Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49
Опыт научно- исследовательских разработок в области экологизации дошкольного воспитания, опыт внедрения результатов этих разработок в практическую деятельность детских садов г. Пущине, обсуждение теоретических и практических результатов с широким кругом отечественных и зарубежных специалистов убеждают в том, что проект вполне мог бы пойти на местах за счет местных средств при условии надежного и полноценного информационного обеспечения (см. выше). Правовой основой такого рода деятельности может служить Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 04.02.1993 г.), «Повестка дня на XXI век » и «Конвенция о правах ребенка», подписанные Россией и согласно Конституции РФ (ст. 15, п.4) являющиеся в отсутствии соответствующих российских актов составной частью правовой системы России.
Реализация такой программы, безусловно, была бы более эффективной при наличии поддержки на федеральном уровне, например, в виде таких мер, как:
1. Создание специальной
телевизионной программы, обеспечивающей
ликбез всех взрослых
2. Проведение Всероссийских конкурсов — смотров.
3. Целевое финансирование
Пущинской Лаборатории
Практика и теория педагогики и психологии показывает, что взрослым людям трудно признавать свои ошибки всерьез и легче это делать в виде игры. Давайте поиграем: создадим модельные экологически чистые зоны — эталонные дошкольные учреждения. Если взрослые России смогут это малое сделать для детей России, мы сами не заметим, как все станем лучше: немножко экологически грамотнее, немножко экологически ответственнее, немножко очистим свою совесть. А заодно и грязь иностранную перестанем в Россию ввозить. И на телеэкранах хозяева эфира выделят время для популяризации не только жевательных резинок, но и национальных форм воспитания малышей. И природу мы уже будем защищать не столько во исполнение предписаний властей, сколько ради жизни и счастья детей.
Мы не получили ее в наследство от отцов и дедов. Мы взяли ее в долг у наших детей» В наши дни эффективное решение задачи формирования основ экологической культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте требует на практике комплексного подхода к образовательному учреждению как к эколого-развивающей среде. Важная задача всего общества - помочь педагогам и родителям улучшить качество экологического образования и воспитания детей за счет коренного улучшения экологического состояния самих детских садов и школ усилиями специалистов разных ведомств и местной общественности. Почему это так важно?
Какие формы и методы работы с детьми позволяют сберечь эти классические основы в контексте современных требований к экологизации образования и как с их помощью эффективно выполнять эти сложные современные требования?
Наглядность. Восприятию ребенка следует предлагать наглядные образцы того, как старшие (школьники, студенты, педагоги, родители, чужие люди разных профессий) убежденно и ответственного знанием дела оценивают экологическое состояние окружающей среды и принимают меры по улучшению этого состояния. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма. Наиболее удачные методические находки в этом направлении необходимо эффективно тиражировать и доводить до широкого круга прямых пользователей.
4. И, наконец, в процессе изучения родной речи ребенок должен усвоить доступные его возрасту слова и понятия, закрепляющие экологический смысл происходящих вокруг явлений. Необходимы новые книги для чтения, отвечающие современным требованиям. [Потапова, 2005].
Выводы по 1 главе
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого- педагогической литературы показал, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Элементарные наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям дошкольного возраста.
Как показал анализ проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
На наш взгляд наибольшее внимание природоохранной деятельности уделяется в программе Потаповой Т.В. «Надежда».
Таким образом, воспитание основ экологической культуры- это не только формирование знаний, умений, навыков, отношений.
На современном этапе необходимо больше внимания уделять экологически грамотному поведению, что значит правильное природопользование.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний о природопользовании дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии
уровня знаний о
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику детей в экспериментальной и контрольной группах.
4)разработать вопросы для анкетирования родителей, проанализировать результаты.
Методы исследования :
1) наблюдение за деятельностью детей;
2) беседа с детьми;
3) анкетирование родителей.
Кроме диагностики детей нами были проанкетированы родители (Приложение 5)
Анализ результатов анкетирования:
- на вопрос что такое экология большинство родителей связывают понятие с природоохранной деятельностью человека,
- о правилах поведения на природе большинство родителей затрудняются ответить на этот вопрос,
- родители мало уделяют внимания экологическому воспитанию детей в домашней обстановке
- больше внимания уделять работе ДОУ по экологическому образованию родителей.
Результат анкетирования показал, что родители недостаточно внимания уделяют детям в вопросах природопользования, активно принимают участие в мероприятиях и оказывают посильную помощь в воспитании экологической культуры у детей.
Контрольные задания для определения уровня знаний о природопользовании дошкольников.
Вопросы:
1.Тема Питание
а) Какие профессии людей связаны с питанием?
б) Болезни от неправильного питания?
2.Тема Вода
а) Что такое пар и лёд?
б) Что растворяется в воде, а что нет?
3.Тема Жилище
а) Назвать материалы для строительства?
б) Название жилищ разного назначения?
4.Тема Население
а) Кто по национальности ты и твои родственники?
б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми?
5.Тема Здоровье
а)Назвать части тела и их работу?
б) Назвать лекарственные растения?
6.Тема. Профессии
а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий?
б)Какую работу делает ребёнок в семье?
7.Тема Семья.
а) Как и зачем учится человек?
б) Зачем нужны библиотеки?
8.Тема Энергия
а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары?
б) Как вырастают дрова?
9.Тема Экономика
а) Где люди приобретают продукты и игрушки?
б) Что такое зарплата?
10.Тема Право
а) Кто в семье главный?
б) Что такое заповедники?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (40-60 баллов) :
Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор.
Средний уровень ( 20-40 баллов) :
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе.
Не всегда аргументирует свой выбор.
На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень ( до 20 баллов):
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
Не всегда аргументирует свой выбор.
Таблица 1.
«Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы» на сентябрь 2013 года
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||||||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
||||||||||||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||||||||||||
А. Пётр |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7.4 |
Н | |||||||||||
Б. Григорий |
6 |
Н |
6 |
Н |
6 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
6.2 |
Н | |||||||||||
В. Арсений |
7 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7.2 |
Н | |||||||||||
Г. Анна |
5 |
Н |
5 |
Н |
7 |
Н |
5 |
Н |
7 |
Н |
5.8 |
Н | |||||||||||
Д. Валерия |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
10 |
С | |||||||||||
Ж. Наталья |
9 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
11 |
С |
9 |
С | |||||||||||
З. Кристина |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
С | |||||||||||
И. Кирилл |
13 |
В |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
11.6 |
С | |||||||||||
К. Максим |
14 |
В |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12.4 |
С | |||||||||||
Л. Ольга |
14 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
12 |
С |
12.8 |
С | |||||||||||
М. Елена |
8 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
10 |
С |
10 |
С |
8.4 |
С | |||||||||||
Н. Светлана |
13 |
В |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11 |
С | |||||||||||
О. Андрей |
13 |
В |
11 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11.2 |
С | |||||||||||
П. Иван |
9 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С | |||||||||||
Р. Виктор |
10 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
9.8 |
С | |||||||||||
С. Святослав |
12 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С | |||||||||||
С. Владимир |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
7.6 |
Н | |||||||||||
Т. Мария |
7 |
Н |
8 |
С |
10 |
С |
6 |
Н |
10 |
С |
8,2 |
С | |||||||||||
Т. Татьяна |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
11 |
С |
8,8 |
С | |||||||||||
Ш. Дмитрий |
9 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
8,6 |
С | |||||||||||
Щ. Екатерина |
6 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
10 |
С |
10 |
С |
8 |
С | |||||||||||
Я. Глеб |
6 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
8,2 |
С | |||||||||||
В среднем по гр. |
9.5 |
С |
8.4 |
С |
8.7 |
С |
9,6 |
С |
10.4 |
С |
9.4 |
С |
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний о природопользовании дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс занятий, различных мероприятий в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня знаний о природопользовании дошкольников.
2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Тематический план программы «Надежда»
День |
1- я половина дня |
2 – я половина дня |
Понедельник |
Тема «Здоровье» |
Тема «Жилище» |
Вторник |
Тема «Питание» |
Тема «Экономика» |
Среда |
Тема «Население» |
Тема «Семья, культура» |
Четверг |
Тема «Энергия» |
Тема «Труд, профессия» |
Пятница |
Тема «Право» |
Тема «Вода» |
Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте