Список литературы
- Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки. Базисная про грамма развития ребенка-дошкольника, М, 2001
- Аракчаа Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании, Кызыл, 2001
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх, М, 1993
- Белавина И.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас, М, 2005
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Воронеж, 2002
- Бронников С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста, Бирск, 2004
- Васякина Ж.Л. Паутинка. Программа для детей дошкольного возраста, М, 2003
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой, М, 1998
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, М, 2003
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, СПб, 2005
- Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры, М, 1999
- Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, СПб, 1997
- Горелов А.А. Человек - гармония - природа, М, 2000
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, М, 2005
- Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях, Ставрополь, 1998
- Грецова В.Т. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе, М, 2000
- Грязнова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, М, 2001
- Данилова М.Н. Живой мир, Екатеринбург, 2002
- Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический/Педагогика, № 5, 1999
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология, РД, 1996
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, М, 2001
- 3алкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей, М, 1993
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М, 2003
- Игнатова Т.В. Времена года, М, Просвещение, 2006
- Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей шестого года жизни, автореферат, М, 1999
- Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности, СПб, 2001
- Коган М.С. Философская теория ценности, М, 2000
- Колтунова И.Р. Постижение природы, Екатеринбург, 2002
- Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического воспитания детей, СПб, 2002
- Корепанова М.В. Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми, Волгоград, 2004
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М, 1997
- Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб, 2000
- Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок, СПб, 1998
- Марковская М. Уголок природы в детском саду, М, 2004
- Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми, М, 1996
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей, М, 2003
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, М, 2001
- Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, М, 2001
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». Методика экологического воспитания дошкольников, М, 1999
- Овсянникова О.А. Социально-экологическое воспитание ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения, автореферат, Брянск, 2001
- Петляева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников, автореферат, М, 2001
- Попова Т.И. Мир вокруг нас, М, 1998
- Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования, автореферат, Екатеринбург, 1998
- Потапова Т.В. Надежда. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и права человека, Пущино, 2001
- Праздники в детском саду, М, 1990
- Программа воспитания и обучения в детском саду, М, 1999
- Программа «Развитие» для старшей группы детского сада, М, 2002
- «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7- лет в детском саду, М, 2001
- Рубинштейн С.П. Проблемы общей психологии, М, 1993
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников, М, 1998
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа», М, 2005
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево», М, 2006
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теории и практика, автореферат, М, 2000
- Рыжова Н.А. Я и природа, М, 2002
- Симонова Л.П. Ключи от природы или этические беседы по экологии, М, 1998
- Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду, М , 2003
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду, М, 2000
- Староверов А.В. Дом, в котором мы живем. Для занятий по экологическому воспитанию, Рязань, 2002
- Степанова В.А. Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий с детьми, экологическому и эстетическому воспитанию дошкольников, СПб, 2003
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Избранные педагогические сочинения в 3-х т., М, 1982
- Унучек А.А. Методические рекомендации по организации и про ведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, Могилев, 1999
- Федорова Т.А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой, автореферат, М, 2000
- Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников, Пермь, 2002
- Хабарова Т.В. Экологическое образование дошкольников, Сыктывкар, 2002
- Шикунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 2004
- Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году, М, 2000
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей, М, 2004
- Шпотова Т.В. «Времена года», М, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1.
Представления детей
старшего дошкольного возраста о
ценности природы
(в % к количеству обследованных
детей)
Ценности природы |
Практическая |
Эстетическая |
Для развития познавательной и творческой
деятельности людей |
Самоценность |
Не выделили |
82 |
57 |
8 |
7 |
13 |
Таблица 2
Интерес детей
к объектам природы и деятельности
в природе
(в % к количеству обследованных
детей)
Выбор объекта |
Выбрали живое |
Выбрали игрушку |
Хотели бы и то и
другое |
животное |
растение |
48 |
0 |
21 |
31 |
Выбор деятельности |
Игра, общение
|
Кормление
животных |
Полив растений |
Уборка клетки |
Выбрали
другую
деятельность |
35 |
8 |
4 |
0 |
53 |
Таблица 3
Представления старших
дошкольников о нормах отношения
к природе
( в % к количеству обследованных детей)
Дали общий,
недифференцированный
ответ
|
Выделили
отдельные правила
гуманного
отношения |
Полно раскрыли
содержание
отношения |
Не выделили |
32 |
52 |
6 |
10 |
Таблица 4
Мотивы гуманного
отношения к природе старших
дошкольников
(в % к количеству обследованных
детей)
Не раскрыли,
утверждали
«так надо» |
Польза
природных
объектов |
Внешняя
привлекательность |
Обеспечение
собственной
безопасности |
Самоценность
живого |
28 |
29 |
22 |
11 |
10 |
Таблица 5
Оценка поступков
сверстников в природе
(в % к количеству обследованных
детей)
Поступки
|
Оценивают
адекватно |
Оценивают
неадекватно |
Затруднялись |
Позитивные
(в среднем) |
97 |
0 |
3 |
Негативные
(в среднем) |
83 |
10 |
7 |
Отражающие
«детский гуманизм» |
30 |
63 |
7 |
Таблица
6
Представления детей
старшего дошкольного возраста о
животных и растениях как живых существах
(в % к количеству обследованных
детей)
Отнесли к живому
|
Отнесли к неживому |
Отнесли как к живому,
так и
к неживому |
Ж |
Р |
Н |
Ж |
Р |
Н |
Ж |
Р |
Н |
100 |
36 |
12 |
0 |
53 |
70 |
0 |
11 |
18 |
Ж - животные,
Р - растения,
Н – неживое
Таблица 7
Представления детей
старшего дошкольного возраста о
животных и растениях как живых
существах
(в % к количеству обследованных
детей)
Выделили
существенные
признаки живого
|
Выделили
существенные и
несущественные
признаки живого |
Выделили
несущественные
признаки живого |
Не выделили |
22 |
65 |
9 |
4 |
Таблица 8
Представленность
существенных признаков живого в
суждениях детей о живом
(в % к количеству обследованных
детей)
Группы
живого
|
Существенные признаки |
движение |
питание |
дыхание |
выделение |
рост и
развитие |
размножение |
животные |
84 |
36 |
16 |
0 |
20 |
10 |
растения |
0 |
18 |
4 |
0 |
76 |
5 |
Таблица 9
Проявление детьми
сочувствия к живому существу в неблагоприятном
состоянии
(в % к количеству обследованных
детей)
Не отреагировали
|
Констатировали как
факт |
Проявили сочувствие |
Деятельно помогли |
Не помогли |
32 |
46 |
6 |
16 |
Приложение 2
Уровни
экологической воспитанности детей
старшего дошкольного возраста
1 уровень
Для детей характерно неустойчивое
отношение к животным и растениям,
без выраженной положительной направленности.
Отношение ситуативно, дети могут
проявлять то небрежность и даже
агрессивность к объектам, то отдельные
позитивные действия. При этом они
действую неосознанно, механически, подражательно,
могут присоединяться к неправильному
поведению других. Характерно неприязненное
и даже негативное отношение к
непривлекательным живым существам.
По собственной инициативе не проявляют
желания общаться с живыми существами,
отсутствует интерес и стремление
к взаимодействию с ними. Не принимают
подобные предложения взрослого. Представления
о природных объектах и их существенных
свойствах поверхностные, часто
неадекватные. Живыми считают неживые
объекты, не относят растения к живому.
Представления о нормах отношения
к животным и растениям недифференцированы.
Дети понимают, что в целом нельзя
наносить при родным объектам вред,
но не осознают, почему, мотивируя необходимость
бережного отношения к ним
боязнью наказания или долженствованием
(«так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют
правила в собственном поведении
в природе. Дети замечают яркие нарушения
правил отношения к природе, не пресекают
неправильное поведение, а присоединяются
к нему. Не владеют умениями осуществления
ухода за живыми существами.
2
уровень
Дети проявляют в целом
положительное отношение к природе
избирательной направленности. Они
бережно относятся, заботятся о
конкретных живых объектах, которые
имеют непосредственное отношение
к ним, привлекательны для них. С
удовольствием, по собственной инициативе
общаются со знакомыми, приятными животными
и растениями, проявляют интерес
к проявлениям их жизни, состоянию.
Во взаимодействии с такими живыми
объектами, заботе о них появилась
потребность. К незнакомым или непривлекательным
животным и растениям дети относятся
настороженно, равнодушно, не замечают
их нужды, не обращают внимания на состояние.
По собственной инициативе не стремятся
к взаимодействию с ними, неохотно
принимают предложения взрослого
о взаимодействии с подобными
живыми объектами. У детей сложились
представления о живом, существенные
наряду с несущественными. Дети относят
к живому преимущественно животных,
выделяя отдельные существенные
признаки живого у конкретных животных
и растений. Не способны к обобщению
по существенным признакам. Представления
о нормах отношения к животным
и растениям становятся более
дифференцированными, дети выделяют отдельные
правила взаимодействия с конкретными
объектами, применяют их при уходе
за ними. Не распространяют известные
правила на круг объектов. Дети замечают
нарушения правил поведения в
природе, мотивируют необходимость
их соблюдения отдельными ценностями
природных объектов - практической
пользой, красотой, обеспечением собственной
безопасности. Характерно расхождение
вербального и реального отношения
к природе. У дошкольников сформированы
некоторые умения ухода за живыми
существами, но дети действуют не всегда
целесообразно. Их увлекает процесс
ухода, дети не нацелены на результат.
Трудовые действия не осмыслены до конца
с учетом потребностей живого.