Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного образования
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
курсовая работа
по направлению 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
профилю «Технологии подготовки специалиста дошкольного образования»
по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей»
«Допущена к защите»
__ ___ _________ ______ _____ |
Исполнитель: Макрушина Елена Сергеевна группа Д-41(6) ОЗО ______________________________ |
«Прошла защиту». Оценка ________________ _____
|
Научный руководитель: Черезова Лидия Борисовна, кандидат биологических наук, доцент ______________________________ |
Волгоград – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура
как предмет исследования в
современной науке…………………………………
1.2. Сущность, цели и задачи
развития экологической
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний
природопользования у детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.2 Формирование знаний природопользования
в процессе реализации программы Потаповой
Т.В. «Надежда».....................
2.3 Результаты исследований
на контрольном этапе
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Объект исследования: процесс воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование знаний по природопользованию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
-наибольшее внимание
уделить природоохранной
-реализовать на практике программу Потаповой «Надежда».
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику
ДОУ программу Потаповой «
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей по
База исследования: ДОУ д/с № 380 города Волгограда, дети старшей группы в составе 22 человек, родители воспитанников 11 человек, воспитатели старшей группы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Экологическая
культура как предмет
В современной российской науке нет единой трактовки понятия «экологическая культура». Множество подходов объясняется новизной изучаемой категории, сложностью и неоднозначностью исследований в области духовной сферы жизнедеятельности общества.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическую культуру можно рассматривать как вектор гармоничного, устойчивого развития, гарантирующий соответствие социальной деятельности природной среде [Асланиди, 2005].
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
1. безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
2. неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).
Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках [Николаева, 2002].
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой [Соломенникова, 2004].
Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого–географических рамок в другие образовательные области, переосмысления его статуса в системе образования, понимания его не как части образования, а как нового наполнения всего образования, что обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура» [Асланиди, 1995].
В современных исследованиях встречаются довольно разнообразные определения сущности этого понятия. Безусловно, формирование и развитие экологической культуры — сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями идеологии, политики, права, науки, производства, образования и просвещения.
Экологическая культура становится регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития [Ашиков, 1997].
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой — экологической культуры.
По мнению И. Д. Зверева, понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни общества. Процесс формирования экологической культуры как базового основания личности должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания [Зверев, 1995].
А. В. Лосев и Г. Г. Провадкин считают, что экологическая культура имеет свою историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающуюся от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени [Лосев, 1998].
В. А. Ситаров делает вывод о том, что экологическая культура, выступая органической, неотъемлемой частью культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей [Ситаров, 2000].
Сущность экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально–психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно–практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая — позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая — удерживает человека в рамках, разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая — создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая — ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная — одухотворяет отношения личности к природе и т. д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру [Лихачев. 1998].
Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте