Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Центр всей работы по литературе в V и VII классах М. А. Рыбникова ставит изучение вопросов теории литературы. Теория призвана помочь учащимся осмыслить и привести в систему знания по литературе, полученые ими на протяжении трех лет.

Для курса литературного чтения М. А. Рыбникова устанавливает «сквозные теоретико-литературные темы», которые должны проходить, постепенно усложняясь, через все три года. 
1. Общественная природа писателя; политическая значимость литературы; познавательное значение литературы. Тема, идея, тип. 
2. Литературный язык, изобразительные средства языка. Художественная речь как выявление внутреннего замысла автора. 
3. Построение произведения; композиция как метод раскрытия темы, ход действия в произведении. Образ-персонаж. Система образов в произведении. 
4. Основные литературные роды и виды. Их идейно-художественные признаки.


БИЛЕТ 15

1) Изучение биографии писателя в школе.

 В каждом литературном  произведении отражается личность  его творца – писателя, выражается  авторская позиция. Без усвоения  ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии. Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателями. Личность едина. Жизненные привязанности и антипатии находят свое продолжение в искусстве. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждения наших школьников. И в этих целях изучение жизненного пути писателя следует объединить с характеристикой его творческих исканий. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в 5-7 классах. Там такое построение оправданно и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации учения биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя. Эмоциональному воздействию биографии на учащихся, несомненно, содействует применения на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений – все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий – работа творческого воображения учеников.

2) Практика изучения биографии писателя (на примере конкретной методической темы).

Один из видов предоставления биографической справки - самостоятельные доклады школьников. Данный вид работы помогает учащимся расширить содержание изучаемого материала, самостоятельно найти разрешение проблемных ситуаций. Одна из разновидностей докладов -- диспут. Он требует тщательной подготовки, постоянной помощи учителя. Обратимся к фрагменту урока, посвященному творчеству писателя В.М. Гаршина.

В методической науке уже давно сложились основные формы урока изучения биографии писателя: 1) лекция учителя, сопровождаемая чтением отрывков из воспоминаний и дневниковых записей или последующим составлением плана, хронологической таблицы, 2) урок-семинар с предварительной подготовкой учащихся, 3) киноурок, 4) групповая или самостоятельная работа по учебнику, 5) литературная композиция и др.  
Мы остановились на такой традиционной форме урока изучения биографии, как литературная композиция, по следующим причинам:  
Задачу установления связи биографии с историей творческого роста писателя их авторы решают чаще всего поверхностно. Учителя не всегда удачно определяют приемы использования литературной композиции на уроке, место данной формы урока среди других. В их разработках подчас нет характеристики принципов отбора материалов для композиции, не всегда отчетливо просматривается логика работы по ее составлению. Бывает, что образовательные возможности литературной композиции используются не в полной мере, а апробированные на практике методические пути изучения биографии писателя и способы активизации читательского опыта учащихся остаются вне поля зрения.

Гаршин В.М. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В.П., однополчанина Гаршина В.М. "Сигнал"

Оборудование урока: портрет В. Гаршина, учебник, текст рассказа Гаршина В.М. "Сигнал".

Цели урока:

· познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;

· развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

2. Сообщение учащегося о В. Гаршине

Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину. В рассказе "Сигнал" писатель поднимает вопросы предательства и мести, говорит о подвиге простого человека.

Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Гаршин?

Информация о писателе, предоставленная одним из учеников, поможет детям глубже осознать проблематику произведения и поможет относиться к тексту, как к неразрывной частичке жизни писателя и подготовит учащихся к восприятию текста.

Следующим этапом урока будет чтение рассказа в классе, затем обсуждение прочитанного и выводы по обсуждаемой проблеме. Не будем на них останавливаться, т.к. нас интересует изучение творческого пути писателя, нежели само творчество на данном этапе исследования.

БИЛЕТ 16

  1. Изучение критических статей на уроках литературы

Методика изучение литературно-критических статей в старших классах 
В старших классах наряду с изучением художест-венных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведче-ских трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически пра-вильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.  
Изучение литературно-критических статей способ-ствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведче-ские высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знако-мясь с критической статьей, сначала под руково-дством учителя, а затем и самостоятельно, состав-ляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысли-вают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критиче-ском тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом.  
К такого рода статьям, предлагающим образцы анализа произведения, можно отнести этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний», «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова, статьи А. В. Дружинина, И. Ф. Анненского и другие.  
Эффективно давать критические статьи в сопос-тавлении с противоположными точками зрения, рассматривать полемику вокруг произведений: при изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Оне-гин» можно по- знакомить учащихся с выдержка-ми из статьи Писарева «Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин»; Изучение литературно-критических статей повышает уровень литератур-ной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произве-дений, а также явлений жизни, в них отраженных. Старшеклассников обогащает знакомство с лично-стью и творческим методом наиболее выдающихся литературных критиков, с чьими статьями они работают на уроках и в процессе выполнения домашнего задания.  
Основные этапы и методика использования лите-ратурно-критических статей  
Методика изучения литературно-критических статей осуществляется в старших классах по этапам, в соответствии с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопостав-лять разные точки зрения). При этом происходит постепенное усложнение приемов работы над статьями, начиная от чтения и анализа ее фрагмен-тов под руководством учителя и кончая проведе-нием деловых игр, показывающих и закрепляющих уже сформированные первоначальные умения.  
На занятиях по обзорным темам осуществляется введение в критическую мысль эпохи, раскрыва-ются эстетические и нравственно-философские течения в русской литературе и критике, их взаи-модействие и борьба концепций.  
На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей методисты выделяют два основных этапа.  
Первый этап — обращение к фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литерату-роведов при анализе текста непосредственно (характеристика конфликта, этапов развития сюжета, образов героев, объяснении их поступков, роли отдельной художественной детали или комплекса деталей и т. д.  
Второй этап — анализ текста статьи критика. Для этого выделяется специальный урок, на котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление плана и тезисов. В качест-ве домашнего задания предлагается завершить чтение статьи и, опираясь на тезисы, составить ее конспект. Тезирование, конспектирование — это необходимые интеллектуально-трудовые действия, которые формируют умения работать с научными и публицистическими материалами, писать сочи-нения на литературные и свободные темы, подго-тавливать литературно-критические выступления различных жанров. 

  1. Практика изучения критических статей на уроках литературы (на примере конкретной методической темы)

На итоговом уроке по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» анализируется восьмая статья В. Г. Белинского (из серии статей «Сочинения Александра Пушкина»). «Немаловажное значение имеет сознательное отношение восьмиклассников к тем принципиальным позициям, которые занимал Белинский в оценке автора и его произведений» (Богданова О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе. – М., 1980. – С. 18).  
Во вступительном слове к изучению статьи Белинского учитель и ученик вспоминают материал, прозвучавший на уроке по обзорной теме, касающейся развития критики в русской журналистике. Сообщается, что рецензии на роман «Евгений Онегин», как и на другие произведения Пушкина, создавали многие современные поэту критики, а также литературные деятели последующего времени. Наиболее глубоко проанализирован роман в восьмой и девятой статьях Белинского. Звучит краткая справка о мировоззрении и деятельности Белинского, после чего класс переходит под руководством учителя к комментированному чтению и анализу основных положений статьи. Практически это первая большая литературно-критическая работа, которую предстоит освоить учащимся девятого или десятого (в зависимости от того, по какой программе работает учитель) класса. Для снятия трудностей предлагается ориентирующий план статьи, который в слабом классе предложит учитель, в сильном — он будет составлен совместными усилиями в процессе чтения и комментирования и записан в тетрадях учащихся.  
1. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина».  
2. «Евгений Онегин» — историческое произведение, отразившее картину русского общества в один из «интереснейших моментов его развития».  
3. «Евгений Онегин» — произведение народное и национальное.  
4. Онегин — светский человек. «Светская жизнь не убила в нем чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям».  
6. Нравственное превосходство Онегина.  
7. Онегин — страдающий эгоист.  
8. Онегин и Татьяна. Перемены в героине. Письмо Онегина.  
9. Белинский о характере Ленского и возможных поворотах его судьбы.  
Если план предложен в начале урока, то школьники следят за чтением учителем его фрагментов, подключаются к поиску материала для освещения следующего пункта, отвечают на вопросы учителя, помогающие понять смысл рассуждений критика.  
Приведем несколько таких вопросов.  
Почему в статье, посвященной в основном образу главного героя, сделан обширный ввод, характеризующий роман как целое произведение?  
Почему Белинский подробно рассуждает о сущности народности и национального характера произведения? В чем видите мы народность романа «Евгений Онегин»? Согласны ли вы с Белинским в этой оценке романа?  
В чем вы видите особенности манеры Белинского как критика, проявившиеся в разборе личности и поведения Онегина? Чем объясняются частые отступления от основной темы?  
Что Белинский понимает под словом «светскость» и почему он рад, что Пушкин избрал своим героем светского человека?  
Согласитесь ли вы с Белинским, что озлобленный ум «есть признак высшей натуры»? Что значит «высшая натура» в понимании критика? Какие аргументы он приводит, чтобы доказать причастность Онегина к «высшим натурам»?  
Убедителен ли Белинский, доказывая, что Онегин более чувствителен, чем сух и рассудочен?  
Не противоречит ли рассуждение Белинского о высшей натуре с утверждением, что герой романа — «добрый малый, но при этом недюжинный человек»? Прокомментируйте эту характеристику Онегина, соотнесите ее с понятием «страдающего эгоиста».  
Как оценивает Белинский Ленского, прав ли он в своих оценках?  
Предложенные вопросы помогают вместе с планом (а в сильном классе план составляется по ходу чтения и беседы по статье Белинского) вычленить в статье главные мысли, понять позицию, с которой Белинский разбирает роман и образ главного героя. Наряду с разъяснением содержания статьи происходит осмысление критического метода, использованного автором (от общего — к частному); отступлений для комментариев к актуальным проблемам общественной жизни; заочной полемики с другими критиками и просто читателями романа; целесообразности обильного цитирования поэтического текста.  
Завершить беседу поможет вопрос: если вы согласны с Белинским, что «Онегин» есть самое задушевное произведение поэта», то в чем же проявилась задушевность поэта в изображении самого героя романа? В своих доказательствах опирайтесь и на статью Белинского и на текст романа.  
После столь подробного разбора литературно-критической статьи учащиеся могут составить дома ее тезисы или конспект по усмотрению учителя. На следующем уроке после проверки выполнения задания можно привести мнения других критиков о романе «Евгений Онегин», например, мнение Писарева (статья «Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин»). Это лучше сделать учителю, предложив краткий пересказ основных положений статьи с ее анализом, либо поручить одному из учеников сделать ее обзор, сопоставив 2-3 ее положения с положениями статьи Белинского, в результате сопоставления сделать собственные выводы. 

БИЛЕТ 17

1) Пообразный путь анализа художественного произведения

Пообразный, или «традиционный», анализ – это прежде всего работа по осмыслению образов.

Пообразный путь изучения привлекает к себе подчеркнутым вниманием к человековедческому содержанию литературы, интересом учащихся к конкретным героям книг, большой — часто слишком — четкостью и естественностью дробления материала на уроки, но при нем недостаточно внимания уделяется цельности произведения. Однако с поправками на большую проблемность и большую опору на текст, на внимание к цельности произведения и образу автора в нем он вполне приемлем в школах.

Если учитель анализирует произведение по ходу развития действия, это позволяет органично соединить чтение и изучение произведения, донести до учащихся авторскую концепцию жизни, композицию произведения, наконец, освоить сам текст. Но на практике далеко не всегда выдерживается проблемность урока, этот путь легко может превратиться в аморфное комментированное чтение.

Анализ образов – персонажей – самый привычный путь разбора произведения в школе. Он наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в V – VII классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в VIII – IX классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения.

2) Практика применения пообразного анализа (на примере конкретной методической темы)

В анализе пьесы А. Н. Островского «Гроза» учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное чтение текста и др. Вводная лекция об Островском подготовит понимание проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и духовного рабства.  
Начинаем работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся обдумывают следующие вопросы:  
Как воспринимает красоту природы Кулигин?  
Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы?  
Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения задания воссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы, красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречий жизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, что автор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь перемен. Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть Кабаниха.  
Какое впечатление производит на учащихся Катерина? Они видят в ней женщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимся понять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой. Катерина боится своего чувства, боится «греха», боится надвигающейся грозы. Но вместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не терпит «напраслины» и возражает свекрови, вспоминает, какой «резвой» была у «маменьки».  
Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугает Катерину, но не только в силу ее религиозности — она ждет беды, может быть, предчувствует трагическую развязку своего конфликта с «темным царством». Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятся к ней с суеверным страхом.  
Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, нравы обитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя реплики персонажей из различных явлений первого действия, преподаватель раскроет особое значение речи героев в драме. В диалогах раскрывается личность героя, его прошлое, его внутренний мир. Эмоциональная взволнованная речь Катерины в разговоре с Варварой, ее короткие реплики в сцене с Кабанихой помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины поэтической, глубоко несчастной, но не приниженной, не смирившейся. Такой вывод по итогам анализа первого действия важен для понимания идейного смысла драмы, ее оценки Н. А. Добролюбовым.  
В работе над II-V действиями стремимся сочетать более подробный анализ узловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия. Предлагаем материал для домашних заданий и работы на занятии.  
Действие второе  
Явление второе. «Какими вы представляете себе Катерину и Варвару?»  
Явление шестое. «Как характеризует Кабаниху ее слова о старине и молодости?»  
Действие третье  
Сцена первая, явление первое. «Сравните рассказ Феклуши с рассказом Кулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в драму образ Феклуши?»  
Явление третье. «Что нового о нравах «темного царства» узнаем мы из диалога Кулигина и Бориса?»  
Действие четвертое  
Явление второе. «Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какие понятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этом диалоге?»  
Явление четвертое, шестое. «Как удается драматургу передать настроение калиновцев?»  
Явление шестое. «Как ведут себя участники кульминационной сцены? В каких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого из них?»  
Действие пятое  
«Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как вы понимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких словах Бориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение Кабанова в седьмом явлении и его последние слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?»  
Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научить старшеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения. Отдельные сцены целесообразно прочитать по ролям, использовать прием устного рисования, обратиться к сценической истории пьесы или использовать аудиовизуальные средства. 

Информация о работе Внеклассная работа по литературе