Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49
Конспекты занятий на темы: «Расскажи другу сказку», «В гостях у Гриба – Лесовика» представлены в прил. 1 и прил.2
Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка" Конспект ее проведения представлен в прил. 3.
Содержанием проводимых с дошкольниками игр являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений (Приложение 4).
Большое значение мы придавали работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей».
Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание ребёнка его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.
Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения детей к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе в ДОУ.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции дошкольника. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, ребёнок глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.
Третья предпосылка формирования знаний о природопользовании – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у детей положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От взрослых во многом зависит планирование и организация общественно – полезных действий. Они помогают дошкольникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к природопользованию является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений дошкольников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными на занятиях по физкультуре, развитии речи, математике, познавательных занятиях. В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы.
Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить дошкольников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности дошкольников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности.
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Таблица 2.
«Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы» за февраль 2014 года
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||||||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
||||||||||||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||||||||||||
А. Пётр |
9 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
8.6 |
С | |||||||||||
Б. Григорий |
8 |
С |
8 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
9 |
С |
8 |
С | |||||||||||
В. Арсений |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
8.2 |
С | |||||||||||
Г. Анна |
7 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7.4 |
С | |||||||||||
Д. Валерия |
11 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11 |
С | |||||||||||
Ж. Наталья |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10.8 |
С | |||||||||||
З. Кристина |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13.2 |
В | |||||||||||
И. Кирилл |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12.6 |
В | |||||||||||
К. Максим |
14 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12.8 |
В | |||||||||||
Л. Ольга |
14 |
В |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
13.2 |
В | |||||||||||
М. Елена |
11 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9.6 |
С | |||||||||||
Н. Светлана |
14 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12.4 |
В | |||||||||||
О. Андрей |
13 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12.2 |
С | |||||||||||
П. Иван |
11 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
10.8 |
С | |||||||||||
Р. Виктор |
12 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
10.6 |
С | |||||||||||
С. Святослав |
13 |
В |
9 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11.2 |
С | |||||||||||
С. Владимир |
8 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
12 |
С |
8.6 |
С | |||||||||||
Т. Мария |
13 |
В |
9 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
12,4 |
В | |||||||||||
Т. Татьяна |
11 |
С |
14 |
В |
15 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
11,6 |
В | |||||||||||
Ш. Дмитрий |
15 |
В |
15 |
В |
10 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
13,4 |
В | |||||||||||
Щ. Екатерина |
10 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,6 |
С | |||||||||||
Я. Глеб |
9 |
С |
13 |
В |
15 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
13,2 |
В | |||||||||||
В среднем по гр. |
11.3 |
С |
10,6 |
С |
10,6 |
С |
11,65 |
С |
12.6 |
С |
11.2 |
С |
Анализ результатов диагностики знаний о природопользовании старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности
экологических знаний о
2. Значительно возрос
уровень сформированности
3. Данные показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам.
В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Знания, полученные на занятиях, дети проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий на основе программы Потаповой Т.В. «Надежда» по повышению уровня знаний о природопользовании у старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Выводы по второй главе
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня знаний о природопользовании у старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов диагностики знаний о природопользовании у дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень знаний о природопользовании у дошкольников повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной .
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня знаний о природопользовании у дошкольников достаточно эффективен.
Итак, основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированости ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях и здесь не обойтись без народной мудрости.
Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте