Внедрение инновационных образовательных технологий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить место игровых технологий в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли педагогических технологий в учебном процессе.
2. Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Дать характеристику игры как метода обучения.
3. Исследовать позитивные стороны уроков с игровой состязательной основой.

Содержание

ческие основы изучения инновационных образовательных технологий
Характеристика инновационных образовательных технологий
Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Алгоритм внедрения инновационных образовательных технологий в школе

Опытно-экспертная работа по внедрению инновационных образовательных технологий в школе
Диагностика внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Реализация алгоритма внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Анализ и обобщение результатов исследования

Вложенные файлы: 1 файл

магистерская.docx

— 99.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке  появилось специальное направление  – педагогическая технология. Это  направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее  время распространилось практически  во всех странах мира. Появление  этого термина и направления  исследований в педагогике не являются случайностью.

 

ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:

 

 

    гуманность: технологии  должны улучшать качество жизни  людей, например, качество образования.

 

    эффективность:  технологии должны быть результативными,  т.е. должны давать гарантированные  результаты уже в течение 5 лет их применения.

 

    наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

 

    универсальность:  технологии должны иметь широкое  применение, например, одна и та  же технология должна быть  применима для преподавания разных  учебных предметов, должна быть  пригодна для разных ступеней  обучения, а также для обучения  детей с разным уровнем развития.

 

    интегрированность:  технологии должны быть взаимосвязаны  и взаимообусловлены и тем  самым должны дополнять и усиливать  друг друга [10, с.6-7].

 

 

Однако, несмотря на то, что  в настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии, в его понимании и  употреблении существуют большие разночтения:

 

 

    Педагогическая  технология – совокупность психолого-педагогических  установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов,  способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

 

    Педагогическая  технология – это содержательная  техника реализации учебного  процесса (В. П. Беспалько).

 

    Педагогическая  технология – это описание  процесса достижения планируемых  результатов обучения (И. П. Волков).

 

    Технология –  это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки,  изменения состояния (В. М. Шепель).

 

    Технология обучения  – это составная процессуальная  часть дидактической системы  (М. Чошанов).

 

    Педагогическая  технология – это продуманная  во всех деталях модель совместной  педагогической деятельности по  проектированию, организации и проведению  учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий  для учащихся и учителя (В.  М. Монахов).

 

    Педагогическая  технология – это системный  метод создания, применения и  определения всего процесса преподавания  и усвоения знаний с учетом  технических и человеческих ресурсов  и их взаимодействия, ставящий  своей задачей оптимизацию форм  образования (ЮНЕСКО).

 

    Педагогическая  технология означает системную  совокупность и порядок функционирования  всех личностных, инструментальных  и методологических средств, используемых  для достижения педагогических  целей (М. В. Кларин) [11, с.14-15].

 

      Понятие  «педагогическая технология» рассматривается  в трех аспектах:

 

    научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

 

    процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

 

    деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [12, с.17].

 

 

      По сравнению  с обучением, построенным на  основе методики, технология обучения  имеет серьезные преимущества:

 

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень  достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

 

Технология, в которой  цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

 

Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого  варианта.

 

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и  виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет  к более высокой стабильности успехов практически любого числа  учащихся.

 

Педагогические технологии можно классифицировать по нескольким критериям.

 

Из наиболее распространенных в педагоги­ческой практике можно выделить следующие технологии:

 

 

    Современное традиционное  обучение.

 

    Педагогические  технологии на основе личност­ной ориентации педагогического процесса:

 

    Педагогика сотрудничества;

    Гуманно-личностная  технология Ш. А. Амонашвили;

    Система Е. Н.  Ильина: преподавание литературы  как предмета, формирующего человека.

    Педагогические  технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности учащихся:

 

 

    Игровые технологии;

    Проблемное обучение;

    Технология коммуникативного  обучения иноязычной культуре  Е. И. Пассова;

    Школа интенсивного  обучения Г. А. Китайгородской;

    Технология обучения  на основе опорных сигналов В. Ф. Шаталова

    Педагогические  технологии на основе эффек­тивности управления и организации учебного про­цесса:

    Технология перспективно-опережающего  обучения при комментируемом  управлении С. Н. Лысенковой;

 

    Дифференцированное  обучение;

 

    Уровневая дифференциация  обучения на основе обя­зательных результатов В. В. Фирсова;

 

    Культуровоспитываюшая технология дифференциро­ванного обучения по интересам детей И. Н. Закатовой;

 

    Технология индивидуализации  обучения;

    Технология программированного  обучения;

    Групповое и  коллективное обучение В. К.  Дьяченко;

    Компьютерные (новые  информационные) техноло­гии обучения.

 

 

    Педагогические  технологии на основе дидактического  усовершенствования и реконструирования материала:

 

 

    Реализация теории  поэтапного формирования ум­ственных действий;

 

    «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курга­нов;

 

    Укрупненные дидактические  единицы.

    Технологии развивающего  обучения:

    Система развивающего  обучения Л. В. Занкова;

    Развивающее обучение  Д. Б. Эльконина – В. В. Давы­дова;

    Технология саморазвивающего обучения Г. К Селевко.

    Частно-предметные педагогические технологии

    Технология раннего  и интенсивного обучения гра­моте Н. А. Зайцева;

    Технология обучения  математике на основе реше­ния задач Р. Г. Хазанкина;

    Педагогическая  технология на основе системы  эф­фективных уроков А. А. Окунева;

    Система поэтапного  обучения физике Н. Н. Палтышева;

    Методика выравнивающего  и развивающего обучения информатике  Е. В. Андреевой [13, с.11-12].

 

 

Итак, педагогическая технология означает системную совокупность и  порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

 

Из наиболее распространенных в педагоги­ческой практике можно  выделить следующие технологии: современное  традиционное обучение, педагогические технологии на основе личност­ной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека), педагогические технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова и др.), педагогические технологии на основе эффек­тивности управления и организации учебного про­цесса (технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С. Н. Лысенковой, дифференцированное обучение, технология индивидуализации обучения, программированного обучения и др.), педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала, технологии развивающего обучения (система развивающего обучения Л. В. Занкова, развивающее обучение Д. Б. Эльконина В. В. Давы­дова, технология саморазвивающего обучения Г. К Селевко), частно-предметные педагогические технологии (технология раннего и интенсивного обучения гра­моте Н. А. Зайцева, технология обучения математике на основе решения задач и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы диссертации  автор научной работы: кандидат педагогических наук , Рябова, Елена Олеговна, Вологда

 

1. Абдулина О.А., Плигив! А.А. Личностно ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998 - № 4.-С.34 - 36.

 

2. Активность личности  в обучении / Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1986,- С.21- 30.

 

3. Александрова Е.Н. Влияние  содержания географического образования  на формирование ценностных ориентации  старших подростков: Дис.к та. пед. наук. - Архангельск. - 1999 - 158 с.

 

4. Анисимов Н. По поводу  развития инновационных способностей // Высшее образование в России. 1997 - № 4.- С.94 - 97.

 

5. Ангедовски К. Учителя и инновации: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - С. 159.

 

6. Аршинов В.И. Сипнергетическое дознание в контексте проблемы единства двух культур // Педагогика. №4-1994. - С. 13-21.

 

7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

 

8. Балашов М.М., Лукьянова  М.И. Психологические основы личностно  ориентированного подхода к обучению // Наука и школа. — 1998. №  6. — С.26 ?2.

 

9. Безрукова В. Образовательные  технологии: «ртюетиры для выбора // Дире*сгор школы. 1999. - № 8. - С.25 - 30.

 

10. Белкин А.С. и др. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголь, 1995. - С. 96.

 

11. Беспалько В .П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. С.5.

 

12. ДЗ. Белозерцев Е.П. Подготовка  учителя в условиях перестройки.  — М.:

 

13. Библер B.C. Культура: диалог культур: (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - №6. - С.34.реформы терпят крах?//Alma mater. 1994. - №2. 1. Г 4Q

 

14. Боголюбов В.И. О тенденциях  в развитии педагогических технологий // Иностранный язык в школе  1994. - №4. — СЛ5 - 20.

 

15. Боголюбов В.И. Педагогическая  технология: эволюция понятия //Советская  педагогика. 1991. - №9. - С. 123-128.

 

16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997- №4. - С.11-15.

 

17. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-34.

 

18. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Советская педагогика. — 1993. № 5.

Информация о работе Внедрение инновационных образовательных технологий в школе