Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков  у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5

      1.1.Содержание  понятия «культурно-гигиенические  навыки»………..5

      1.2.Условия  и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7

      1.3. Использование устного народного  творчества в развитии культурно-гигиенических  навыков дошкольника……………………..10

 

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20

      2.1.Констатирующий  эксперимент……………..………………………20

      2.2.Формирующий  эксперимент…………..……………………………27

      2.3.Контрольный  эксперимент…………………..……………………...31 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Культурно-гигиенические  навыки - важная составная часть  культуры поведения. Необходимость  опрятности, содержание в чистоте  лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

     В воспитании культурно-гигиенических навыков нашло широкое применение устное народное творчество.

      Так как сегодня весьма актуальна  идея возрождения России, как многонационального государства, с его национальными культурами, желанием узнать свои национальные корни, то в воспитании и образовании молодого поколения должно использоваться все духовное богатство, традиции, творчество народа, то, что появляется из недр собственной народной культуры, то, что впитывается человеком с детства (колыбельные, сказки, пословицы и т.д.) и является одним из факторов самоидентификации.

      Поскольку фольклор охватывает все стороны  жизнедеятельности народа, тесно  связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании национального самосознания подрастающего поколения.

     Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

     Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков  у дошкольников, воспитатель ДОУ  не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко  представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".

     Проблемами  воспитания культурно-гигиенических  навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

     Объект: процесс формирования культурно-гигиенических навыков.

     Предмет: устное народное творчество.

     Гипотеза: формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество.

     Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

     Задачи:

     1. Изучить и проанализировать источники  по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.

     2. Выбрать, устное народное творчество для формирования культурно-гигиенических навыков.

     3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

      Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 

     1.1. Понятия «культурно-гигиенические навыки» 

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков, самостоятельным  движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

     В 1,5-2 года ребенок почти все может  снять с себя, сложить и большую  часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются1.

     На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

       На третьем году жизни малыш  не только более самостоятельно  может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

     Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места  для отдельных вещей, своего места  за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

     При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

     Дети  отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое  действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

     Начиная со второго года жизни с этой целью  с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

     Дети  третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

     К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

     Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях2.

     В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

     Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. 
 

     1.2.Условия  и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

     Формирование  культурно-гигиенических навыков  совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

     По  мере освоения культурно-гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

     Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических  навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

     Культурно-гигиенические  навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого  доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш  научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

     Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам  деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

     Дошкольник 3-х лет осознает необходимость  выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый3.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста