы и щи с капустой,

Мед, пирог с начинкой вкусной!

Я отведать все непрочь,

Я – купеческая дочь!

Влетает стрела, вбегает  средний сын.

Средний сын: С вами я  готов обедать,

Угощение отведать.

Мне по нраву пир горой.

Я царевич молодой!

В жены вас хочу я взять,

Всему царству показать!

Кланяются, выходят из зала.

Картина четвертая

Болото (ширма за которой  стоит ребенок с лягушкой –  куклой бибабо).

Иван: Шел я лесом, шел  я полем,

Все болото обошел,

Знать, судьба моя такая,

Раз невесты не нашел.

Ой! Лягушка! Вот так диво!

Ты стрелу мою нашла?

Лягушка: Я твоя невеста, Ваня.

В жены ты бери меня,

Не кручинься, мой царевич,

Видно, я судьба твоя!

Иван берет в руки лягушку, уходит.

Действие второе

Картина первая

Царский дворец.

Сказительница: День, и  два, и три проходят.

Сыновья идут домой,

За руку невесток вводят

В царский дом, в его  покой.

С уваженьем приглашает

Царь невесток во дворец,

Рад до слез отец, что  дети

Поженились наконец!

Свадьбы весело играют

И гостей всех угощают!

Сыновья ведут в зал  невесток, рассаживаются у трона. Иван входит один.

Гости исполняют хоровод  «Виноград у нас в бору растет».

Сказительница: Время  к ночи, день утих,

Царь зовет сынов, для  них

Он готовит порученье,

А невесткам наставленье!

Царь: Пусть сошьют рубашки  в срок!

Испекут большой пирог!

Вышьют за ночь рукоделье!

В царстве не люблю  безделья.

Старшие сыновья с  невестками уходят. Иван подходят к  печи, на которой появляется лягушка.

Лягушка: Что, царевич  мой, невесел?

Что ты голову повесил?

Иван: Как ты испечешь пирог?

Как сошьешь рубаху в срок?

Ты лягушка, не девица…

Лягушка: Оттого тебе не спится?

Мой царевич, не робей,

Утро вечера мудреней.

Картина вторая

Царь на трне, сыновья  несут рубахи, невестки на подносах – горелые пироги.

Сказительница: Ночь прошла, и снова утро.

Сыновья несут отцу

Домотканные рубахи,

Чтоб царю были к лицу.

А невестки хлеб несут,

Похвалы отцовой ждут.

Купеческая дочь: Я  купеческая дочь

Рук не покладая,

Шила и пекла всю  ночь,

Устали не зная.

Боярская дочь: Я боярская дочь.

Глаз сомкнуть не смела,

Рукодельем царство  все

Удивить хотела!

Хвалятся рукоделием, хлебом.

Царь: Вот так хлеб!

Вот так рубахи!

Вы, невестушки, неряхи!

Убирайтесь с глаз долой!

Говори, сын младший мой,

Где подарки? Где невестка?

Купеческая дочь: Утонула  в кадке с тестом!

Боярская дочь: Растеряла  все иголки!

От лягушки мало толку!

Царь: Помолчите, пустомели!

За ворота захотели?

Иван: Испекла моя лягушка

Хлеба белого краюшку…

Купеческая дочь: Что принес?

Боярская дочь: Скажи  же с толком!

Иван: Рукоделье шито шелком…

Царь: Вот так хлеб!

Хлебам всем хлеб!

Испечен на славу!

Всех на пир я приглашаю!

Все торжественно выходят. Иван подходит к печи, на которой  появляется лягушка.

Лягушка: Что, царевич мой, невесел?

Что ты голову повесил?

Иван: Как же ты на пир  пойдешь?

Как ты спляшешь, как споешь?

Ты лягушка, не девица…

Лягушка: Оттого тебе не спится?

Мой царевич, не робей.

Утро вечера мудреней.

Картина третья

Пир во дворце. Царь на троне. Входят сыновья с нарядными невестками. Иван идет один, останавливается поодаль.

Сказительница: Ночь прошла, и снова утро.

Сыновья на пир идут.

В жемчугах, парчовых киках

Женушек своих ведут.

Лишь Иванушка невесел,

Буйну голову повесил.

Громко музыка играет,

Ложкари гостей встречают!

Танец с ложками под  русскую народную мелодию «Кадриль».

Гости рассаживаются  в зале.

Старший сын: Где лягушка? Убежала?

Боярская дочь: На болото ускакала?

Средний сын: Громко квакает  на кочке!

Купеческая дочь: Ты б  принес ее в платочке!

Боярская дочь: Она  спляшет и споет,

Удивит честной народ!

Все громко смеются, раздается  гром, гости в страхе прячутся.

Царь: Что за шум? Что  за гам?

Иван: Прятаться не надо вам.

Лягушонка в коробчонке

В гости едет во дворец.

Купеческая дочь: Слава  богу! Чудо-юдо

Мы увидим наконец!

Танец Василисы и лебедей  под русскую народную мелодию  «Белолица - круглолица».

Иван: Ах! Красавица какая!

Кто же ты? Не угадать.

Красота твоя такая –

Только в сказке описать!

Василиса: Друг сердечный  мой, послушай,

Я жена твоя, Ванюша!

Василисою зовут,

Ты позвал, я тут  как тут!

Танец Василисы и Ивана  под русскую народную мелодию  «Маки-маковочки».

Старший сын: Всех лягушка  удивила!

Средний сын: Красотою поразила!

Старший сын: Часты звезды, месяц ясный!

Средний сын: Поступь, взгляд ее прекрасны!

Боярская дочь: Ну подумаешь  – лягушка!

В звездах с пяток  до макушки!

Купеческая дочь: Мы не хуже пропоем,

Спляшем вам сейчас вдвоем!

Две невестки танцуют  под мелодию «Как пошли наши подружки», кривляясь, комично подпрыгивая.

Царь: Подобру и поздорову

Убирайтесь с глаз долой!

Собирайтесь, неумехи.

Возвращайтеся домой!

Невестки убегают.

Сказительница: Василису приглашает

И к столу ее ведет,

Сладостями угощает,

Речь любезную ведет.

Царь ведет Василису по залу, за ними выходят сыновья  и все гости.

Картина четвертая

Светлица Ивана.

Сказительница: А Иван спешит в светлицу.

Полюбил он царь-девицу,

Кожу быстро в печь бросает

И в огне ее сжигает!

Действия героев соответствуют  тексту Сказительницы.

Василиса: Ах, царевич  ты мой ясный,

Подождал бы лишь три дня!

Торопился ты напрасно,

Навсегда была б твоя.

А теперь прощай, Ванюша!

Я – за тридевять земель,

В тридесятом государстве,

Там, где властвует  Кащей!

Сказительница: Обернулась вдруг кукушкой,

Подлетела вмиг к окну

И пропала, а Ванюша

Поспешил искать жену.

Действие третье

Картина первая

Лес.

Сказительница: Долго  шел Иван, далеко,

Сапоги сносил, кафтан,

Старичка совсем седого

Повстречал в лесу Иван.

Старик: Здравствуй, молодец!

Откуда и куда ты держишь  путь?

Иван: В царство злобного Кащея,

Василису чтоб вернуть.

Старик: Вот клубок тебе, царевич.

Смело вслед за ним  ступай.

По дорожкам, по тропинкам

От него не отставай.

Сказительница: Поклонился старичок и пропал…

Иван бежит по залу, в руках лук, стрелы.

Ваня все бежит вперед,

От клубка не отстает.

В чистом поле вдруг – медведь!

И давай, как гром, реветь!

Ваня целится из лука –

Будет злобному наука!

А медведь рычит…

Медведь: Ванюша, ты не бей  меня, послушай!

Хоть я злой, коварный зверь,

Пригожусь тебе, поверь!

Сказительница: Ваня все  бежит вперед,

От клубка не отстает.

В небе селезень летит,

Громко селезень кричит.

Ваня целится из лука –

Будет сизому наука!

Молвит селезень…

Селезень: Послушай, пожалей  меня, Ванюша!

На тебя я не сержусь,

И тебе я пригожусь!

Сказительница: Ваня все  бежит вперед,

От клубка не отстает.

На полянку заяц –  скок!

«Берегись меня, дружок!»

Ваня целится из лука –

Будет серому наука!

Заяц молвит…

Заяц: Ты не бей меня, потом

Пригожусь тебе, Ванюша,

Зайца серого послушай!

Сказительница: Ваня все  бежит вперед,

От клубка не отстает.

Видит – море-океан,

Щуку увидал Иван,

На песке лежит, не дышит,

Молвит слово, Ваня слышит.

Щука: Пожалей меня, Иван,

Брось скорее в океан!

Пригожусь тебе, Ванюша,

Щуку мудрую послушай!

Сказительница: Ваня щуке помогает –

В море синее бросает.

За клубочком в лес  бежит,

А в лесу изба стоит.

Танец елочек под мелодию  «В сыром бору тропина».

Картина вторая

Изба Бабы Яги.

Иван: Стань, избушка, к  лесу задом!

Повернись ко мне фасадом!

Кто живет в избе на ножках?

Выгляни скорей в окошко!

Баба Яга: Я живу –  Баба Яга!

Костяная, знать, нога!

Ты зачем сюда пришел?

Потерял что иль нашел?

Добрый молодей, откуда

И куда ты держишь путь?

Иван: В царство злобного Кащея,

Василису чтоб вернуть!

Баба Яга: Знаю, знаю, у  Кащея

Василисушка живет.

Для него поет и пляшет,

Вышивает, хлеб печет.

Иван: Как Кащея мне прогнать?

Злого вора наказать?

Баба Яга: На конце  иглы погибель,

Та игла в яйце лежит,

Яйцо в утке, утка в  зайце,

Заяц в сундуке сидит.

А сундук на дубе спрятан.

Кащей дуб тот стережет,

Пуще глаза бережет.

Как с Кащеем вступишь в бой,

Заберешь жену домой!

Картина третья

Дуб (взрослый) стоит в  центре, над головой держит сундук, из-за дуба выходит Кащей.

Кащей: Я Кащей великий, злой,

Берегу я свой покой!

Серебром богат и  златом,

В жемчугах мои палаты,

Василиса мне поет,

Вышивает, речь ведет,

Я бессмертен, спору нет!

Только есть один секрет…

Дуб могучий стерегу,

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста