Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? Кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок)?
Что делает Пик в норке?
Какие действия совершает с колесом?
Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?
Когда чаще можно увидеть хомячка: утром или вечером? С чем это связано?
В конце наблюдений можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.
4. Что и как ест хомяк?
ЦЕЛЬ. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить)
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Отгадайте загадку:
Серый зверек, в группе живет;
Дружит с ребятами,
Морковку, зерно грызет.
Как зовут нашего хомяка?
Что он делает? Как вы думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.
Что мы можем ему предложить? Чем угостим? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он делает с ним? Как он ест?
Давайте дадим Пику овса. Будит ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его относит? Зачем? (Делает запасы).
Угостим его морковкой. Пришлась ли она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?
Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?
В конце наблюдения дать задание, понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.
5. Как хомяк делает запасы
ЦЕЛЬ. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо – запасать ее.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Что больше всего любит Пик?
Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?
Что делает теперь? (набирает корм)
Посмотрите, что с ним происходит? (он как шарик надувается)
Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (похудевшим)
Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?
Как вы думаете, что делает хомяк в домике? (оставляет корм, делает запасы)
Что ему помогает переносить корм? (защечные мешочки)
На что они похожи? А в чем мы переносим продукты? ( в сумке )
Запасливый ли хомяк?
Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (мыши)
Какие у него зубы? Верно острые, ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.
В конце наблюдения можно предложить детям положить веточку в клетку хомяка.
6. Хомяк – чистоплотный зверек.
ЦЕЛЬ. Учить замечать, как Пик ухаживает за собой: умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Давайте угостим Пика. Расскажите как он ест. Покажите, как жует. А что вы делаете после еды? (вытираемся салфеткой…)
Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (умываться) Покажите как?
А как он чисти шерстку?
Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (рыжеватая, мягкая, короткая)
А что это за баночка? (туалет)
Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?
Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (чистоплотным)
Хорошо ли он себя чувствует? Не болеет ли он? Как определили? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестящая)
Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.
7. Как хомяк отдыхает?
ЦЕЛЬ. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течении дня. Наблюдать, в какой позе он спит, в каком месте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В какую часть суток мы чаще всего видим Пика? Как он себя ведет? Что делает?
ВЫВОД. Днем хомяк больше спит, белее активным он становится к вечеру, а вот ночью бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.
8. Чем хомяк отличается от мышонка?
ЦЕЛЬ. Закрепить представление о внешнем облике зверька (туловище кругленькое, толстенькое; голова большая, шеи почти нет; на голове небольшие уши, глазки как бусинки; подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета). Хомяк отличается от мышонка ( и от других животных) тем, что не имеет хвоста.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его.
Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?
Что вы видите на его лапках? Что помогает ему бегать, не наталкиваясь на предметы? Какие у него глаза?
Что сейчас делает хомяк? (обнюхивает все) С помощью чего он это делает? Какой у него нос? Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея?
На кого похож Пик? Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?
9. Как передвигаются хомяки?
ЦЕЛЬ. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро; ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Что делает Пик? (бегает по клетке) Посмотрите на его лапы, какие они у него: длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать: на коротких или длинных? Что у хомяка на лапках? (коготки) Какие они? (загнутые) Что они позволяют хомяку делать? (хорошо лазать, крепко держатся за перекладины в клетке)
Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе…) Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком?
Наш Пик взрослый или молодой хомяк? Как будут вести себя молодые зверьки? А маленькие дети? (много двигаются играют)
А как ведут себя взрослые хомяки? (больше спят) А наш хомяк?
Предложить детям понаблюдать за поведением хомяка и составить рассказ «Наш забавный хомячок».
10. Когда хомячка трудно заметить?
ЦЕЛЬ. Уточнить представления о маскировочной окраска хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.
ОРГАНИЗАЦИЯ. На дне песок. С боков клетки – листы бумаги, красной, белой, коричневой.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо виден, когда – не очень.
Посмотрим , что делает хомячок? Хорошо ли мы его видим?
Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим?
Вот подошел к другой стенке и стоит на красном фоне, как мы его видим?
На каком же фоне Пик незаметен? Почему?
Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? А когда зверек незаметен – когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим.
Закройте глаза, теперь откройте. Вы видите Пика? Где он находится ? что делает?
Песок на дне тоже помогает хомяку – делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках
Предложить
зарисовать хомячка и то, что ему
помогает стать невидимым.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПАРОЙ ПОПУГАЕВ
1. Какие они, наши попугайчики.
ЦЕЛЬ. Обратить внимание на внешние признаки птиц. Учить сравнивать их и выявлять отличия в окраске и строении. Обратить внимание на красоту птиц, показать возможность общения с ними.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Какие птицы живут у нас в уголке природы?
Как зовут наших попугаев?
Кому из вас они нравятся? Чем?
Какой окраски наши Кеша и Маша?
Чем покрыто их тело?
Везде ли одинаковые перья у наших попугаев – Кеши и Маши ?
Какой у них хвост? Крылья? Зачем они им нужны?
Что сейчас делают попугаи? (сидят на жердочке) Чем они держатся за жердочку?
Какие у попугаев лапки? Какие пальцы? Как они расположены?
Умеют ли Кеша и Маша лазать? Давайте посмотрим. Что им помогает лазать? (цепкие пальцы, хвост)
Какой корм любят птицы больше всего? Давайте проверим – насыплем в кормушку разный корм.
Что попугайчику помогает есть? Зачем ему нужен такой клюв? У всех птиц такой клюв?
Давайте помолчим и послушаем наших питомцев. Что вы слышите? Да, так попугаи общаются друг с другом. А понимаем ли мы их разговор?
Скажите, чем Кеша отличается от Маши? (окраской) Обратите внимание на окраску их клюва, какая она? Запомните: у попугаев главное отличие самца от самки определяется по цветовой окраске роговицы клюва.
Боятся ли нас птицы? В чем это проявляется?
Смогут ли птицы жить без нашей помощи – без помощи человека?
ЗАДАНИЕ. Понаблюдайте за поведением птиц. Рассказать родителям про Кешу и Машу.
2.Какие условия нужны
ЦЕЛЬ. Обратить внимание детей на условия, которые нужны птицам для нормальной жизни (просторная клетка, удобные жердочки, песок в поддоне, корм и чистая вода). Эти условия создают люди; значит самочувствие и даже жизнь птиц, живущих в детском саду, целиком зависит от воспитателя и детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Где живут Кеша и Маша?
Чем является для них клетка?
В какой клетке лучше жить птицам – в большой или маленькой? (Она просторная. Они могут там летать.)
На чем сидят попугаи? Сколько жердочек в клетке? Как они расположены? Что находится на дне клетки? Для чего птицам нужен песок? Для чего вода в клетке? Какая вода нужна птицам? Смогут ли птицы прожить без воды? Если вода грязная, что произойдет с птицами? Света, пожалуйста, налей Кеше и Маше чистой, отстоянной воды.
Что вы видите в кормушке? Какой корм мы даем попугаям? Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (просо, овес, семечки) Смогут ли птицы жить без корма? Слава, пожалуйста, насыпь свежего корма в кормушку.
Какой витаминный корм надо дать попугаям? (морковку, зелень траву) Для чего мы даем его нашим питомцам? (чтобы они были здоровые, веселые) Сережа, потри пожалуйста морковку нашим питомцам.
Чем еще можно кормить попугаев? (белый хлеб, творог, мел, скорлупа…)
Смогут ли птички жить без нашего ухода за ними? Что произойдет, если мы забудем про них? От чего же зависит самочувствие Кеши и Маши?
Хорошо ли им живется у нас? В чем это проявляется? (птицы веселые, щебечет, жизнерадостны)
ЗАДАНИЕ. Продолжать наблюдать за поведением птиц в группе и дома.
3.Как чувствуют себя попугаи?
ЦЕЛЬ. Учить замечать проявления хорошего самочувствия (птицы скачут по клетке, клюют корм, чистят перья, общаются друг с другом, издают разные звуки), плохого самочувствия (мало подвижны, перья взъерошены, молчаливы, не реагируют на корм). Чтобы птицы были здоровы, надо давать им разнообразный корм (тертая морковь, яблоко, творог, яйца, хлеб, зелень – проросший овес, веточки традесканции, листья одуванчика).
Что Кеша и Маша делают в клетке?
Как они общаются друг с другом? Закройте глаза. Что вы слышите?
Как вы думаете, спокойны ли птицы в клетке? В чем это проявляется? (птички спокойны, сидят на жердочке…) Хорошо ли Кеше и Маше?
Закройте глаза, еще раз послушайте. Что слышите? (птицы громко кричат) Скажите, когда птицы начинают громко кричать? (когда взволнованы, напуганы)
Когда вы заболеете, в чем это проявляется? Всегда ли птицы здоровы? Могут ли они заболеть? Отчего птицы могут заболеть? Как ведут себя заболевшие птицы? Скажите, какое самочувствие у наших птиц? (птицы веселы, скачут по клетке, щебечут, чистят перья, общаются друг с другом, едят корм…) так отчего же зависит самочувствие птиц? (от нашего ухода) смогут ли птицы жить, если мы не будем о них заботиться?
Какие условия необходимо создать, чтобы птицам хорошо жилось? (песок на дне, несколько жердочек, чистая вода, зерновая смесь, зелень…)
Давайте же вместе сделаем так, чтобы нашим пичугам хорошо жилось у нас в группе. Поменяем им воду, корм, угостим их зеленью.
ЗАДАНИЕ. Дома рассказать родителям о том , как мы ухаживаем за попугайчиками в детском саду.
4. Как попугаи лазают?
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста