Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

     Не  плачь, не плачь,

     Куплю калач

     Не  плачь, дорогой,

     Куплю другой.

     Не  плачь, не реви,

     Куплю тебе три!

     С помощью этих потешек можно отвлечь  ребенка, успокоить. Показать игрушку  белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.

     Использование устного народного творчества для  развития движений ребенка

     Пальчиковые игры

     Сорока-белобока

     Печку топила,

     Кашку варила.

     На  порог скакала.

     Деток созывала.

     Этому дала

     Этому дала

     Этому дала,

     Этому дала,

     А этому не дала:

     — Ты, малец-удалец.

     За  водой не ходил,

     Дров  не носил

     Кашу  не варил.

     И не получил! Дети водят пальчиком  правой руки по ладони левой. Потом  загибают пальчики и в конце грозят.

     — Ладушки, ладушки,

     Где были?

     — У бабушки.

     Дети  хлопают в ладоши.

     Потешка не только развивает моторику рук  малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

     Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек  пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.

     Эту потешку можно использовать и  на прогулке, наблюдая за улиткой

     Игры  на развитие общих  движений тела

     Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами! Дети скачут, как лошадки, затем приседают.

     Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие  ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Дети учатся делать широкие  и мелкие шаги.

     Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой! Дети выполняют наклоны вперед .

     Народные  подвижные игры

     Мыши  водят хоровод. На лежанке дремлет  кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!

     — Гуси, гуси!

     — Га-га-га!

     — Есть хотите?

     — Да-да-да!

     — Ну, летите же домой!

     — Серый волк под горой Не пускает  нас домой!

     — Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!

     Скачет  зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!

     Как у дяди Трифона Было семеро детей, Семь сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга все глядели. Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,

     Считалки

     Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи!

     Шла кукушка мимо леса — За каким-то интересом, Инти-инти-интерес, Выходи на букву «с».

     Потешки для новичков

     Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для  облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

     Кто у нас хороший? Кто у нас  пригожий? Ванечка хороший, Ванечка  пригожий!

     Это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.

     Красные кафтанчики, Синие карманчики, На дубу они сидят, Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку.

     Использование устного народного творчества в  формировании культурно-гигиенических  навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

      В устном народном творчестве, наряду с  его эстетической, художественной стороной, т.е. с теми, которые принадлежат искусству, есть сферы, охватывающие и другие стороны народной культуры: идеологическая, социальная, морально-этическая, обрядовая и другие. Так как в нем заложен большой воспитательно-образовательный потенциал, принципы и методы педагогического воздействия, то он (фольклор) и является основой народной педагогики.

      В становлении культурно-гигиенических  навыков огромное значение имеет  опыт предшествующих поколений. Древние  памятники культуры, дают возможность убедиться в том, что детское социальное воспитание в древнерусском государстве постоянно находилось в поле зрения общественности.

      Приобщение  детей к национальным традициям  и их ценностям начиналось с самого раннего детства (с рождения ребёнка) и сопровождало его в течение всей жизни. Традиции религиозного воспитания содержали в себе нравственные ценности, служащие православному человек главными жизненными критериями (10 заповедей); традиции внутрисемейного воспитания приобщали детей к активной социально-трудовой жизни семьи. В связи с этим в ребенке формировалось чувство ответственности за исполнение обязанностей возложенных на него. Важную воспитательную функцию выполняла фольклорная среда, окружавшая ребёнка с момента рождения. Произведения народного искусства, играли огромную роль в формировании культурно-гигиенических навыков детей. Песенное творчество, устные литературные произведения народной культуры, ритуалы и обычаи содержат важные общечеловеческие, и морально-этические ценности. Таким образом, культурно-гигиенические навыки формировались, прежде всего, внутри семьи национальными традициями. 
 

 

      ГЛАВА 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 

     2.1.Констатирующий эксперимент

     Нами  были определены задачи экспериментальной  части исследования:

  1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
  2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
  3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста
  4. Определить эффективность разработанных мероприятий.

     Эксперимент состоял из 3-х этапов:

  1. Констатирующего;
  2. Формирующего;
  3. Контрольного.

     База  исследования: воспитанники первой младшей группы МБДОУ № 12 «Солнышко» г. Елабуга.

     Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу определили как экспериментальную, а другую как контрольную (Таблица 1).

     Таблица 1

Экспериментальная группа Контрольная группа
Айнур Р. Ваня  С.
Катя М. Люба  Р.
Глеб  И. Арсений Д.
Ангелина  Б. Даша О.

 

     Цель  констатирующего эксперимента: изучить  объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:

     а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

     б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

     г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

     д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

     е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

     Велось наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду». 

 

     

     Таблица 1.

     Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы.

Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) Кол-во баллов Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Айнур Р. 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 24 Н
Катя  М. 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 44 С
Глеб  И. 2 2 2 2 1 1 2 12 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 43 С
Ангелина  Б. 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста