Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Читинской области и социо–природного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
1. Отбор содержания
2. Подготовка педагогов
и родителей к реализации цели
экологического воспитания
3. Использование окружающей
дошкольное учреждение
4. Организация развивающих
сред для обеспечения
5. Организация
6. Осуществление постоянного
мониторинга результатов
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент включает знания и умения:
– о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
– о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
– о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;
– об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
– о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
– об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);
– об основных нравственных ценностях человеческого общества;
– о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонент включает знания и умения:
– о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
– о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;
– о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент включает знания и умения:
– о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;
– о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;
– о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение [Николаева, 1998].
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста
Нами был проведён анализ программы Потаповой Т.В. «Надежда». Автор отмечает: «Основная цель проекта - помощь специалистам и местной общественности по усовершенствованию экологического воспитания дошкольников в рамках Концепции экологического воспитания дошкольников и научно-практических рекомендаций по внедрению учебной программы "Надежда" (комплексная подготовка дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека), Концепции и научно-практических рекомендаций «Детский сад - эталон экологической культуры»» [Потапова, 2005]
Основное содержание направления работ по проекту - комплексная экологизация деятельности ДОУ с включением вопросов сбережения дикой природы, экологически грамотного природопользования и прав человека на экологически безопасную окружающую среду.
Детским садам нужна
помощь в тщательном
Однако, имея перед собой не очень простую задачу экологически грамотного использования ресурсов территорий и помещений детских садов для наиболее эффективного решения ими задач оздоровления, обучения и воспитания детей, мы можем все-таки надеяться на успех.
Удачное продвижение российского общества в серьезном комплексном рассмотрении и плодотворном решении на основе системного подхода задачи идеального с экологической точки зрения выполнения детскими садами как природо-хозяйственными структурами важных для общества оздоровительных, образовательных, рекреационных и просветительских функций, безусловно, поможет оздоровлению нашей общественной жизни.
Потапова Т.В. выделяет основные цели образования ребенка по отношению к среде:
1. Способствовать развитию у ребенка с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания.
2. Обеспечить ребенка
элементарными знаниями о
3.Дать элементарные навыки
неразрушающего общения с
4.Привить необходимые ценностные установки, как положительные;
любовь к красоте и чистоте, — так и отрицательные: отвращение к разрушению и грязи.
5.Заложить основу для
последующего обучения правам
человека и формирования
Далее Потапова указывает, что реализация этих целей сегодня в России требует особой концентрации внимания на конкретных задачах, местных особенностях экологической ситуации и местных ресурсах, чтобы:
• сделать более эффективными вложения сил и средств, которые затрачивают заинтересованные лица и организации на развитие у дошкольников представлений об окружающем мире;
• скоординировать усилия, которые предпринимаются местными властями и руководителями организации, с инициативными усилиями родителей и педагогов;
• обозначить место и роль экологического образования дошкольников среди всего комплекса задач, которые необходимо решить для перехода России на путь устойчивого социально- экономического бытия;
• побудить к активности лица и общественные организации, способные оказать реальную поддержку образованию малышей в вопросах окружающей среды, но еще отстраненные от этой важнейшей на сегодняшней день работы.
Пути решения этих задач определяются следующими главными направлениями.
Продолжать растить малышей в традиционном для России духе тесного общения с дикой природой и любви к природе [Потапова, 2006].
Это: прогулки и продолжительный отдых на природе, общение с воспевающими природу произведениями искусства (стихи, песни, сказки, истории, музыка, танцы, архитектура и живопись, прикладное народное творчество, садово-парковая культура, искусство составления букета и др.), активная деятельность по изучению и сбережению природы (очистка лесов и парков, изготовление скворечников и кормушек, посадка деревьев и т.п.).
Основные усилия в этом направлении придется предпринять родителям, педагогам, местным властям, издателям, работникам культуры, представителям общественных организаций. Очень важно в эти трудные годы не утратить добрые традиции, которые еще живы в России, но находятся под угрозой вымирания из-за сокращения числа детских садов
Продолжать растить и воспитывать малышей в традиционном для России духе бережного отношения к плодам человеческого труда, уважения к человеку-творцу Настойчиво и терпеливо нужно приучать малышей аккуратно использовать бытовые предметы и личные вещи, в том числе использовать уже бывшие в употреблении вещи, ремонтировать их или давать им вторую жизнь.
Основные заботы здесь опять-таки лягут на плечи родителей и педагогов, местных властей. Средства массовой информации могут оказать неоценимую помощь в этом трудном деле, пропагандируя разнообразие форм и приемов экономного и эффективного использования материальных ресурсов, энергии и информации. Нынешняя Позиция средств массовой ин- формации, обеспечивающих свое выживание за счет рекламы потребления чуждых многонациональной культуре России вещей и услуг, катастрофически ускоряет утрату обществом добрых традиций бережливости, хозяйственности, чистоты в доме и в отношениях между людьми.
Освоить новую для России педагогическую установку — воспитывать подрастающее поколение в атмосфере полной информированности всех заинтересованных лиц о правовой и нормативной базе этой деятельности и в духе уважения всех, от мала до велика, к правам друг друга. [Потапова, 2005]
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
В программе 10 разделов на темы:
Тема Питание
Навыки и ценностные ориентации
Определение по вкусу виду и запаху свежей и несвежей пищи. Мыть пищу, руки и посуду. Не баловаться пищей. Уважать право других на правильное питание. Беречь плоды природы.
Тема Вода
Навыки и ценностные ориентации
Мыть руки посуду, игрушки, поливать цветы. Оценивать количество использованной воды и экономить воду.
Тема Жилище
Навыки и ценностные ориентации
Делать уборку в своём детском уголке дома. Ухаживать за растениями и животными дома. Жить дружно в удобном и чистом доме.
Тема Население
Навыки и ценностные ориентации
Защищать себя, не обижать других. Желать добра другому. Беречь то, что создано природой или другими людьми
Тема Здоровье
Навыки и ценностные ориентации
Соблюдение правил личной гигиены. Быть здоровым
Тема Профессия
Навыки и ценностные ориентации
Знать профессии. Делать сложную работу вместе. Воспитание силы воли.
Тема Энергия
Навыки и ценностные ориентации
Делать по утрам зарядку. Любить природу- источник энергии. Избегать лени.
Тема Экономика
Навыки и ценностные ориентации
Экономить средства. Стремление оценивать ресурсы и труд.
Тема Семья .Культура
Навыки и ценностные ориентации
Перенимать опыт Уважение к людям – носителям знаний и опыта. Любовь и привязанность к родной семье, родной культуре.
Тема Закон. Право. Государство.
Навыки и ценностные ориентации
Соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественных местах. Уважение законов природы.
При подготовке настоящей программы мы старались объединить в единую согласованную систему:
- отечественные культурно-исторические традиции; материально-технические, информационные и кадровые возможности дошкольных учреждений; международные требования по образованию в области окружающей среды и прав человека; необходимость обеспечения условий для всестороннего развития личности ребенка[Потапова, 2006].
Подготовка детей для полноценной жизни в 21 веке требует от педагогов обязательных усилий по использованию всех доступных способов Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения
Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте