Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения4. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Таким
образом, освоенные культурно-
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки5.
Устное
народное творчество — народное творчество,
произведения, создаваемые народом
и бытующие в нем. Отличительными
особенностями устного
Малый
фольклорный жанр — это миниатюрные
поэтические произведения, созданные
для детей и имеющие
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка6.
Предлагаем варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.
Использование устного народного творчества в режимных моментах.
Умывание
Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться.
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
Чистая водичка умоет
Саше личико Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть7.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся.
Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: — Ты расти, расти, коса, Всему городу краса!
Потешку также можно использовать во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.
Травка-муравка со сна
поднялась Птица-синица за зерна
взялась Зайка за капусту, мышка —
за корку. А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко —
будете здоровы!
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Кто кашу не ест,
Молоко не пьет — Забодает, забодает
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
Во время игр
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова — в юбке,
В теплом полушубке.
Выход на прогулку
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!
Считалка
поможет детям запомнить
Во время прогулки
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
Зеленейся, зеленейся, мой
зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
Божья коровка, Черная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого.
— Сосна, сосна, отчего ты
красна?
— Оттого я красна, что под
солнцем посла!
Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:
Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!
Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят!
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
Ой, ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет.
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок!
Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять.
Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди.
Котя, котенька, коток. Котя — серенький лобок, Приходи к нам ночевать Наших деточек качать. А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки — Для тебя потешки
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста