Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

Эксперимент показал, что  в рамках традиционного подхода  к воспитанию у дошкольников отношения  к природе, у отдельных детей  формируется гуманное ценностное отношение  к ней. Данные дети (в среднем 10%) достигли 3 уровня – наиболее высокого из выявленных, и характеризовались выраженной положительной направленностью отношения к широкому кругу объектов. Они хорошо ориентируются в правилах поведения в природе, их вербальное и реальное отношение к ней преимущественно совпадает, необходимость гуманного отношения к природным объектам дети мотивируют пониманием ценности жизни. Представления о живом в достаточной степени существенны. Качественно осуществляют уход за живыми существами. Тем не менее, во взаимодействии данных детей с животными и растениями наблюдались ошибки, связанные с недостаточной степенью активности отношения, вариативности мышления и т.п. Как правило, эти дошкольники имеют опыт общения с природными объектами в семье, их родители отличаются интересом и бережным отношением к природе, уделяют внимание их воспитанию у детей. Выявление детей 3 уровня позволяет предположить, что изменение методики работы может повлечь за собой изменение характера отношения к природе» у других детей.

Выявленный  в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень  мало детей имеют высокий уровень  сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую  культуру, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании  полученных результатов можно сделать  вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей  осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного  возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной  группе.

 

2.2. Познавательный  потенциал экологических знаний  в условиях комплексного использования  различных видов деятельности  детей дошкольного возраста в  природе

 

Формирующий эксперимент представляет собой практическую познавательную деятельность с объектами природы, сопровождающуюся наблюдением, высказываниями. Первая серия эксперимента предполагает воспитание у детей ценностного отношения к природе.

Большинство детей утвердительно  отвечают на вопрос о том, любят ли они животных и растения. При этом любовь распространяется на внешне привлекательных  животных - неопасных зверей и их детенышей. В отношении к низшим животным дети проявляют неприязнь. Дети рассматривают приятных животных как друзей, партнеров по общению, игре. Игнорирование же детьми непривлекательных  животных и растений связано с  тем, что детям трудно найти в  их внешнем виде и поведении схожесть с человеком; они не вступают в  контакт с детьми, не проявляют  ярко чувств; у растений не выражены признаки жизни - в силу этого они  чаще всего относятся детьми к  окружающим предметам. Педагоги недостаточно раскрывают, почему «непривлекательные»  животные выглядят именно так, не показывают, что особенности их строения и  поведения - это приспособление живого к среде обитания. Между тем, познание интересных особенностей образа жизни  животных и растений оказывает существенное влияние на отношение к ним  человека. В процессе освоения детьми интересных экологических фактов о  жизни «непривлекательных» животных и растений, происходит интеллектуализация первоначально возникших к ним  отрицательных эмоций, что приводит к развитию у детей интереса и  позитивного отношения к данным живым объектам.

Многие дети считают, что  все в природе существует для  удовлетворения потребностей людей  и животные и растения имеют практическую значимость, у некоторых прослеживается сугубо утилитарный взгляд на живые  существа, который может явиться  причиной негативного отношения к ним. Лишь некоторые способны выделить ценность природы для развития познавательной и творческой деятельности людей, для общения (Приложение 1, таблица 1).

Такой характер восприятия объектов природы во многом обусловлен возрастными особенностями мышления детей старшего дошкольного возраста. Причина формирующегося прагматизма  кроется в традиционной методике воспитания у детей отношения  к природе, ориентированного на ее полезность. Воспитание у детей утилитарного подхода к природе не только не способствует разрешению экологической  ситуации, а усугубляет ее. В связи  с этим важно показать многообразие ценностей природных объектов и  их самоценности.

У большинства детей значительный интерес вызывают животные и не вызывают растения. Дети рассматривают животных преимущественно как партнеров  по интересной для себя деятельности.

Деятельность с природными объектами является достаточно привлекательной, ее предпочитают другим видам. При этом большинству интересны такие  виды деятельности в природе, в которых  они могут реализовать свою естественную потребность в игре, общении с  живыми объектами. Интерес к деятельности по уходу за животными и растениями невысок, в силу того, что не сформирована потребность помогать им, дети не осознают до конца направленность ухода, невозможность  существования живого без заботы человека (Приложение 1, таблица 2).

На вопрос, касающийся отношения  к животным и растениям, дошкольники  признают необходимость гуманного  отношения, понимают смысл доброго  отношения к животным и растениям  как не нанесение вреда и создание условий для жизни (Приложение 1, таблица 3).

Большинство детей выделили отдельные правила бережного  и заботливого отношения к  конкретным живым объектам:  «Животных кормить, вот если котик хочет - дать рыбку, молоко», «Животных не обижать - кошек за хвост и за ухо не дергать».

Дети правильно понимают смысл доброго отношения к  животным и растениям как не нанесение  им вреда и создание условий для  жизни. При этом, в содержание отношения  дети включают некоторые имеющиеся  у них представления о животных и растениях как живых существах: о потребности животных в пище и растений во влаге.

В силу того, что представления  о живом поверхностны и фрагментарны, только отдельные дети сумели достаточно полно раскрыть правила отношения  к живому: «К растениям нужно хорошо относиться, аккуратно с ними обращаться, что ничего не оторвать. Поливать, хорошо листики протирать. С животными тоже нужно аккуратно обращаться, не обижать, не бить, кормить».

Ценным является то, что  в суждениях части детей необходимость  сохранения внутренней целостности  живого существа и его связей со средой рассматривается как норма  поведения в природе: «Беречь и заботиться - это делать так, чтобы не сорвать растение, а то оно умрет», «Чтобы бабочке крылышки не оторвать или что-нибудь плохое не сделать».

Некоторые дошкольники пытаются элементарно прогнозировать экологические  последствия воздействия человека на живые существа: «Сорвем траву - нечем будет дышать», «Если уничтожить насекомых, то умрут птицы и лягушки, они едят насекомых и комаров, птиц не станет звери умрут, которые любят разных птиц есть».

Однако, некоторые дети не могут объяснить, почему к животным и растениям нужно относиться бережно и заботливо, другие в  общем положительно относятся к  объектам природы («они красивые, хорошие»). Часть детей показала рациональный подход к животным и растениям, выделив  в качества мотива их полезность для  человека («нечего будет кушать, можно умереть с голоду», «шубы  не из чего будет делать»). Дети учитывают, что некоторые живые существа могут «ответить» на неправильное отношение, и мотивировали важность гуманного  отношения к ним обеспечением собственной безопасности («потому  что они укусить», «могут поцарапать») (Приложение 1, таблица 4).

Немногочисленная группа сделала попытку выделить самоценность природы, мотивируя необходимость  гуманного отношения к животным и растениям, определили их существенные характеристики как живых существ: «потому что они живые», «чтобы они не погибли».

Данные суждения свидетельствуют  о том, что у дошкольников формируются  очень ценные для становления  экологической воспитанности черты  личности - сопереживание, сочувствие, милосердие.

Большинство детей адекватно  оценивают поступки сверстников  в природе (Приложение. 1, таблица 5). Исключение составляют ситуации, изображающие внешне доброе поведение детей, по сути вредящее живому, которые большинство  детей оценили как положительное: «щенку нравится есть конфету, я тоже их люблю».

При организации работы, направленной на формирование у детей  умений видеть проявления жизни животных и растений, чувствовать их состояние, понимать неповторимость каждого живого существа, дошкольники смогут подойти  к пониманию необходимости гуманного  отношения к живым объектам бескорыстно, из уважения к жизни, признания ее самоценности.

Обоснование детьми оценки конкретных поступков в природе  совпадает с мотивацией необходимости  бережного и заботливого отношения  к природе в целом. Сравнение  мотивации оценки дошкольниками  неправильного поступка сверстника в природе (мальчик ломает дерево) при постановке вопроса в нейтральной  и личностной форме показало различия (Приложение 1, таблица 6). Анализируя поступок мальчика при ответе на вопрос: «почему  так поступать нельзя?» большинство  детей выдвинули объективные  основания:

- принадлежность растения  к живому (дерево живое, ему  больно),

- приносимая польза (дерево  дает воздух),

- необходимость выполнения  правила (ломать дерево неправильно).

Многие дети на вопрос: «Почему  ты так не поступаешь?», называют субъективные основания (увидит сторож и заберет  в милицию, я маленький и дерево мне не сломать). Следовательно, дети не осознают подлинной ценности соблюдения норм гуманного отношения к природе, его нравственный смысл.

Анализ суждений детей  на вопрос: «Какие добрые дела ты делал  для животных и растений?» показывает, что у старших дошкольников накоплен незначительный опыт совершения гуманных поступков по отношению к живым  существам - они либо не совершали  добрых дел для животных и растений, либо вспомнили по одному доброму  делу: «Цветы поливала», «Воробышку хлеб давал», «По кормила хомяка», «Черепаха  запуталась, а я помог ей выйти».

