Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 9

  1. Теория литературы в школьном изучении

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Формирование у учащихся основных теоретико-литературных понятий имеет целью дать им систему научных знаний по литературоведению, которые школьники могли бы применять в процессе собственного анализа литературного произведения. Развивая умение применять теоретико-литературные понятия на практике, учитель литературы должен постоянно помнить об углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением школьников самостоятельно применять знания в практической деятельности на уроках литературы.

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика  литературных явлений.

2. Общее представление  о признаках этого явления.

3. Определение понятия  или установление его характерных  признаков.

4. Закрепление существенных  признаков понятия или его  определения.

5. Применение понятия  при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развитие  понятия, обогащение его новыми  признаками.

Анализ альтернативных программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам.

V — VIII классы

 

V класс

VI класс

VII класс

VIII класс

Литература как вид искусства и как учебный предмет.

Произведение и писатель

Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения.

Устное народное творчество и литература

Значение художественной литературы в жизни  человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое

Человек как главный предмет изображения в художественном произведении,. Взаимосвязь характеров и обстоятельств

Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе жизни. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе

Композиция

Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения

Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж

Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании

Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения

Роды и жанры

Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ

Повесть. Былины как один из видов устного народного творчества. Древнерусская летопись. Понятие о балладе

Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия

Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе

Язык и средства художественной выразительности

Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория

Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль

Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали

Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы

Стихосложение

Различие прозаической и стихотворной речи

Размеры стиха. Былинный стих

Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения

Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах


IX — XI классы

 

Учение о сущности литературы

Учение о литературном произведении

Учение о литературном процессе

IX класс

Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы

Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции

Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы

X класс

Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности

Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст

Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления

XI класс

Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе

Развитие понятия о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении

Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные потоки русской литературы XX века


 

Важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выявив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у старшеклассников.

  1. Практика изучения теории литературы (на примере конкретной методической темы)

          Начиная с 5 класса программа требует обращения к теории литературы. Так, уже при изучении сказок обращается внимание на язык и построение сказок. При анализе «Сказки о мертвой царевне…» подготавливается понимание антитезы как способа построения произведения ( хотя и не называется этот термин ). Сказка Пушкина сопоставляется с народными, говорится о ее идее, о поэтичности и выразительности языка, о стихотворной форме. Делаются первые шаги для понимания того, что такое герой произведения. На сказочном материале это сделать легче, потому что герои сказок уже не воспринимаются пятиклассниками как живые люди, ребята понимают, что это – поэтический вымысел, создание искусства. Поэтому  необходимо обращать внимание учеников на мастерство писателя.

          Это прежде всего вопрос о художественном слоге, под которым понимается манера писателя использовать средства народного языка в художественных целях, манера подбирать слова и строить фразу. Каждый писатель обладает своим слогом. Очень важно, чтобы учащиеся чувствовали манеру речи изучаемого писателя, узнавали его по слогу, - это важнейшая предпосылка работы над понятиями о слоге. Для этого выбираются авторы, слог которых очень характерен. Это проза Пушкина и проза Гоголя, стихи Крылова и Некрасова, Лермонтова и Маяковского, Твардовского. Готовясь к уроку, я стараюсь  подобрать отрывки из произведений этих авторов и предлагаю ученикам определить, кому каждый отрывок принадлежит. Читательская интуиция подсказывает школьникам в большинстве случаев правильные ответы. То, что угадано интуитивно, подвергается анализу. Слог одного писателя сравнивается со слогом другого.  Например, сравнивая  язык «Повестей Белкина» Пушкина и  повести «Тарас Бульба» Гоголя , семиклассники  замечают, что Пушкин-прозаик скуп на слова. У него короткие фразы. Он избегает описаний, подробностей, повествование ведет сдержанно, не выражая явно своего отношения к изображаемому. У Гоголя большие фразы, его описания развернуты и подробны. Его речь взволнованна, в ней много восклицательных предложений, обращений, повторений. Пушкин стремится к лаконизму речи , Гоголь – к речи периодической. Ряд подобных сопоставлений позволяет ввести понятие слога в его общей форме.

           В связи с этим школьники  обращаются к образности в  узком смысле слова: к изобразительным и выразительным средствам художественной речи, овладевают понятиями о сравнении, эпитете, метафоре, олицетворении, выявляя в каждом отдельном случае их художественную функцию. Так, знакомя учащихся 5класса со сравнением  на материале тургеневского рассказа «Муму» , сравнениями очень богатого, я предлагаю  поменять местами некоторые из них. На первых страницах писатель сравнивает Герасима с быком, а на последних – со львом. Оказывается, перестановка сравнений невозможна: ведь вначале Герасим был покорным крепостным человеком, а потом проявляет непокорность и смелость, без разрешения барыни возвращается в родную деревню. Каждое сравнение хорошо на своем месте, как впрочем и любое слово в рассказе!


БИЛЕТ 10

  1. Изучение эпических произведений в школе

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в   данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения).

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Достоинства романа высоко ценил В. Г. Белинский.

Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в 5-8 классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.

Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с  проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант — ответственная задача учителя.

Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.

Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности.

Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе анализа литературных произведений. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, — к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.

Современной школе необходимы новаторские поиски учителя-словесника, серьезные раздумья о современном уроке литературы, о характере общения читателя с миром художественного произведения, наконец о характере общения учителя и ученика.

И учитель, и ученик живут в период напряженных творческих исканий всего общества, в период создания новых оценок пути, пройденного литературой и искусством, — все это не может не оказать влияния на формирование духовного мира молодежи.

В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, и владения теоретическими понятиями, и развития эмоционально-волевой сферы

В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению.

Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа.

Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.

  1. Изучение малой прозы (на примере конкретной методической темы)

Урок в седьмом классе. Творческое чтение и обсуждение рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров». Само содержание рассказа учит детей видеть прекрасное вокруг нас в действительной, живой жизни, не завлекая в заоблачные дали пустого фантазирования. Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной деятельности развивать художественный вкус учащихся. Яркость и образность языка произведения помогают развивать воображение. Прибегая к приёмам эмоционально-образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах изображения, мы стремимся добиться понимания детьми путей и способов реализации художественного замысла, формированию критериев художественного творчества.

После небольшого организационного момента, во время которого мы поясняем характер и структуру занятия, вместе с подростками поясняем значения неизвестных и малознакомых слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, записывая их на доске (перевалка, речной порог, студень, белая ночь). Это необходимая часть организации процесса восприятия. Затем прошу учеников во время прослушивания произведения обратить внимание на возникающие у них чувства, они могут записывать то, что чувствуют в тетрадь («мне одиноко, …грустно, …тоскливо, …я ожидаю чего-то» и т.д.). Отталкиваясь от последнего словосочетания, словесник пытается актуализировать личный опыт учащихся, проводя приём «частичного погружения»:

Информация о работе Внеклассная работа по литературе