Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:51, контрольная работа
В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить место игровых технологий в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли педагогических технологий в учебном процессе.
2. Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Дать характеристику игры как метода обучения.
3. Исследовать позитивные стороны уроков с игровой состязательной основой.
ческие основы изучения инновационных образовательных технологий
Характеристика инновационных образовательных технологий
Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Алгоритм внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Опытно-экспертная работа по внедрению инновационных образовательных технологий в школе
Диагностика внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Реализация алгоритма внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Анализ и обобщение результатов исследования
Автор включает в понятие «инновационная деятельность» следующие компоненты:
- экспериментальная педагогическая деятельность (в том числе проектная);
- внедренческая педагогическая деятельность;
- инновационная (новаторская) педагогическая деятельность.
Последнее связано с творческим педагогическим поиском в основном технологических путей повышения эффективности образовательного процесса (модульное обучение, мультипрофильное обучение, развивающее обучение и т.п.) .
Следует заметить, что в
современной педагогической науке
и образовательной практике зафиксированы
две различные позиции
Слободчиков В. И. в понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность. По его мнению, «собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. Новация определяется как деятельность, которая не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы .
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод: научная деятельность является частью инновационной. По существу, в инновационную деятельность включается целенаправленная педагогическая деятельность, связанная с исследованием, осмыслением или освоением нового, - т. е. экспериментальная педагогическая деятельность, проектная педагогическая деятельность, внедренческая педагогическая деятельность, педагогическое новаторство, основанное на педагогическом творчестве и т. п.
Наибольшее значение для инновационного процесса имеет следующая группа факторов:
- внутренние и внешние коммуникационные процессы;
- организация работы междисциплинарных групп;
- уровень бюрократизации в управлении образованием;
- отношение управленческого персонала, готовность к инновациям;
- ориентация организационной культуры;
- система оценки стимулирования роста.
По мнению Л. Н. Плешкиной, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений.
Определение инновации как
педагогической категории сводится
к понятию обновления, изменения,
новшества, введения нового в образовательно-
Инновационное обучение изменяет характер протекания педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Это обусловлено изменившимися целями учебно-воспитательного промесса, согласно которым ученик становится активным субъектом творческой учебной деятельности, идущим вместе с творческим учителем к знаниям, формируемым одновременно с умениями.
Активно развивающийся в настоящее время во всем мире процесс создания моделей инновационного обучения позволяет выделить:
- инновации;
- модернизации и инновации;
- трансформации.
С помощью моделей первого типа достигается гарантированный результат обучения в рамках традиционной репродуктивной ориентации (технологическая модель). Преобразования, заложенные в модели второго типа, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации (модель-поиск, реализующаяся в форме исследования, диалога и игры). Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая – гуманистической. Технологичность и связанное с ней понятие воспроизводимость, равно как поиск и связанное с ним понятие творчество – ценности современной культуры .
Обновление и инновация учебных дисциплин не только требует включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое сегодня все больше ориентируется на совершенствование подготовки каждого учащегося, познание его способностей и интересов, обеспечивающих развитие личностного творческого потенциала.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определенные умения и навыки. Для успешного обучения современного ребенка необходимо создание определенных условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации их речевой деятельности.
Итак, в инновационную деятельность включается целенаправленная педагогическая деятельность, связанная с исследованием, осмыслением или освоением нового, - т. е. экспериментальная педагогическая деятельность, проектная педагогическая деятельность, внедренческая педагогическая деятельность, педагогическое новаторство, основанное на педагогическом творчестве и т. п.
Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения
Весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), хотя в определенной степени и он тоже, а несколько иной контекст — новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Щамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко (таблица 3, приложение 3). Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
•По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
•По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
•По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.
•По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
•По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
•По характеру содержания
и структуры называются технологии:
обучающие и воспитывающие, светские
и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
•По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько — дидактических систем):
1 - классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);
2 - обучение с помощью
аудиовизуальных технических
3 - система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
4 - обучение с помощью
учебной книги (разомкнутое,
5 - система «малых групп»
(цикличное, рассеянное, ручное) —
групповые, дифференцированные
6 - компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7 - система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;
8 - «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
- современное традиционное обучение, использующее Дидахографию в сочетании с техническими средствами;
- групповые и
- программированное обучение,
основывающееся на адаптивном
программном управлении с
Принципиально важной стороной
в педагогической технологии является
позиция ребенка в
а) Авторитарные технологии,
в которых педагог является единоличным
субъектом учебно-
б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
в) Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы
Таким образом, личностно-ориентированные
технологии характеризуются
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Информация о работе Внедрение инновационных образовательных технологий в школе