Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

Отношение к живым существам  носит действенный характер: большинство  детей не ограничивается рассматриванием  животных и растений, а активно  проявляются положительное или  негативное отношение. При этом часто  отношение к объектам природы  приобретает реактивный характер: дети действуют неосознанно, рефлекторно  реагируя на сигналы, подаваемые объектом (схватить попугая за хвост, который  тот высунул из клетки; сорвать  распустившийся цветок).

В суждениях и вопросах детей проявляется стремление узнать новое, объяснить непонятное (почему рыбы не мерзнут в холодной воде; как спят дельфины; почему у кактуса  нет листьев).

Довольно часто дети экспериментируют над живыми существами, нередко доводя их до гибели. При этом опытам (отрывание  лапок, отрезание усов) подвергаются, как правило, непривлекательные  животные, которые не могут «ответить» на подобное отношение детей. Мотивом  чаще всего является удовлетворение познавательного интереса (стремление узнать, как устроен объект, зачем  нужен тот или иной орган, сможет ли он без них жить).

Причины совершения детьми таких поступков кроются, вероятно, в недостатке представлений о  функциях органов живого существа, взаимосвязях в организме, в несформированности эмоционально-ценностного опыта  отношения к живому.

Активное по своей «насыщенности» отношение к живым существам  у детей недостаточно активно  по гуманистической направленности. Трудно заметить самостоятельные попытки  помочь живым существам, хотя по предложению  взрослого многие делают это охотно. Большинство дошкольников предпочитают не вмешиваться, когда кто-то из сверстников  нарушает правил поведения в природе, а нередко и присоединяется к  нарушителям в силу подражательности. Лишь отдельные дети способны противодействовать негативным поступкам.

Для воспитания ценностного  отношения к животным и растениям  необходимо показывать детям их неповторимость, учить видеть их своеобразие, отличие от других. В этом случае дошкольники смогут осознать, что бережно относиться нужно к каждому живому существу.

Существенное влияние  на отношение детей к животным и растениям оказывают пример отношения к природе взрослых людей, прежде всего воспитателей и  родителей. Дети часто объясняют  свои неправильные поступки, ссылаясь на соответствующее поведение взрослых.

Ребенок мотивирует свое нежелание  убирать за хомячком: «Он плохо  пахнет. Мама говорит, что это гадость, она хомяков ненавидит!».

В качестве других причин неправильного  отношения к природе можно  назвать низкий уровень развития наблюдательности, недостаток непосредственного  общения детей с природой.

Одной из основных причин неправильного  отношения детей к живым существам  является низкая степень осознанности. В объяснении необходимости осуществления  бережного и заботливого отношения  к животным и растениям немногие дети указывали на то, что они  живые существа, и связывали подобное отношение с удовлетворением  их потребностей, сохранением сложившихся  связей. Такой характер представлений  о живом не может обеспечить осознанного  отношения к животным и растениям.

Еще одной важной причиной равнодушного отношения к природе  является «эмоциональная глухота» детей. В ходе выполнения задания 2.2 их внимание привлекалось к неблагоприятному состоянию  живого существа (Приложение 1, таблица 9). Большинство детей либо не заметили его состояния, либо проявили равнодушие, спокойно констатируя увиденное («наверное, забыли полить растение»).

Помочь живым существам  они отказались, мотивируя отказ  тем, что: «там грязно, у меня руки чистые; я руки не хочу пачкать». Только некоторые  проявили участие к объекту и  выразили готовность помочь ему. При этом растение, хотя и некачественно, полили все дети, помогли морской свинке, приняли участие в работе и довели вместе со взрослыми уборку аквариума до конца только несколько человек.

Можно предположить, что  одной из важных причин неправильного  отношения к природным объектам является также и низкий уровень  владения детьми умениями ухода за ними. В задании 2.3. детям предлагалось обеспечить уход за растениями уголка природы: полить, удалить пыль с листьев, порыхлить землю. Практически все  дети согласились ухаживать, при  этом одних детей побудил к  деятельности гуманистический мотив  помощи, других привлекала возможность  действовать с инструментами  и материалами, третьих - стремление помочь взрослому.

Анализ ответов на вопрос, каким станет растение после осуществления  ухода за ним, показал, что дети не осознают цель ухода как изменение  состояния самого живого организма, считают результатом ухода внешнее  его проявление.

Результат, важный для самого живого существа - улучшение его  состояния: обеспечение в процессе удаления пыли возможности легко  дышать и улавливать свет чистыми  листьями, дышать корнями и легко  впитывать влагу в рыхлой земле - практически не выделяется детьми. Вероятно, это связано с недостатком  у дошкольников, как осознанности, так и гуманистической направленности труда по уходу за живыми объектами.

Проведение второй серии  эксперимента показало, что характер отношения дошкольников к природе  обусловлен особенностями их экологических  представлений, умений осуществления  деятельности в природе, степенью развития эмоций и чувств, накопленным ценностным опытом общения с природными объектами. Выявленные причины обусловливают  необходимость организации на формирующем  этапе единства накопления у детей  знаний о животных и растениях  как живых существах, развития эмоционально-ценностного  опыта взаимодействия с ними, формирования умений, позволяющих ребенку действенно выражать отношение к живому.

Определяющим  в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными  объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы16.

Ознакомление  с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической  деятельности, который заключается  в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной  познавательной деятельности, связанной  с миром природы. Психологические  особенности детей дошкольного  возраста предопределяют использование  активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдением, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и  другие виды деятельности. М.М. Манасеина  считала: «…при воспитании детей  от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным  образом следует по возможности  полнее и лучше освоиться с  окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»17. Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся  с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных  операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа».

Наблюдение  целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое  предопределено включением детей в  разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности18.

О большой роли наблюдений и его вопитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»19. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»20.

В овладении  естественными знаниями, как и  знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская  деятельность. Она гармонично интегрирует  всю многогранность не только теоретических  знаний, но и умений и навыков  в отношении приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы – поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей.

Вопрос  о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе  других видов деятельности детей  дошкольного возраста исследуются  достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определение: поисково-исследовательская деятельность – это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н. Поддъяков говорил: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»21.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.

«Зеленое  царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние – задания эстетичного, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота – это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.

При систематическом  взаимодействии с растениями ребенок  понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) –  это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.

Дошкольник, который воспитывался в «зеленой»  школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным22.

Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших  братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присущее поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное). Замечая частичное внешнее сходство между человеком и животными, ребенок с раннего возраста понимает, что последние – живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны относительно как к внешнему виду, так и к поведению. Например, много из них имеют органы, которых нет у людей – хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.

Умелая  организация работы с детьми по уходу  за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей  заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе23.

В становлении  экологического сознания особенное  место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у  детей моральные нормы и правила  поведения в природе. Педагогически  правильно организованная игровая  деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются  с общепринятыми нормами и  правилами познания окружающей природы.

Полнее  всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.

В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально  использовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при  условии максимального приближения  сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования  объектов и явлений природы, к  тем образцам поведения, которые  должны характеризовать ребенка  не только в игре, но и поза ней. Безусловное  значение творческой игры заключается  в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения  к природе.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста