Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Отношение к живым существам носит действенный характер: большинство детей не ограничивается рассматриванием животных и растений, а активно проявляются положительное или негативное отношение. При этом часто отношение к объектам природы приобретает реактивный характер: дети действуют неосознанно, рефлекторно реагируя на сигналы, подаваемые объектом (схватить попугая за хвост, который тот высунул из клетки; сорвать распустившийся цветок).
В суждениях и вопросах детей проявляется стремление узнать новое, объяснить непонятное (почему рыбы не мерзнут в холодной воде; как спят дельфины; почему у кактуса нет листьев).
Довольно часто дети экспериментируют над живыми существами, нередко доводя их до гибели. При этом опытам (отрывание лапок, отрезание усов) подвергаются, как правило, непривлекательные животные, которые не могут «ответить» на подобное отношение детей. Мотивом чаще всего является удовлетворение познавательного интереса (стремление узнать, как устроен объект, зачем нужен тот или иной орган, сможет ли он без них жить).
Причины совершения детьми
таких поступков кроются, вероятно,
в недостатке представлений о
функциях органов живого существа,
взаимосвязях в организме, в несформированности
эмоционально-ценностного
Активное по своей «насыщенности»
отношение к живым существам
у детей недостаточно активно
по гуманистической
Для воспитания ценностного отношения к животным и растениям необходимо показывать детям их неповторимость, учить видеть их своеобразие, отличие от других. В этом случае дошкольники смогут осознать, что бережно относиться нужно к каждому живому существу.
Существенное влияние
на отношение детей к животным
и растениям оказывают пример
отношения к природе взрослых
людей, прежде всего воспитателей и
родителей. Дети часто объясняют
свои неправильные поступки, ссылаясь
на соответствующее поведение
Ребенок мотивирует свое нежелание убирать за хомячком: «Он плохо пахнет. Мама говорит, что это гадость, она хомяков ненавидит!».
В качестве других причин неправильного отношения к природе можно назвать низкий уровень развития наблюдательности, недостаток непосредственного общения детей с природой.
Одной из основных причин неправильного
отношения детей к живым
Еще одной важной причиной равнодушного отношения к природе является «эмоциональная глухота» детей. В ходе выполнения задания 2.2 их внимание привлекалось к неблагоприятному состоянию живого существа (Приложение 1, таблица 9). Большинство детей либо не заметили его состояния, либо проявили равнодушие, спокойно констатируя увиденное («наверное, забыли полить растение»).
Помочь живым существам они отказались, мотивируя отказ тем, что: «там грязно, у меня руки чистые; я руки не хочу пачкать». Только некоторые проявили участие к объекту и выразили готовность помочь ему. При этом растение, хотя и некачественно, полили все дети, помогли морской свинке, приняли участие в работе и довели вместе со взрослыми уборку аквариума до конца только несколько человек.
Можно предположить, что одной из важных причин неправильного отношения к природным объектам является также и низкий уровень владения детьми умениями ухода за ними. В задании 2.3. детям предлагалось обеспечить уход за растениями уголка природы: полить, удалить пыль с листьев, порыхлить землю. Практически все дети согласились ухаживать, при этом одних детей побудил к деятельности гуманистический мотив помощи, других привлекала возможность действовать с инструментами и материалами, третьих - стремление помочь взрослому.
Анализ ответов на вопрос,
каким станет растение после осуществления
ухода за ним, показал, что дети не
осознают цель ухода как изменение
состояния самого живого организма,
считают результатом ухода
Результат, важный для самого
живого существа - улучшение его
состояния: обеспечение в процессе
удаления пыли возможности легко
дышать и улавливать свет чистыми
листьями, дышать корнями и легко
впитывать влагу в рыхлой земле
- практически не выделяется детьми.
Вероятно, это связано с недостатком
у дошкольников, как осознанности,
так и гуманистической
Проведение второй серии эксперимента показало, что характер отношения дошкольников к природе обусловлен особенностями их экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, степенью развития эмоций и чувств, накопленным ценностным опытом общения с природными объектами. Выявленные причины обусловливают необходимость организации на формирующем этапе единства накопления у детей знаний о животных и растениях как живых существах, развития эмоционально-ценностного опыта взаимодействия с ними, формирования умений, позволяющих ребенку действенно выражать отношение к живому.
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы16.
Ознакомление
с природой предусматривает соблюдение
принципа гетерогенности экологической
деятельности, который заключается
в педагогической целесообразности
привлечения ребенка к
Наблюдение
целесообразно использовать на занятиях
разных видов. Занятия обеспечивают
широкое пространство для творческой
реализации содержания наблюдений, которое
предопределено включением детей в
разные виды экологической деятельности
с участием в ней воспитателя.
Целью каждого вида такой деятельности
неизменно выступает
О большой роли наблюдений и его вопитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»19. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»20.
В овладении
естественными знаниями, как и
знаниями о человеке приоритетной должна
стать поисково-
Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определение: поисково-исследовательская деятельность – это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н. Поддъяков говорил: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»21.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.
«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние – задания эстетичного, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота – это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.
При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) – это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.
Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным22.
Животные,
так же как и растения, приносят
большую радость. Дети активно общаются
с ними, ведь мир наших меньших
братьев чрезвычайно
Умелая
организация работы с детьми по уходу
за живыми существами позволяет педагогу
решить задачу воспитания у детей
заботливого отношения к
В становлении
экологического сознания особенное
место принадлежит игровой
Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.
В разработке
игр экологической
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста