Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Макрушина.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Опыт научно- исследовательских разработок в области экологизации дошкольного воспитания, опыт внедрения результатов этих разработок в практическую деятельность детских садов г. Пущине, обсуждение теоретических и практических результатов с широким кругом отечественных и зарубежных специалистов убеждают в том, что проект вполне мог бы пойти на местах за счет местных средств при условии надежного и полноценного информационного обеспечения (см. выше). Правовой основой такого рода деятельности может служить Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 04.02.1993 г.), «Повестка дня на XXI век » и «Конвенция о правах ребенка», подписанные Россией и согласно Конституции РФ (ст. 15, п.4) являющиеся в отсутствии соответствующих российских актов составной частью правовой системы России.

Реализация такой программы, безусловно, была бы более эффективной при наличии поддержки на федеральном уровне, например, в виде таких мер, как:

1. Создание специальной  телевизионной программы, обеспечивающей  ликбез всех взрослых участников, обмен опытом, снабжение текущей  информацией.

2. Проведение Всероссийских  конкурсов — смотров.

3. Целевое финансирование  Пущинской Лаборатории оптимизации  природопользования как базового  учреждения - держателя эталонного  банка информации (пополнение информационного  банка, связь, тиражирование информации, проведение семинаров и школ, консультации) [Потапова, 2006].

Практика и теория педагогики и психологии показывает, что взрослым людям трудно признавать свои ошибки всерьез и легче это делать в виде игры. Давайте поиграем: создадим модельные экологически чистые зоны — эталонные дошкольные учреждения. Если взрослые России смогут это малое сделать для детей России, мы сами не заметим, как все станем лучше: немножко экологически грамотнее, немножко экологически ответственнее, немножко очистим свою совесть. А заодно и грязь иностранную перестанем в Россию ввозить. И на телеэкранах хозяева эфира выделят время для популяризации не только жевательных резинок, но и национальных форм воспитания малышей. И природу мы уже будем защищать не столько во исполнение предписаний властей, сколько ради жизни и счастья детей.

Мы не получили ее в наследство от отцов и дедов. Мы взяли ее в долг у наших детей» В наши дни эффективное решение задачи формирования основ экологической культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте требует на практике комплексного подхода к образовательному учреждению как к эколого-развивающей среде. Важная задача всего общества - помочь педагогам и родителям улучшить качество экологического образования и воспитания детей за счет коренного улучшения экологического состояния самих детских садов и школ усилиями специалистов разных ведомств и местной общественности. Почему это так важно?

Какие формы и методы работы с детьми позволяют сберечь эти классические основы в контексте современных требований к экологизации образования и как с их помощью эффективно выполнять эти сложные современные требования?

Наглядность. Восприятию ребенка следует предлагать наглядные образцы того, как старшие (школьники, студенты, педагоги, родители, чужие люди разных профессий) убежденно и ответственного знанием дела оценивают экологическое состояние окружающей среды и принимают меры по улучшению этого состояния. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма. Наиболее удачные методические находки в этом направлении необходимо эффективно тиражировать и доводить до широкого круга прямых пользователей.

4. И, наконец, в процессе  изучения родной речи ребенок  должен усвоить доступные его возрасту слова и понятия, закрепляющие экологический смысл происходящих вокруг явлений. Необходимы новые книги для чтения, отвечающие современным требованиям. [Потапова, 2005].

 

Выводы по 1 главе

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Анализ психолого- педагогической литературы показал, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Элементарные наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям дошкольного возраста.

Как показал анализ проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

На наш взгляд наибольшее внимание природоохранной деятельности уделяется в программе Потаповой Т.В. «Надежда».

Таким образом, воспитание основ экологической культуры- это не только формирование знаний, умений, навыков, отношений.

На современном этапе необходимо больше внимания уделять экологически грамотному поведению, что значит правильное природопользование.

 

 

 

 

 

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Выявление уровня  знаний природопользования у детей дошкольного возраста

 

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний о природопользовании дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии  уровня знаний о природопользовании  дошкольников;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику  детей в экспериментальной и контрольной группах.

4)разработать вопросы  для анкетирования родителей, проанализировать  результаты.

Методы исследования :

1) наблюдение за деятельностью  детей;

2) беседа с детьми;

3) анкетирование родителей.

Кроме диагностики детей нами были проанкетированы родители (Приложение 5)

Анализ результатов анкетирования:

- на вопрос что такое экология большинство родителей связывают понятие с природоохранной деятельностью человека,

- о правилах поведения на природе большинство родителей затрудняются ответить на этот вопрос,

- родители мало уделяют внимания экологическому воспитанию детей в домашней обстановке

- больше внимания уделять работе ДОУ по экологическому образованию родителей.

Результат анкетирования показал, что родители недостаточно внимания уделяют детям в вопросах природопользования, активно принимают участие в мероприятиях и оказывают посильную помощь в воспитании экологической культуры у детей.

Контрольные задания для определения уровня знаний о природопользовании дошкольников.

Вопросы:

1.Тема Питание

а) Какие профессии людей связаны с питанием?

б) Болезни от неправильного питания?

2.Тема Вода

а) Что такое пар и лёд?

б) Что растворяется в воде, а что нет?

3.Тема Жилище

а) Назвать материалы для строительства?

б) Название жилищ разного назначения?

4.Тема Население

а) Кто по национальности ты и твои родственники?

б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми?

5.Тема Здоровье

а)Назвать части тела и их работу?

б) Назвать лекарственные растения?

6.Тема. Профессии

а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий?

б)Какую работу делает ребёнок в семье?

7.Тема Семья.

а) Как и зачем учится человек?

б) Зачем нужны библиотеки?

8.Тема Энергия

а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары?

б) Как вырастают дрова?

9.Тема Экономика

а) Где люди приобретают продукты и игрушки?

б) Что такое зарплата?

10.Тема Право

а) Кто в семье главный?

б) Что такое заповедники?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (40-60 баллов) :

Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор.

Средний уровень ( 20-40 баллов) :

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе.

Не всегда аргументирует свой выбор.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень ( до 20 баллов):

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Таблица 1.

«Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы» на сентябрь 2013 года

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

     

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

   

А. Пётр

7

Н 

5

Н

8

С 

8

С

9

С

7.4

Н

Б. Григорий

6

Н

6

Н

6

Н

5

Н

8

С

6.2

Н

В. Арсений

7

Н

7

Н

7

Н

7

Н

8

С

7.2

Н

Г. Анна

5

Н

5

Н

7

Н

5

Н

7

Н

5.8

Н

Д. Валерия

8

С

9

С

9

С

12

С

12

С

10

С

Ж. Наталья

9

С

9

С

7

Н

9

С

11

С

9

С

З. Кристина

12

С

12

С

13

В

14

В

14

В

13

С

И. Кирилл

13

В

10

С

12

С

13

В

10

С

11.6

С

К. Максим

14

В

12

С

10

С

12

С

14

В

12.4

С

Л. Ольга

14

В

13

В

11

С

14

В

12

С

12.8

С

М. Елена

8

С

7

Н

7

Н

10

С

10

С

8.4

С

Н. Светлана

13

В

10

С

10

С

12

С

10

С

11

С

О. Андрей

13

В

11

С

10

С

12

С

10

С

11.2

С

П. Иван

9

С

7

Н

8

С

10

С

11

С

9

С

Р. Виктор

10

С

8

С

8

С

10

С

13

В

9.8

С

С. Святослав

12

С

8

С

10

С

10

С

10

С

10

С

С. Владимир

7

Н

7

Н

8

С

7

Н

9

С

7.6

Н

Т. Мария

7

Н

8

С

10

С

6

Н

10

С

8,2

С

Т. Татьяна

8

С

9

С

9

С

7

Н

11

С

8,8

С

Ш. Дмитрий

9

С

8

С

8

С

8

С

10

С

8,6

С

Щ. Екатерина

6

Н

7

Н

7

Н

10

С

10

С

8

С

Я. Глеб

6

Н

7

Н

8

С

11

С

9

С

8,2

С

В среднем по гр.

9.5

С

8.4

С

8.7

С

9,6

С

10.4

С

9.4

С


 

 

2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»

 

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний о природопользовании дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  занятий, различных мероприятий  в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня знаний о природопользовании дошкольников.

2) апробировать разработанный  нами комплекс на дошкольниках  экспериментальной группы.

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 

Тематический план программы «Надежда»

День

1- я половина дня

2 – я половина дня

Понедельник

Тема «Здоровье»

Тема «Жилище»

Вторник

Тема «Питание»

Тема «Экономика»

Среда

Тема «Население»

Тема «Семья, культура»

Четверг

Тема «Энергия»

Тема «Труд, профессия»

Пятница

Тема «Право»

Тема «Вода»

Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте