Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40
В своей работе широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять, старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста являются потешки. Нами были спланированы и проведены потешки на тему культурно-гигиенических навыков (Приложение 1).
Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные
моменты способствуют воспитанию у
детей культурно-гигиенических
При
рациональной организации обстановки
обязательным условием явился индивидуально-
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко использовали в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
На
этом формирующий этап эксперимента
был закончен.
2.3.Контрольный эксперимент
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Данные представлены в таблицах 3,4.
Как можем увидеть из таблицы 4, у одного ребенка повысился уровень до высокого (Катя М.), у Айнура Р. уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Ангелины Б. уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Приводим запись наблюдения за Ангелиной.
Ангелина подходит к раковине, открывает кран, обращается к Глебу: Дали уже воду, да, Глеб?
Глеб: Где мое полотенце?
Ангелина: Там вот висит.
Глеб намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя. Ангелина берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину). Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты. Кроме того, после сна девочка самостоятельно подходила к своей ячейке, брала оттуда расческу и подходила к воспитателю с просьбой причесать её.
Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков. Есть и положительные моменты, все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность
навыка опрятной еды
(в баллах) |
Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком (в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Айнур Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 3 | 35 | С |
Катя М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 16 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | 3 | 62 | В |
Глеб И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 45 | С |
Ангелина Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 52 | С |
Таблица 3.
Сформированность
культурно-гигиенических навыков у детей
экспериментальной группы
Таблица. 4
Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком (в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Ваня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 33 | Н |
Люба Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 45 | С |
Арсений Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 32 | Н |
Даша О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | 2 | 41 | С |
В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.
Наметилась
положительная динамика и у детей,
которые не принимали участие
в нашей исследовательской
Из рис.3, можно увидеть результативность проделанной нами работы.
Рис.3.
Результативность проделанной работы
на контрольном этапе эксперимента.
Таким
образом после проведенного нами
эксперимента можно говорить о том, что
рациональная организация обстановки
в ДОУ, которая включает не только обеспечение
воспитательно-образовательного процесса
материально-технической базой, а и наличие
правильно организованной методической
и воспитательной работы по формированию
у детей культурно-гигиенических навыков,
приносит положительные результаты.
Вывод
Анализ
результатов констатирующего
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. Были спланированы и проведены потешки на тему культурно-гигиенических навыков.
Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков констатирующего эксперимента: у одного ребенка повысился уровень до высокого (Катя М.), у Айнура Р. уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Бородиной Ангелины уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста