Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:19, контрольная работа
Телевидение все более активно проникает не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Проблема «дети и телевидение» волнует всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. «Спокойной ночи, малыши», мультфильмы, детские художественные фильмы, телеспектакли и концерты — вот короткий перечень детских передач, которые дошкольники, как правило, смотрят в семье, что примерно составляет от 5 до 7 часов в неделю. Телевидение стало для них ещё одним – и очень мощным! – источником, откуда можно черпать разнообразные сведения, эмоциональные впечатления, этические и эстетические понятия.
Введение………………….………………………………………………………....3
“Телевизионные” эмоции и модели поведения детей......………...………...4
Почему нужно ограничить телевизор в жизни ребенка………........4
И все-таки польза есть!........................................................................8
Смотрим телевизор правильно!...………………………………………….…10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра педагогики и психологии детства.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Дошкольная педагогика.
Влияние телевизионных детских передач на эмоциональное состояние дошкольников.
Шуя 2013
Содержание
Введение………………….……………………………………
Введение
Телевидение все более активно проникает не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Проблема «дети и телевидение» волнует всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. «Спокойной ночи, малыши», мультфильмы, детские художественные фильмы, телеспектакли и концерты — вот короткий перечень детских передач, которые дошкольники, как правило, смотрят в семье, что примерно составляет от 5 до 7 часов в неделю. Телевидение стало для них ещё одним – и очень мощным! – источником, откуда можно черпать разнообразные сведения, эмоциональные впечатления, этические и эстетические понятия.
Работники телевидения, конечно, рассчитывают, что ребята с помощью родителей будут смотреть передачи выборочно в зависимости от вкуса, возраста. По данным же врачей-гигиенистов, многие дошкольники смотрят телевизионные передачи без разбора, по времени от 40 минут до 1,5—2 часов в день, т. е. 12—14 часов в неделю. Словом, телевизор надолго приковывает к себе не только взрослых людей, но и детей.
Плохо или хорошо такое безоглядное увлечение телевидением? Какое воздействие при этом оказывается на детей? Приносят ли реальную пользу «обучающие» передачи, любимые мультфильмы?
Известно, что самыми поддающимися и впечатлительными относительно восприятия телепередач являются дети. Большинство современных родителей, воспитывавшихся в другом информационном пространстве, не видят в услугах электронных средств информации, в том числе телевидения, угрозы здоровому развитию своих детей. Более того, они считают, что в современном обществе нужно как можно раньше привлекать к воспитанию ребенка современные информационные технологии. Действительно, сможет ли мама так красиво рассказать сказку, как это происходит в мультфильмах или фильмах, или так ласково спеть, как на диске?
По мнению специалистов, вреда от телевизора для детей всё-таки больше, чем пользы. В первую очередь, ребенку необходим активный отдых с участием всей семьи – этого телевизор заменить никак не может. Кроме того, при постоянном просиживании перед телеэкраном и просмотром разных программ наблюдаются такие отрицательные последствия для здоровья, как гиподинамия и перегруженность психики. Особенно это касается маленьких детей – до двух с половиной лет. В таком возрасте дети требуют особого внимания. Но, если родители усаживают его перед телевизором смотреть мультики, а сами спокойно занимаются своими делами, малыш застывает перед экраном в одной и той же позе и готов сидеть так часами, не сводя глаз с экрана. Это приносит ощутимый вред здоровью ребенка, особенно зрению и осанке. Страдает и эмоциональное состояние малыша – ведь его психика просто не готова к такой нагрузке: на экране одна картинка сменяет другую, да ещё звуковое сопровождение добавляется. Он становится плаксивым, наблюдается перевозбуждение и проблемы со сном. У малыша происходит формирование психики, он активно познает мир, любой предмет, любое действие вызывает у него бурю эмоций. Ему необходимо двигаться, смотреть вокруг себя, брать и изучать новые предметы. Ведь именно чувства и эмоции побуждают нас к действиям, оказывают влияние на принятие решений и постановку жизненных целей, определяют наше поведение, да и просто оказываются необходимыми в преодолении трудностей повседневной жизни. Так что до этого возраста телевизор должен быть для ребенка под запретом.
Еще в 1998 году одна из ведущих ученых Англии Селия Вард опубликовала результаты своих исследований о влиянии телевидения, в том числе и детских передач на воспитание детей. Она установила, что если родители надеялись на электронные средства как на нянь, то в 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. Если дети продолжали смотреть телевизор и слушать приемники и пластинки, то у большинства из них в трехлетнем возрасте наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). Но, если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка. [6]
Исследования психики свидетельствуют, что для детей в возрасте до 10 лет не существует грани между реальным миром и виртуальной действительностью, создаваемой телевидением. Для дошкольника телевидение - это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир. В основе этого лежит закон эмоциональной реальности воображения. Эмоции, которыми заражают детей художественные фантастические образы, отмечал французский психолог Рибо, являются вполне реальными и переживаются ими по-настоящему серьезно и глубоко. Поступки и судьбы вымышленных телегероев не оставляют детей равнодушными. Ребенок переживает вместе с любимым героем все его жизненные коллизии. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребенок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо. Важно объяснить ребенку, что мир мультфильма - это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нем могут быть опасны в реальной жизни.
Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред, прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей. «Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану, – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. – Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры! Телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Дефицит ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий в больших городах.[5]
Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.
В Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игры детей по мотивам просмотра современных мультфильмов. Результаты наблюдений показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости — снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения — сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.[4]
Ежедневный просмотр телевизионных передач рождает у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы ни была передача. А ведь каждый свободный вечер — это время для развития способностей ребенка, общения детей со взрослыми, для игр, в которых ребенок активно и деятельно усваивает информацию. Формирование личности, как известно, непременно предполагает ее активность, многие же телепередачи в отличие от игры не требуют от маленького зрителя личного участия и часто превращают его в пассивного созерцателя.
Если до широкого распространения телевидения настоящим приключениям было купаться с друзьями на речке, играть в пиратов и искать зарытый клад – то теперь гораздо проще наблюдать за похождениями выдуманных героев, сидя дома. Сказки тоже можно не читать – по телевизору показывают увлекательные экранизации. Подросткам общение со сверстниками замещают ведущие развлекательных телепередач и персонажи сериалов.
Таким же образом они отвлекаются от проблем, которых в жизни детей немало: завоевание авторитета в компании сверстников, трудности учебы и взаимоотношений со взрослыми, необходимость выбирать профессию. Но зрелому человеку должно быть понятно, что за этим стоит иллюзия – иллюзия общения, иллюзия приключений, иллюзия разрешения проблем. Поэтому родителям важно с самого начала «дозировать» своему чаду просмотр телевизора, заполняя досуг ребенка настоящими играми и реальным общением.
Можно считать установленным фактом, что просмотр телепередач серьезно влияет как на моральное развитие ребенка, так и его социальную идентификацию. Влияние это, разумеется, не всегда отрицательное.
Действительно, психологи подтверждают: телевидение может развивать словарный запас, расширять познания ребенка о мире и получать массу положительных эмоций. В частности, ребенок может узнавать из телевизионных программ эффективные модели социально желательного поведения. Однако передачи обязательно должны соответствовать возрасту. Большинство так называемых “детских” передач более или менее внятно доносят до ребенка такие важные вещи как необходимость серьезной учебы, уважение к родителям, терпимость по отношению к сверстникам, заботу о животных и т.п. Именно с помощью телевизора ребенок начинает познавать окружающий мир. Животные из африканской саванны, ураган на другом конце света, известные музеи мира – все это наглядно дает ему дополнительные знания, способствует значительному расширению кругозора ребенка, а разнообразные телевикторины или спортивные программы пробуждают чувство здоровой конкуренции, где нет места зависти или обидам. Концерты и музыкальные передачи влияют на развитие артистических способностей, помогают раскрыть творческие таланты и повысить самооценку. Кроме того, телевидение влияет и на развитие эмоций у ребенка, формируя тем самым его психологический склад. Он радуется и огорчается, учится сочувствовать и делать выводы, отличать хорошее от плохого.
Однако, какими бы замечательными ни были мультфильмы или развивающие телепередачи, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве. «Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором, – говорит детский психолог Анна Бердникова. – Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми». Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя. («Я никогда не жадничаю, как этот медвежонок!») «Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами («Почему клоун одну букву раскрасил красным, а другую зеленым?»), – советует Анна Бердникова, – иначе одно недопонимание повлечет за собой другое. То же относится и к детским развивающим телепередачам».
Некоторые детские передачи делают попытку решить проблему активности ребёнка-зрителя. Нередко можно наблюдать, как дети после просмотра передачи стремятся выполнить задание ведущего, например, нарисовать что-нибудь по теме сказки или устроить кормушку для птиц. Такое стремление ребёнка действовать активно – его естественная потребность; она заслуживает всяческой поддержки. Ничего, что он чего-то не умеет. Да, поначалу ему будет трудно, не всё получится, потребуется помощь мамы или папы, старшего брата или сестры. Но затем, когда ребёнок овладеет определёнными навыками, он станет более уверенным и самостоятельным.
Информация о работе Влияние телевизионных детских передач на эмоциональное состояние дошкольников