Старшие дошкольники различают  живое и неживое в окружающей среде (Приложение 1, таблица 7). Безошибочно  относя к живому животных, большинство  детей считают неживыми растения, мотивируя это отсутствием у  них движения. Вероятно, этим можно  объяснить часто безразличное отношение  детей к растениям, отсутствие интереса к ним.

Основаниями для отнесения  объектов к области живого для  большинства детей являются одновременно как существенные (движение, питание, дыхание, рост, размножение), так и  не существенные признаки (наличие  частей тела, местонахождение): «Котик живой, потому что он ходит, у него есть ножки, хвостик, он живет дома» (Приложение 1, таблица8).

При отнесении к живому животных для детей наиболее значимыми  являются признаки движения и питания. Данные жизненные проявления хорошо представлены и доступны для наблюдения. Дыхание, рост, размножение животных, более скрытые для непосредственного  восприятия, называются значительно  меньшим количеством дошкольников.

Знание потребностей живого и учет в деятельности его состояния  важнейшее условие экологически ориентированного взаимодействия с  животными и растениями. Большинство детей знают, что растения нуждаются во влаге, а животные - в пище. Это связано с тем, что процессы полива растений и кормления животных дети часто наблюдают и сами принимают в них участие.

К старшему дошкольному возрасту у детей складываются некоторые, преимущественно разрозненные представления  о сущности живого, включающие знание его отдельных существенных признаков  и связей. Сформированные у детей  экологические представления не могут выступать основой подлинно ценностного отношения к животным и растениям, и обеспечить экологически целесообразное поведение в природе. Вместе с тем, их наличие свидетельствует  о возможности освоения старшими дошкольниками представлений о  живом, и позволяет опираться  на них в ходе формирующего эксперимента для развития экологической воспитанности  детей.

Таким образом, проведение формирующего эксперимента показало, что дети судят о ценности природных объектов по степени их внешней привлекательности, возможности организации с ними интересной совместной деятельности, их полезности. Непонимание ценности жизни приводит к тому, что непривлекательные живые объекты не включаются в сферу действия гуманного отношения. Суждения демонстрируют в целом положительное отношение к большинству объектов природы, которое в силу как психологических особенностей детского восприятия и эгоцентризма мышления, так и недостатка представлений о животных и растениях как живых существах, ценности живого не является подлинно гуманным.

Во второй части формирующего эксперимента изучались особенности ценностного отношения к природе и ее объектам в реальном поведении детей. В целом отношение большинстве детей к природе можно охарактеризовать как положительное. Оно выражается, прежде всего, в проявлении интереса к живым существам, желании общаться с ними.

Многие поступки, имеющие  негативные для живого последствия  побуждаются позитивными мотивами; совершая их, дети в большинстве случаев не задумываются об их жестокости, не осознают свои действия причиной страданий живого существа, не расценивают их как проявление зла (девочка хотела пожалеть хомячка, и, сильно прижав его к себе, задушила животное; дети кормили витаминами аквариумных рыб, что привело к изменению баланса экосистемы и гибели рыбок).

Яркой особенностью отношения  детей к живым существам является эмоциональность. Дети эмоционально откликаются  на активные проявления жизнедеятельности  животных. Во время самостоятельного общения с живыми объектами в  комнате природы дети проявили в  разной степени выраженности эмоционально положительное отношение к животным. Наблюдая за их поведением, дети улыбались, комментировали его эмоционально окрашенной речью: «Хомячок! Вот так ручками  взял и ест! Смотрите! Ест! Ест!».

Растения вызывают гораздо  меньший эмоциональный отклик и  привлекают дошкольников в основном в период цветения и появления  плодов. Из представленных в комнате  природы разнообразных растений, дети проявили интерес к цветущим бальзамину и азалии, искусственным  растениям с яркими цветами.

Отношение к природе носит  избирательный характер. При взаимодействии с животными дети в большей  степени проявляют позитивную направленность, осторожность, учитывают возможность  ответной реакции на свои действия. К растениям отношение у детей  более равнодушное, часто бездумное, не отличающееся от отношения к неживому. Животные, обладающие развитыми чувствами  и способностью активно их проявлять, легко вступающие в контакт с  людьми, вызывают у детей положительное  отношение. Оно проявляется в  улыбке, особой интонации голоса при  общении с такими животными, наделении  их ласковыми именами: котик, щеночек; желании общаться с ними, ухаживать, не причинять вреда. Низшие животные часто вызывают отрицательные эмоции, по отношению к ним дети допускают негативные проявления.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста