Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Макрушина.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Читинской области и социо–природного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого–педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического  образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент включает знания и умения:

– о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;

– о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

– о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

– об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

– о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

– об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

– об основных нравственных ценностях человеческого общества;

– о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

– о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;

– о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

– о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельностный компонент включает знания и умения:

– о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

– о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;

– о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение [Николаева, 1998].

 

1.3 Программа Потаповой  Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста

 

Нами был проведён анализ программы Потаповой Т.В. «Надежда». Автор отмечает: «Основная цель проекта - помощь специалистам и местной общественности по усовершенствованию экологического воспитания дошкольников в рамках Концепции экологического воспитания дошкольников и научно-практических рекомендаций по внедрению учебной программы "Надежда" (комплексная подготовка дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека), Концепции и научно-практических рекомендаций «Детский сад - эталон экологической культуры»» [Потапова, 2005]

Основное содержание направления работ по проекту - комплексная экологизация деятельности ДОУ с включением вопросов сбережения дикой природы, экологически грамотного природопользования и прав человека на экологически безопасную окружающую среду.

 Детским садам нужна  помощь в тщательном экологическом  обследовании всех сторон их  работы, грамотном анализе полученной  информации и принятии на основе  этого анализа оптимальных управленческих решений.

Однако, имея перед собой не очень простую задачу экологически грамотного использования ресурсов территорий и помещений детских садов для наиболее эффективного решения ими задач оздоровления, обучения и воспитания детей, мы можем все-таки надеяться на успех.

Удачное продвижение российского общества в серьезном комплексном рассмотрении и плодотворном решении на основе системного подхода задачи идеального с экологической точки зрения выполнения детскими садами как природо-хозяйственными структурами важных для общества оздоровительных, образовательных, рекреационных и просветительских функций, безусловно, поможет оздоровлению нашей общественной жизни.

Потапова Т.В. выделяет основные цели образования ребенка по отношению к среде:

1. Способствовать развитию у ребенка с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания.

2. Обеспечить ребенка  элементарными знаниями о различиях  между живой и неживой природой  и представлениями о роли умственного  и физического труда человека  в преобразовании живой и неживой природы.

3.Дать элементарные навыки  неразрушающего общения с дикой  природой и творениями ума  и рук человека, навыки экономного  и эффективного использования  ресурсов.

4.Привить необходимые  ценностные установки, как положительные;

любовь к красоте и чистоте, — так и отрицательные: отвращение к разрушению и грязи.

5.Заложить основу для  последующего обучения правам  человека и формирования представлений  об этической ответственности  за те влияния, которые могут  оказать на других последствия личных поступков [Потапова, 2006].

Далее Потапова указывает, что реализация этих целей сегодня в России требует особой концентрации внимания на конкретных задачах, местных особенностях экологической ситуации и местных ресурсах, чтобы:

• сделать более эффективными вложения сил и средств, которые затрачивают заинтересованные лица и организации на развитие у дошкольников представлений об окружающем мире;

• скоординировать усилия, которые предпринимаются местными властями и руководителями организации, с инициативными усилиями родителей и педагогов;

• обозначить место и роль экологического образования дошкольников среди всего комплекса задач, которые необходимо решить для перехода России на путь устойчивого социально- экономического бытия;

• побудить к активности лица и общественные организации, способные оказать реальную поддержку образованию малышей в вопросах окружающей среды, но еще отстраненные от этой важнейшей на сегодняшней день работы.

Пути решения этих задач определяются следующими главными направлениями.

Продолжать растить малышей в традиционном для России духе тесного общения с дикой природой и любви к природе [Потапова, 2006].

Это: прогулки и продолжительный отдых на природе, общение с воспевающими природу произведениями искусства (стихи, песни, сказки, истории, музыка, танцы, архитектура и живопись, прикладное народное творчество, садово-парковая культура, искусство составления букета и др.), активная деятельность по изучению и сбережению природы (очистка лесов и парков, изготовление скворечников и кормушек, посадка деревьев и т.п.).

Основные усилия в этом направлении придется предпринять родителям, педагогам, местным властям, издателям, работникам культуры, представителям общественных организаций. Очень важно в эти трудные годы не утратить добрые традиции, которые еще живы в России, но находятся под угрозой вымирания из-за сокращения числа детских садов

Продолжать растить и воспитывать малышей в традиционном для России духе бережного отношения к плодам человеческого труда, уважения к человеку-творцу Настойчиво и терпеливо нужно приучать малышей аккуратно использовать бытовые предметы и личные вещи, в том числе использовать уже бывшие в употреблении вещи, ремонтировать их или давать им вторую жизнь.

Основные заботы здесь опять-таки лягут на плечи родителей и педагогов, местных властей. Средства массовой информации могут оказать неоценимую помощь в этом трудном деле, пропагандируя разнообразие форм и приемов экономного и эффективного использования материальных ресурсов, энергии и информации. Нынешняя Позиция средств массовой ин- формации, обеспечивающих свое выживание за счет рекламы потребления чуждых многонациональной культуре России вещей и услуг, катастрофически ускоряет утрату обществом добрых традиций бережливости, хозяйственности, чистоты в доме и в отношениях между людьми.

Освоить новую для России педагогическую установку — воспитывать подрастающее поколение в атмосфере полной информированности всех заинтересованных лиц о правовой и нормативной базе этой деятельности и в духе уважения всех, от мала до велика, к правам друг друга. [Потапова, 2005]

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

В программе 10 разделов на темы:

Тема Питание

Навыки и ценностные ориентации

Определение по вкусу виду и запаху свежей и несвежей пищи. Мыть пищу, руки и посуду. Не баловаться пищей. Уважать право других на правильное питание. Беречь плоды природы.

Тема Вода

Навыки и ценностные ориентации

Мыть руки посуду, игрушки, поливать цветы. Оценивать количество использованной воды и экономить воду.

Тема Жилище

Навыки и ценностные ориентации

Делать уборку в своём детском уголке дома. Ухаживать за растениями и животными дома. Жить дружно в удобном и чистом доме.

Тема Население

Навыки и ценностные ориентации

Защищать себя, не обижать других. Желать добра другому. Беречь то, что создано природой или другими людьми

Тема Здоровье

Навыки и ценностные ориентации

Соблюдение правил личной гигиены. Быть здоровым

Тема Профессия

Навыки и ценностные ориентации

Знать профессии. Делать сложную работу вместе. Воспитание силы воли.

Тема Энергия

Навыки и ценностные ориентации

Делать по утрам зарядку. Любить природу- источник энергии. Избегать лени.

Тема Экономика

Навыки и ценностные ориентации

Экономить средства. Стремление оценивать ресурсы и труд.

Тема Семья .Культура

Навыки и ценностные ориентации

Перенимать опыт Уважение к людям – носителям знаний и опыта. Любовь и привязанность к родной семье, родной культуре.

Тема Закон. Право. Государство.

Навыки и ценностные ориентации

Соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественных местах. Уважение законов природы.

При подготовке настоящей программы мы старались объединить в единую согласованную систему:

- отечественные культурно-исторические традиции; материально-технические, информационные и кадровые возможности дошкольных учреждений; международные требования по образованию в области окружающей среды и прав человека; необходимость обеспечения условий для всестороннего развития личности ребенка[Потапова, 2006].

Подготовка детей для полноценной жизни в 21 веке требует от педагогов обязательных усилий по использованию всех доступных способов Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения

Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте