Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Пуще глаза берегу.

На ветвях сундук висит,

В сундуке игла лежит,

Кто иглу ту раздобудет –

Тотчас жизнь мою  погубит!

Звучит фонограмма: ветер, ураган, гроза, камнепад. Выбегает Иван, сражается с Кащеем. Звучит русская народная мелодия «Дубинушка». Иван раскачивает дуб. Выходит медведь, приходит на помощь Ивану. Сундук опускается, затем выбегают два зайца, утка и селезень. Из морских волн щука подает яйцо Ивану, он поднимает иглу над головой.

Иван: Я Кащея победил,

Злого вора погубил.

Иван торжественно ведет  Василису под мелодию «маки-маковочки».

Сказительница: Победил  наш молодец –

Злой Кащей нашел  конец.

Сколь ни бился, ни метался,

А пропал, как ни старался.

Наш царевич молодой

Отправляется домой,

С Василисой под венец!

Вот и сказочке конец.

Дети-артисты идут хороводом  на поклон.

Конспекты занятий

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Заяц –  хваста»

Цель: предложить детям  вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: за несколько дней до занятий помещаю  в уголке иллюстрированное издание русской народной сказки «заяц, лиса и петух». Предлагаю детям рассмотреть рисунки, выполненные к этой книге, и охарактеризовать зайца.

Ход

Прошу назвать детей  известные им русские народные сказки. За каждый правильный ответ вручаю игрушечного пластмассового зайчонка (из набора предметов для счета). Слежу за правильностью ответов если кто-то называетдругих народов или авторские, игрушка не выдается.

Всякий раз дети повторяют  хором название сказки.

Далее спрашиваю, как  обычно начинаются русские народные сказки («жил- был, жили- были»). Рассказывают о том, что многие сказки имеют сказочную концовку.

Например: «Тут и сказке конец, кто дослушал молодец». Затем  предлагаю детям повторить концовку сначала всем вместе, затем двоим- троим индивидуально.

Затем говорю им о том, как рассказывал о себе заяц из сказки, что у него «не усы, а  усищи, не лапы, а лапище не зубы, а  зубищи». Потом вместе проговаривает  цитату.

Потом рассказываю детям  сказку «заяц-хваста» спрашиваю  все ли слава понятны детям, отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова конорина (коряга) и гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

Затем прошу детей  охарактеризовать зайца (сначала хвастун  и трусишка- увидев тетку ворону, испугался, а потом- храбрец).

Затем напоминаю детям диалог тетки вороны и зайца-хвасты и с помощью детей драматизирую этот отрывок:

Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

А как ты хвастал?

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Боле не хвастай!

Далее сценка повторяется 1- 2 раза с другими детьми. Заканчивая занятие, спрашиваю детей, на кого но их мнению, похожи пластиковые зайчики, которые стоят на некоторых столах: на зайца-хвасту или на зайца- горемыку из сказки «заяц, петух и лиса».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей  еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец.)

Ход

Педагог спрашивает, какие  русские народные сказки могут назвать  дети есть ли среди них любимые. Напоминает программные произведения, с которыми детей знакомили в этом году: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый». Предлагает прослушать еще одну русскую народную сказку – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Начинает чтение присказкой. После окончания сказки дает детям возможность посидеть молча, поразмышлять, переживая трудную судьбу ее героев, затем говорит:

- Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать  успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные,  события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек; есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула.)

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на язык сказки, подчеркивает, что он отличен от языка рассказов и стихов. В подтверждение своих слов вспоминает с ними начало («Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка…»), концовку («Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле»),

Далее педагог зачитывает отдельные фразы из текста, а дети находят в них сравнения, описания, типичные для народных сказок:

Остались Аленушка да Иванушка одни – одинешеньки.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю.

Шли – шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает (хоровое выступление и индивидуальные).

Залилась Аленушка слезами.

О чем, красная девица, плачешь? (Воспитатель объясняет  что красная – это красивая, пригожая.)

Я тебя наряжу в злато-серебро… стали они жить-поживать… ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

А сама оборотилась Аленушкой… Закинули сети шелковые…

Дети вместе с воспитателем повторяют жалобу козленочка и ответ  Аленушки (2 хоровых и 1-2 индивидуальных повторения). Педагог следит за выразительностью их речи.

Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра, и брат по широкому полю и встречали  на своем пути копытца с водой. Приглашает нескольких человек для  драматизации этого отрывка. Сам  педагог выступает от лица рассказчика. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» проговаривают зрители.

Драматизация повторяется  дважды.

Если останется время, воспитатель читает отрывки по заявкам  детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: предложить детям  вспомнить известные им русские  народные сказки, их концовки; познакомить  еще с одним произведением  русского фольклора, помочь запомнить  его начальную фразу и концовку; воспитывать умение отличать сказочные  ситуации от реальных.

Ход

Воспитатель просит детей  назвать известные им русские  народные сказки (правильные ответы оцениваются  фишками), сказать, какое из этих произведений самое любимое. Напоминает о сказках, которые им читали в этом году на занятиях. Дети припоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам  сегодня,- продолжает разговор педагог,- начинается так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Повторяет фразу, дети договаривают слова (подчеркнуты). Выясняет, как воспитанники понимают смысл выражения «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Спрашивает: «Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, главной её героини?» Начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко велико.

Это еще не сказка, а  присказка, а сказка вся впереди. И называется сказка – «Хаврошечка».

Закончив сказку, воспитатель  интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать типичные для сказок образы, сказочные ситуации (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, «срабатывалось» как бы само собою, из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила). Напоминает и предлагает повторить (хором и индивидуально) концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Затем двое детей воспроизводят диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах, с места):

Хаврошечка. Коровушка  – матушка! Меня бьют, журят, хлеба  не дают, плакать не велят. К завтрашнему  дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 3-4 раза. Перед каждым новым выступлением все дети хором приговаривают: «Спи, глазок, спи другой!»

Затем педагог предлагает воспитанникам зажмуриться и  представить волшебную яблоню. Когда дети открывают глаза, она предъявляют рисунок с реальным деревом. Дети отмечают, что это не волшебная яблоня. Педагог просит их зажмуриться еще раз и заменяет прежнюю иллюстрацию новой – сказочной.

«Угостила Хаврошечка сильного человека наливными яблоками, и он на ней женился»; - напоминает воспитатель текст сказки. «И стала она в добре поживать, лиха не знать»,- заканчивают дети.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Маша и  медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.

Задачи: 1. учить навыкам  драматизации фрагментов сказки;

2. Развивать эмоциональное  восприятие на основе интонационной  выразительности речи, вовлекать  детей в игровую деятельность, воздействуя на чувства (жалость к медведю, который остался без пирожков; радость за Машеньку, которая вернулась к дедушке и бабушке);

3. Воспитывать умение  слушать сказку внимательно, не  отвлекаясь, повторяя за воспитателем  знакомые выражения, отвечая на вопросы.

Предварительная работа: чтение сказки и рассматривание иллюстраций  к ней (обратить особое внимание на слова и картинки: короб, пенек, дремучий лес).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, отгадайте  загадку: «Большой, лохматый, в лесу живет, любит мед». (Медведь) Правильно, это загадка про медведя, который живет в дремучем лесу. Вот про этого медведя сейчас я и расскажу вам сказку.

Рассказывает сказку, показывая ее при помощи фигурок  для настольного театра. В процессе рассказа, при повторении эпизода  «Сяду на пенек, съем пирожок», побуждает детей к повтору слов Машеньки: «Не садись на пенек, не ешь пирожок».

По окончании рассказа задает детям следующие вопросы:

Про кого рассказывается в сказке? (Про Машу и медведя.)

Каким был медведь? (Большим, лохматым.)

Как Машенька попала к  медведю? (Отстала от подружек в лесу и заблудилась.)

Что должна была делать Машенька в доме у медведя? (Кашу варить, печку  топить, кашей кормить.)

Как Машенька обманула медведя? (Залезла в короб, а сверху поставила  миску с пирожками.)

Что говорила Машенька, когда  медведь хотел съесть пирожок? (Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси дедушке, неси бабушке.)

Как Машенька оказалась  около домика дедушки и бабушки? (Медведь принес ее в коробе.)

Почему дедушка и  бабушка называли Машу умницей?

Кого испугался медведь  около дома бабушки и дедушки? (Собак.)

Затем дети играют в подвижную  игру «Маша и медведь».

Все мальчики – медведи, а девочки – Мшеньки. Девочки  «пекут» пирожки (имитируют этот процесс, складывают пирожки в короб, прячутся за спинку стульчика, как будто в короб медведя). Мальчики, имитируя движения медведя, идут по лесу, время от времени присаживаются на стульчики-пеньки со словами «Сяду на пенек, съем пирожок».

Девочки встают из-за стульчиков и грозят медведям пальцем: «Не садись на пенек, не ешь пирожок», - затем снова прячутся. Медведи отвечают: «Ишь какая глазастая! Высоко сидит, далеко глядит».

Игра повторяется два  раза. После игры дети рассаживаются  на стульчики.

Воспитатель: Убежал медведь  в лес, не полакомился пирожками. Мне его жалко. А вам?

Дети: Да, жалко.

Воспитатель: Давайте  угостим его пирожками.

Дети: Давайте!

Воспитатель: А чтобы  Мишке было не очень грустно оттого, что его собаки прогнали от дома дедушки и бабушки мы для него слепим еще и мисочку, и подарки, а не только пирожки.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Иван-царевич  и серый волк»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и сравнить их с персонажами других сказок.

Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги, иллюстративные издания русской  народной сказки «Иван-царевич и  серый волк»

Ход

Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные им русские народные сказки, затем назвать самые любимые из них.

- Дети, сегодня я хочу  рассказать вам новую сказку: про Ивана-царевича и серого  волка. Хотите ли вы послушать  ее?

Воспитатель выслушивает  суждения детей и рассказывает (читает) сказку. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что-нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Затем дети по предложению  педагога дают характеристики Ивану-царевичу, серому волку, Елене Прекрасной.

Воспитатель предлагает детям драматизировать отрывок  из сказки. Следит, чтобы они с  правильной интонацией произносили  фразу «Да как же мне, серый  волк, не печалиться? Как расстанусь я с такой красотой? Как Елену  Прекрасную на коня буду менять?». Драматизация повторяется 2-3 раза.

Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям рисунки.

Конспект занятия по развитию речи в сторшей группе

Тема: Рассказывание детям  русской народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – сивку-бурку) и сравнить их с персонажами других сказок.

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста