Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: - разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;  - тематическое разнообразие; - сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся); - чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); - систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.). Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации. Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

2) Урок внеклассного чтения (на примере конкретной методической темы)

В методической литературе не раз отмечалось, что важно организовать чтение произведений А. С. Пушкина систематически, глубоко и постоянно, чтобы знания о великом поэте расширялись, усложнялись и углублялись из года в год. В связи с этим каждый урок внеклассного чтения, в том числе и урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям А. С. Пушкина, будет являться органическим звеном в общей цепи классных и внеклассных занятий по этой теме. 
      Основная задача, которую учитель ставит при обращении к произведениям А. С. Пушкина на уроках внеклассного чтения, — это избежать хаотичности и добиться системности в знаниях учеников о жизни и творчестве великого поэта.

Урок внеклассного чтения в 6 классе рекомендуется провести по поэмам А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и «Братья разбойники». Причем основным средством анализа поэмы является выразительное чтение, позволяющее ярко охарактеризовать героев поэмы и отношение автора к ним. 
      Поэму «Братья разбойники» рекомендуется прочитать в отрывках, заранее подготовленных учениками. Предпочтение отдается следующим из них: описание разбойничьей жизни, тюремное заключение и болезнь брата, бегство из тюрьмы, смерть брата.

Рассмотрение этих вопросов на уроке внеклассного чтения имеет очень большое значение, так как в этом возрасте происходит становление характера подростка, детей волнуют взаимоотношения со взрослыми и своими сверстниками, поиски того, кому следует подражать. Поэтому уроки внеклассного чтения, на которых ребята узнают об отношениях Пушкина с друзьями, представлениях лицеистов о чести, верности идеалам, благородстве, особенно интересны школьникам этого возраста. 
      Статья в учебнике для 6 класса хотя и затрагивает некоторые вопросы, но не решает этой задачи. Поэтому на уроках внеклассного чтения рекомендуется использовать другие материалы о жизни поэта. Причем работу, начатую в 5 и 6 классах, рекомендуется продолжить в более старших классах, чтобы учащиеся постепенно смогли ощутить обаяние личности поэта, вошли в его жизнь, приблизились к нему.

БИЛЕТ 24

  1. Методика проведения сочинений по литературе в средней школе

Письменные сочинения учащихся проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год, в соответствии с требованиями системы.

 Требования к работе  над письменным сочинением:

 а) первое требование: мобилизовать свою память, использовать  всё подготовленное;

 б) рассчитать время, успеть  написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование;

 в) попытаться представить  себе читателей, вообразить ситуацию  диалога с ними;

 г) подготовить письменные  принадлежности, рассчитать симметричное  расположение заглавия, плана (если  он записывается), следить за почерком, каллиграфией, орфографией;

 д) стараться внутренне  проговаривать составляемые предложения  до их записи, в необходимых  случаях делать аккуратные исправления;

 е) делить текст на  абзацы, делая отступ – «красную  строку»;

 ж) проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.

 Учитель, в свою очередь, должен время от времени проходить  вдоль рядов парт, наблюдать за  работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать  свою помощь застенчивым, особенно  на этапе завершения и редактирования.

 При экспериментальной  проверке эффективности самостоятельного  редактирования в начальной школе  установлено: эта работа в простейших  вариантах доступна всем школьникам, включая учащихся 1 класса. В круг  умений редактирования входит: во-первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего-то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во-вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений, связывание их между собой; в-третьих, выверка орфографии и пунктуации.

 Чтобы помочь детям  в редактировании, рекомендуется  на первых порах предлагать  им краткие памятки в виде  плакатов:

ПРОВЕРЬ!

1. Ясно ли предал свою  мысль?

2. Нет ли повторов, одинаковых  слов, оборотов речи?

3. Все ли слова употреблены  удачно?

 Проверь безударные  гласные, все трудные слова, знаки  препинания!

  1. Организация работы над сочинением (на примере конкретной методической темы)

Урок обучающего сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»  
Для обсуждения предлагаются темы «Революционер ли Базаров?», «Сила и слабость нигилиста (представления о Базарове современного человека нашего столетия)» и «Решение проблемы смысла жизни в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Задача урока: определение идеи сочинения, его жанра и стиля, структуры, нахождение приемов выражения личностной позиции пишущего.  
Первые две темы требуют создания сочинений о литературных героях под определенным углом зрения. Они требуют выражения своего отношения к поступкам героя, миру его мыслей, чувств и потому отвечают жанру литературно-критических статей публицистического стиля. Определяя основные особенности подобного рода речевых произведений, следует опираться на стилистические знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы в предшествующих классах. Сначала побеседуем об особенностях жанра:  
Как вы определите сущность статьи? Какие разновидности статей вы можете назвать?  
Какой речевой стиль преобладает в статье?  
Каковы признаки публицистического стиля? Почему именно в публицистическом стиле желательно писать сочинение типа литературно-критической статьи?  
Как, по-вашему, следует построить литературно-критическую статью публицистического характера? Попытайтесь выделить ее структурные элементы и варианты их сочетаемости.  
В процессе беседы выясняется, что статья представляет собой небольшое по объему произведение — публицистическое, научное, научно-популярное. В зависимости от цели и содержания статьи на литературную тему (сочинения) следует определить преобладающий стиль изложения материала. Литературно-критическую статью следует отнести к статьям публицистического стиля, так как в ней преобладают личностные суждения, собственные оценки, притом часто эмоционально выраженные, хотя в ней имеют место и элементы стиля научного. Этот жанр требует не только умений анализировать и оценивать художественные произведения, но и умения выражать свои взгляды, позиции применительно к той проблеме, которая обозначена в формулировке темы сочинения. В статье данного типа главным является оценка разбираемого произведения с позиций современности с привлечением данных теории и истории литературы, а также социальных, моральных и эстетических норм своего времени. И в этом смысле пишущий проявляет свою убежденность.  
Особое внимание уделяется началу сочинения, его вводной части. Во вступлении целесообразно обозначить спорные проблемы, связанные с образом главного героя, привести позиции критиков и литературоведов, различные по своим оценкам. Такое начало подводит к рассуждению на предложенную тему, формулирует цель сочинения. В основной же части будет дан анализ этих спорных позиций, оценка их сильных и слабых сторон, а также изложение собственных мыслей пишущего или мотивированное присоединение к одной из высказанных точек зрения, аргументация их текстом произведения.  
Определив особенности жанра работы и ход рассуждений, учитель и школьники должны сопоставить эти темы. Поскольку они обе посвящены герою романа, возникает опасность получить либо простой перечень личностных качеств Базарова, либо изложение событий романа, в которых участвует герой. Сопоставление помогает определить аспекты, на которых следует сконцентрировать внимание.  
В каждой формулировке выделяются ключевые слова: в первой — революционер; во второй — нигилист. Выясняется их значение по словарям.  
Следующий этап урока — определение границ каждой из сопоставляемых тем. Раскрыть первую тему — значит ответить на вопрос, является ли Базаров по своей деятельности и убеждениям революционером, не только отрицающим современное ему общественное устройство, мораль, искусство, но и утверждающим определенные ценности и можно ли эти ценности отнести к ценностям революционной идеологии.  
Задача второго сочинения — оценить с позиций сегодняшнего времени достоинства и заблуждения Базарова, найти в его миропонимании и поведении ценное, непреходящее нравственное начало, отвергнуть наносное, показать несостоятельность тех суждений, которые отвергнуты ходом исторического развития общества. Возникает при этом вопрос, как понимать слово «нигилист» — в значении «герой романа» или в более узком значении, сосредоточив внимание на характере базаровского нигилизма. Каждый преподаватель решает этот вопрос творчески, в зависимости от своего понимания проблемы. Наиболее правомерно использовать более широкий подход к теме, позволяющий не только поразмышлять над характером отрицания Базарова, но и над тем, что дает изучение этого героя современному юноше, оценить силу и слабость его позиций.  
И в том и в другом случае следует затронуть мысль Тургенева «и если он называется нигилистом, то надо читать: «революционером».  
К составлению плана темы «Сила и слабость нигилиста...» подводит работа по следующим вопросам:  
1. Зачитайте подобранные вами оценки героя романа. Вспомните, чем объясняются столь разноречивые суждения о Базарове.  
2. Чем, по-вашему, вызваны сегодняшние споры современников-читателей о тургеневском герое?  
3. Какие факторы помогают нам объективно разобраться в его достоинствах и заблуждениях?  
4. Представьте себе ситуацию выбора, стоящую перед вами: защитить или осудить Базарова. Какую функцию вы бы взяли на себя?  
5. Что особенно привлекает вас в тургеневском герое? В чем видите вы силу и слабость его общественных убеждений, нравственных, эстетических позиций?  
6. Продумайте, как вы будете в сочинении-статье возражать своим оппонентам. Предусмотрите их аргументы «за» и «против» Базарова, выскажите к ним свое отношение.  
Вопросы стимулируют проявление личностного отношения школьников к Базарову, настраивают пишущих на полемичность, дискуссионность, свободную форму изложения, эмоциональность стиля. 

БИЛЕТ 25

1) Роль литературы в повышении речевой культуры учащихся

Речевая деятельность школьников эффективно осуществляется и совершенствуется в процессе их диалогического общения на занятиях по литературе вместе с углублением анализа художественного произведения, расширением литературной эрудиции.

Обучению школьников диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов диалогов, содержащихся в художественных произведениях, будь то диалог-спор или диалог-согласие, или солилоквиум. Общение литературных героев -- пример полноценного использования лексического богатства русского языка, умения слушать собеседника и учитывать его психологическое состояние, подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие, выборе форм обращений, средств привлечения внимания к своим суждениям.

Опираясь на общенаучную теорию диалога и учитывая специфику уроков литературы, используются в целях развития речи учащихся следующие виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие, включая комментаторско-текстологические, как разновидности межличностных диалогов, и театрализованно-художественные как диалоги функционально-ролевые.

Включаясь в учебно-критические диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого, совместно размышляют над литературно-критическими, мемуарными и другими материалами. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения. 

Ведение учебно-литературоведческих диалогов требует от учащихся овладения терминологической культурой, проникновения в поэтику художественного произведения, умения раскрывать позиции писателя по тем или иным поднятым им проблемам, подобных тем, которые служат предметом рассмотрения в исследовательских докладУспешному стимулированию речевой деятельности старшеклассников с учетом выявленных мотивов и степени овладения речевыми жанрами способствует правильный выбор речевых ситуаций для урока литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к освоению предмета. Они способствуют развитию эмоционально-образной речи школьников, интенсивному обогащению словарного запаса, прогрессу в общекультурном развитии, обогащению речи интонационной выразительностью, формированию умений строить высказывания разных жанров. Речевая ситуация может требовать продуцирования высказываний разных жанров и стилей -- от фрагментов научного доклада и ораторской речи до светско-салонной репликиах.

2) Пути повышения речевой культуры учащихся (на примере конкретной методической темы)

Специфика речевой деятельности и методика ее организации находится в прямой зависимости от того этапа изучения литературной темы, на котором она осуществляется. Данная специфика отражается: а) в характере и составе лексики и фразеологии, усваиваемой школьниками; б) в выборе соответствующих литературному материалу жанров монологических высказываний, диалогов тех или иных видов, что расширяет представление учителя и учащихся о речевых жанрах на уроках литературы и способах овладения ими; в) в выборе речевых ситуаций и ситуативных речевых заданий, отвечающих характеру литературных занятий на конкретных этапах их проведения.

Речевая деятельность старшеклассников при изучении обзорных тем разнообразна: это и составление словаря эпохи, и информативные и проблемно-дискуссионные доклады (теоретическое обоснование этих видов работы мы дали во второй главе), и литературное обозрение, и проведение «заочных экскурсий», и участие в «семинаре искусствоведов» и учебно-критические и театрализованно-художественные диалоги («заседания клубов», «путешествия по литературным салонам» и др.). По мере взросления школьников и овладения ими необходимыми речевыми умениями работа по развитию речи усложняется, повышается степень самостоятельности в подготовке высказываний, обогащается их лексический запас.

Составление и обогащение «словаря эпохи» осуществляется в течение трех лет по тематическим гнездам: общественно-политическая лексика, эстетическая терминология, философия и нравственность, литературоведение. Концептуальная основа словаря, на которую ориентируются школьники при его составлении -- ключевые слова, отражающие содержание эпохи в историческом и художественном отношении. На первом этапе (IX класс) составление словаря ведется под руководством учителя и при его непосредственных указаниях; на втором (X класс) -- вводятся задания к самостоятельной работе, например, мотивировать выбор лексики и обосновать ее запись в конкретное тематическое гнездо; на третьем (XI класс) школьники уже выполняют эту работу самостоятельно, применяя освоенную методику и объясняя ее. Повышается уровень сознательности использования данного словаря при изучении не только обзорных, но и монографических тем.

Так, словарная работа на уроках по обзорной теме «Классицизм как литературное направление» в значительной мере способствует углубленному восприятию девятиклассниками этого художественного метода, устранению ограниченности его понимания. Словарь становится понятийно-тематическим стержнем, вокруг которого, с одной стороны, накапливается фактический материал, а с другой -- усвоение этих понятий способствует углублению восприятия обзорно изучаемых художественных произведений, принадлежащих к классицистическому методу.

Информация о работе Внеклассная работа по литературе