Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Эксперимент показал, что в рамках традиционного подхода к воспитанию у дошкольников отношения к природе, у отдельных детей формируется гуманное ценностное отношение к ней. Данные дети (в среднем 10%) достигли 3 уровня – наиболее высокого из выявленных, и характеризовались выраженной положительной направленностью отношения к широкому кругу объектов. Они хорошо ориентируются в правилах поведения в природе, их вербальное и реальное отношение к ней преимущественно совпадает, необходимость гуманного отношения к природным объектам дети мотивируют пониманием ценности жизни. Представления о живом в достаточной степени существенны. Качественно осуществляют уход за живыми существами. Тем не менее, во взаимодействии данных детей с животными и растениями наблюдались ошибки, связанные с недостаточной степенью активности отношения, вариативности мышления и т.п. Как правило, эти дошкольники имеют опыт общения с природными объектами в семье, их родители отличаются интересом и бережным отношением к природе, уделяют внимание их воспитанию у детей. Выявление детей 3 уровня позволяет предположить, что изменение методики работы может повлечь за собой изменение характера отношения к природе» у других детей.
Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.
Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2. Познавательный
потенциал экологических
Формирующий эксперимент представляет собой практическую познавательную деятельность с объектами природы, сопровождающуюся наблюдением, высказываниями. Первая серия эксперимента предполагает воспитание у детей ценностного отношения к природе.
Большинство детей утвердительно
отвечают на вопрос о том, любят ли
они животных и растения. При этом
любовь распространяется на внешне привлекательных
животных - неопасных зверей и их
детенышей. В отношении к низшим
животным дети проявляют неприязнь.
Дети рассматривают приятных животных
как друзей, партнеров по общению,
игре. Игнорирование же детьми непривлекательных
животных и растений связано с
тем, что детям трудно найти в
их внешнем виде и поведении схожесть
с человеком; они не вступают в
контакт с детьми, не проявляют
ярко чувств; у растений не выражены
признаки жизни - в силу этого они
чаще всего относятся детьми к
окружающим предметам. Педагоги недостаточно
раскрывают, почему «непривлекательные»
животные выглядят именно так, не показывают,
что особенности их строения и
поведения - это приспособление живого
к среде обитания. Между тем, познание
интересных особенностей образа жизни
животных и растений оказывает существенное
влияние на отношение к ним
человека. В процессе освоения детьми
интересных экологических фактов о
жизни «непривлекательных»
Многие дети считают, что все в природе существует для удовлетворения потребностей людей и животные и растения имеют практическую значимость, у некоторых прослеживается сугубо утилитарный взгляд на живые существа, который может явиться причиной негативного отношения к ним. Лишь некоторые способны выделить ценность природы для развития познавательной и творческой деятельности людей, для общения (Приложение 1, таблица 1).
Такой характер восприятия
объектов природы во многом обусловлен
возрастными особенностями
У большинства детей значительный интерес вызывают животные и не вызывают растения. Дети рассматривают животных преимущественно как партнеров по интересной для себя деятельности.
Деятельность с природными объектами является достаточно привлекательной, ее предпочитают другим видам. При этом большинству интересны такие виды деятельности в природе, в которых они могут реализовать свою естественную потребность в игре, общении с живыми объектами. Интерес к деятельности по уходу за животными и растениями невысок, в силу того, что не сформирована потребность помогать им, дети не осознают до конца направленность ухода, невозможность существования живого без заботы человека (Приложение 1, таблица 2).
На вопрос, касающийся отношения к животным и растениям, дошкольники признают необходимость гуманного отношения, понимают смысл доброго отношения к животным и растениям как не нанесение вреда и создание условий для жизни (Приложение 1, таблица 3).
Большинство детей выделили отдельные правила бережного и заботливого отношения к конкретным живым объектам: «Животных кормить, вот если котик хочет - дать рыбку, молоко», «Животных не обижать - кошек за хвост и за ухо не дергать».
Дети правильно понимают
смысл доброго отношения к
животным и растениям как не нанесение
им вреда и создание условий для
жизни. При этом, в содержание отношения
дети включают некоторые имеющиеся
у них представления о животных
и растениях как живых
В силу того, что представления о живом поверхностны и фрагментарны, только отдельные дети сумели достаточно полно раскрыть правила отношения к живому: «К растениям нужно хорошо относиться, аккуратно с ними обращаться, что ничего не оторвать. Поливать, хорошо листики протирать. С животными тоже нужно аккуратно обращаться, не обижать, не бить, кормить».
Ценным является то, что
в суждениях части детей
Некоторые дошкольники пытаются
элементарно прогнозировать экологические
последствия воздействия
Однако, некоторые дети не могут объяснить, почему к животным и растениям нужно относиться бережно и заботливо, другие в общем положительно относятся к объектам природы («они красивые, хорошие»). Часть детей показала рациональный подход к животным и растениям, выделив в качества мотива их полезность для человека («нечего будет кушать, можно умереть с голоду», «шубы не из чего будет делать»). Дети учитывают, что некоторые живые существа могут «ответить» на неправильное отношение, и мотивировали важность гуманного отношения к ним обеспечением собственной безопасности («потому что они укусить», «могут поцарапать») (Приложение 1, таблица 4).
Немногочисленная группа сделала попытку выделить самоценность природы, мотивируя необходимость гуманного отношения к животным и растениям, определили их существенные характеристики как живых существ: «потому что они живые», «чтобы они не погибли».
Данные суждения свидетельствуют
о том, что у дошкольников формируются
очень ценные для становления
экологической воспитанности
Большинство детей адекватно
оценивают поступки сверстников
в природе (Приложение. 1, таблица 5).
Исключение составляют ситуации, изображающие
внешне доброе поведение детей, по сути
вредящее живому, которые большинство
детей оценили как
При организации работы,
направленной на формирование у детей
умений видеть проявления жизни животных
и растений, чувствовать их состояние,
понимать неповторимость каждого живого
существа, дошкольники смогут подойти
к пониманию необходимости
Обоснование детьми оценки
конкретных поступков в природе
совпадает с мотивацией необходимости
бережного и заботливого
- принадлежность растения к живому (дерево живое, ему больно),
- приносимая польза (дерево дает воздух),
- необходимость выполнения
правила (ломать дерево
Многие дети на вопрос: «Почему ты так не поступаешь?», называют субъективные основания (увидит сторож и заберет в милицию, я маленький и дерево мне не сломать). Следовательно, дети не осознают подлинной ценности соблюдения норм гуманного отношения к природе, его нравственный смысл.
Анализ суждений детей на вопрос: «Какие добрые дела ты делал для животных и растений?» показывает, что у старших дошкольников накоплен незначительный опыт совершения гуманных поступков по отношению к живым существам - они либо не совершали добрых дел для животных и растений, либо вспомнили по одному доброму делу: «Цветы поливала», «Воробышку хлеб давал», «По кормила хомяка», «Черепаха запуталась, а я помог ей выйти».
Старшие дошкольники различают живое и неживое в окружающей среде (Приложение 1, таблица 7). Безошибочно относя к живому животных, большинство детей считают неживыми растения, мотивируя это отсутствием у них движения. Вероятно, этим можно объяснить часто безразличное отношение детей к растениям, отсутствие интереса к ним.
Основаниями для отнесения объектов к области живого для большинства детей являются одновременно как существенные (движение, питание, дыхание, рост, размножение), так и не существенные признаки (наличие частей тела, местонахождение): «Котик живой, потому что он ходит, у него есть ножки, хвостик, он живет дома» (Приложение 1, таблица8).
При отнесении к живому
животных для детей наиболее значимыми
являются признаки движения и питания.
Данные жизненные проявления хорошо
представлены и доступны для наблюдения.
Дыхание, рост, размножение животных,
более скрытые для
Знание потребностей живого и учет в деятельности его состояния важнейшее условие экологически ориентированного взаимодействия с животными и растениями. Большинство детей знают, что растения нуждаются во влаге, а животные - в пище. Это связано с тем, что процессы полива растений и кормления животных дети часто наблюдают и сами принимают в них участие.
К старшему дошкольному возрасту
у детей складываются некоторые,
преимущественно разрозненные представления
о сущности живого, включающие знание
его отдельных существенных признаков
и связей. Сформированные у детей
экологические представления не
могут выступать основой
Таким образом, проведение формирующего эксперимента показало, что дети судят о ценности природных объектов по степени их внешней привлекательности, возможности организации с ними интересной совместной деятельности, их полезности. Непонимание ценности жизни приводит к тому, что непривлекательные живые объекты не включаются в сферу действия гуманного отношения. Суждения демонстрируют в целом положительное отношение к большинству объектов природы, которое в силу как психологических особенностей детского восприятия и эгоцентризма мышления, так и недостатка представлений о животных и растениях как живых существах, ценности живого не является подлинно гуманным.
Во второй части формирующего эксперимента изучались особенности ценностного отношения к природе и ее объектам в реальном поведении детей. В целом отношение большинстве детей к природе можно охарактеризовать как положительное. Оно выражается, прежде всего, в проявлении интереса к живым существам, желании общаться с ними.
Многие поступки, имеющие негативные для живого последствия побуждаются позитивными мотивами; совершая их, дети в большинстве случаев не задумываются об их жестокости, не осознают свои действия причиной страданий живого существа, не расценивают их как проявление зла (девочка хотела пожалеть хомячка, и, сильно прижав его к себе, задушила животное; дети кормили витаминами аквариумных рыб, что привело к изменению баланса экосистемы и гибели рыбок).
Яркой особенностью отношения
детей к живым существам
Растения вызывают гораздо
меньший эмоциональный отклик и
привлекают дошкольников в основном
в период цветения и появления
плодов. Из представленных в комнате
природы разнообразных
Отношение к природе носит избирательный характер. При взаимодействии с животными дети в большей степени проявляют позитивную направленность, осторожность, учитывают возможность ответной реакции на свои действия. К растениям отношение у детей более равнодушное, часто бездумное, не отличающееся от отношения к неживому. Животные, обладающие развитыми чувствами и способностью активно их проявлять, легко вступающие в контакт с людьми, вызывают у детей положительное отношение. Оно проявляется в улыбке, особой интонации голоса при общении с такими животными, наделении их ласковыми именами: котик, щеночек; желании общаться с ними, ухаживать, не причинять вреда. Низшие животные часто вызывают отрицательные эмоции, по отношению к ним дети допускают негативные проявления.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста