Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

     Оля: Вот ещё! (делает вид, что убегает).

     В: Вот так насмешили, чуть Олю не умыли.

     -Ребята, а вы тоже грязные выходите  гулять? (ответы детей).

     -Перед  тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.

     Воспитатель обращается к Оле: "Посмотри на себя в зеркало, ты наверно и умываться не умеешь?".

     Оля: Не умею.

     В: -Ребята, научим Олю умываться? (ответы детей).

     -А  что нужно, чтобы научить Олю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце).

     ВЫНОСИТСЯ КУВШИН С ВОДОЙ, ТАЗИК, МЫЛО, ПОЛОТЕНЦЕ.

     -Давайте  представим, что перед нами настоящая  раковина с умывальником.

     Но  что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).

     -Правильно,  нужно закатать рукава. Антон  покажи Оле, как нужно закатывать  рукава. А ты Оля смотри и  делай как Антон.

     Чтение  потешки:

     Руки  надо с мылом мыть,

     Рукава  нельзя мочить.

     Кто рукавчик не засучит,

     тот водички не получит.

     Рукава  закатали, теперь покажем Оле, как  надо мыть руки, одна ладошка моет другую.

     -Ангелина, покажи пожалуйста Оле, как  ты моешь руки.

     Воспитатель наклоняет кувшин с водой над тазиком, помогает Оле умыться.

     -Сначала  руки смочим водой, потом намылим  мылом, потерём одну ладошку  о другую. А после этого смываем водой.

     Чтение  потешки: 

     Водичка, водичка, умой моё личико,

     чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели.

     Чтобы смеялся роток, чтобы кусался  зубок.

     -Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? ( стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).

     -Андрей, покажи Оле как надо стряхивать  ручки.

     -Вот  теперь у нас Оля чистая, осталось  её причесать. (помогаем Оле расчесаться).

     ПОДВОДИТ  ОЛЮ К ЗЕРКАЛУ:

     -Теперь  ты Оля чистая и красивая.

     Оля: Спасибо вам, ребята. Я поняла, как  важно следить за своей чистотой - это полезно и красиво.

     В: Мы рады, что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.

     -А  вы ребята, запомнили, как правильно умываться?

     -Давайте  ещё раз повторим.

     ДЕТИ  ВСТАЮТ ВОЗЛЕ СВОИХ СТУЛЬЧИКОВ, ВЫПОЛНЯЕТСЯ  ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

     -Льётся  чистая водица,

     Мы  умеем сами мыться.

     Порошок зубной берём,

     Крепко  щёткой зубы трём.

     Моем  уши, моем шею,

     на  глазах мы хорошеем.

     -Вот  какие мы чистые и красивые.

     -Ой, ребята я забыла вам сказать,  когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте-Мойдодыр.

     ЗАЧИТЫВАЕТ  РЕБЯТАМ ПО ФРАЗАМ. ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ  ОШИБКУ И ПОПРАВИТЬ ТЕКСТ ТЕЛЕГРАММЫ.

     "Полотенцем  моют руки"

     "Расчёчкой  вытираюся"

     "Зубной  щёткой намыливают тело"

     "Мылом  причёсываются" .

     -Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется  Мойдодыр всё перепутал. Давайте  вместе попробуем разобраться:

     -полотенцем (что делают?)...

     -Расчёской................

     -Зубной  щёткой...............

     -Мылом.................

     -Вот  какую смешную телеграмму нам  прислал Мойдодыр.

     -А  ешё он вам даёт советы:

     "Умыватесь  по утрам, после сна. Мойте  руки, лицо и шею".

     "Мойте  руки и ноги перед сном каждый  день".

     "Мойте  руки после игр, прогулки, туалета".

     -Будете  выполнять советы Мойдодыра?...Хорошо

     Надо, надо умываться

     по  утрам и вечерам,

     а нечистым трубочистам

     стыд  и срам, стыд и срам! 

     Воспитатель благодарит детей, уходят. 

 

      Приложение 3

     Конспект  занятия в 1-й младшей группе: "В гостях у Марьюшки"

     Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора.

     Задачи:

  • Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом;
  • Учить детей рассказывать знакомые потешки;
  • Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

     Предшествующая  работа: разучивание с детьми потешек.

     Артикуляция словаря: удаленька, спутались, колыбелька.

     Ход занятия

     Дети  вместе с воспитателем входят в светелку. У входа их встречает Марьюшка: «Здравствуйте, ребятишки! Какие вы красивые и нарядные. Проходите, садитесь. Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли. Я вас к себе в гости ждала, светелку свою прибрала, сама нарядилась и Катю, доченьку свою, тоже нарядила. Вот у меня какая дочка (показывает детям куклу в красивом платье). Ребятишки, а вы, наверное, играть очень любите, да? (ответы детей). А хотите со мной и моей Катей поиграть? Катя у меня ходить научилась. Хотите вместе с ней по дорожке походить».

     Марьюшка  предлагает двум ребятишкам взять куклу за ручки и походить с ней. Другим детям предлагает почитать потешку:

     Катя, Катя маленькая,

     Катенька  удаленька.

     Пройди  по дорожке,

     Топни, Катя, ножкой.

     Марьюшка: «Молодцы, ребятишки. А я еще знаю интересную игру, которая называется «Ладушки». Ну-ка, где наши ладушки?»

     Играют  в игру «Ладушки»

     Марьюшка: «Вот так детки! Вот так молодцы!

     Ребята, посмотрите, что-то Катя моя на скамеечку села. Наверное, устала она. Маленькая еще, вот спать и захотела. А смотрите-ка, Катя поиграла, испачкалась, ножки замарала. Что же мне теперь делать, нельзя же Катю грязной спать укладывать? (ответы детей). Конечно же, надо ее умыть. Вот и тазик у меня есть. А чем мы Катю умывать-то будем? (ответы детей). Правильно, водичкой. Водичка должна быть тепленькой. У меня на печке стоит горшочек, наверное, водичка в нем уже согрелась (Приносит горшочек с водой, выливает в тазик, предлагает детям потрогать воду). Какая водичка? Теплая? Ну вот, сейчас мы Катю умоем».

     Дети  с Марьюшкой умывают  куклу и проговаривают  потешку:

     Водичка, водичка.

     Умой  мое личико.

     Чтобы глазки блестели,

     Чтобы щечки алели,

     Чтоб  смеялся роток,

     Чтоб  кусался зубок.

     Марьюшка: «Вот личико и ручки помыли. Теперь надо ножки помыть. Катя много бегала и ножки у нее грязные. Чтобы хорошо ножки отмыть, что нам для этого нужно (ответы детей). Да, мыло и мочалку. Вот и мыло, и губка (моет кукле ноги. Дети по желанию могут прочитать потешку еще раз). Все доченька у меня теперь чистенькая. Посмотрите, как у нее волосики спутались. Что надо сделать? Да надо ее причесать. Вы мне поможете потешку прочитать?»

     Марьюшка  вместе с детьми причесывает Катю, приговаривая:

     Расти коса до пояса –

     Не  вырони ни волоса,

     Расти коса до пят –

     Все волосики в ряд,

     Расти коса, не путайся

     Дочка маму слушай

     Марьюшка: «Ребята, а вы песенки колыбельные знаете?

     Спойте, пожалуйста, моей дочке».

     Колыбельные дети могут петь по своему выбору.

     Марьюшка: «Спасибо вам, ребятишки. Чтобы я без вас делала. Очень помогли вы мне сегодня: поиграли с Катей, умыли ее, причесали и еще спать уложили. А потешек-то, сколько много знаете. Вот какие молодцы! Ну что же, мы с вами все дела сделали, можно теперь и отдохнуть. Вы пришли ко мне в гости и я хочу вас угостить. Пойдемте пить чай».

     Марьюшка  подводит детей к  накрытому столу, дети садятся пить чай.


Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста