Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листья, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы  давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка,  капельки воды…  Проведение праздников экологического характера также помогало детям  ощутить себя частью природы. (Приложение 13)

В дошкольном учреждении есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурные  и эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультуре  знакомили детей с правилами  поведения в лесу, разыгрывали  различные ситуации экологического характера, выполняли различные  физические упражнения. (Приложение 14) В рамках эколого-оздоровительной  работы были проведены занятия с  Айболитом, цель которых – осознание  детьми ценности здоровья.

Для выполнения заданий формирующего эксперимента я сделала в группе экотеатр. Это  дидактическое пособие, которое  помогает развить экологическое  мировоззрение и театральные  способности детей. Он даёт возможность  в игровой форме активизировать творческий потенциал детей. Детям  очень нравится заниматься в этом театре.

Я уверена, что проблему воспитания природолюбителей можно и нужно решать с помощью  родителей. Я приглашала родителей  на занятия и праздники экологичекского  содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Провела родительское собрание на тему «Природа детям», анкетирование родителей, предложила им список литературы о природе для чтения детям. (Приложение 15) Вместе с родителями выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию садика: высаживали деревья, цветы, кусты, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.

В формирующем  эксперименте я показала методику совершенствования  реализации цели исследования, обозначила использованные средства работы по воспитанию экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста и  её содержание.

После завершения формирующего эксперимента, чтобы убедиться  в эффективности использованных методик, был проведён контрольный  эксперимент, по той же диагностической  методике.

С целью отображения  динамики сформированности экологических  знаний у детей экспериментальной  группы можно построить столбиковую  диаграмму:

 

Сравнительный анализ показал, что у детей экспериментальной  группы в ходе эксперимента значительно  повысился уровень сформированности экологических знаний. Количество детей  с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. Средний уровень возрос в 1,5 раза. Детей с низким уровнем  не стало вообще.

Анализ  результатов экспериментальной  группе до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности  разработанной методики совершенствования  работы по воспитанию экологической  культуры у детей старшего дошкольного  возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития – до 40%, также возросли показатели среднего уровня до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще – 0%.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

- дети  заметно расширили свои экологические  представления, своё умение устанавливать  причинно- следственные связи в  природе;

-  у  них возрос интерес к объектам  и явлениям природно-предметного  мира, а также эмоциональная реакция  на «непорядки» в их использовании,  оценочные суждения о них;

- появилось  желание соблюдать нормы и  правила поведения в окружающей  среде, направленные на сохранение  ценностей природного мира.

И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы можно сделать выводы о  правильности выдвинутой гипотезы и  построению экспериментальной работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного  возраста. Воспитание экологической  культуры у детей старшего дошкольного  возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

- давать  детям систематические экологические  знания; научить ребёнка любить  жизнь, природу, людей, себя, активно  познавать мир в который пришёл;

- формировать  у детей систему элементарных  знаний о предметах и явлениях  природы, т.е. изучать сами предметы  и явления в природе, связи  и отношения между ними;

- развивать  моральные чувства, формировать  моральное сознание и овладевать  навыками и привычками морального  поведения;

- давать  экологические знания в условиях  комплексного использования разных  видов деятельности детей в  природе.

Следовательно, можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построении экспериментальной  работы по воспитанию у детей экологической  культуры.

 

Выводы по 2 главе

Проведение эксперимента позволило выявить своеобразие  экологической воспитанности детей  старшего дошкольного возраста, заключающееся  в следующем:

1.В целом, дошкольникам  свойственно положительное отношение  к большинству объектов природы,  которое в силу как психологических  особенностей детского восприятия  и эгоцентризма мышления, так  и недостатка представлений о  животных и растениях как живых  существах и ценности живого  не является подлинно гуманным,

2.Отношение детей к  природе можно охарактеризовать  как «примитивный» гуманизм, что  проявляется в желании создавать  для природного объекта комфортные  условия по аналогии с удовлетворением  потребностей человека, без учета  своеобразия его реальных потребностей  и условий жизни,

3.Дети судят о ценности  природных объектов по степени  их внешней привлекательности,  возможности организации с ними  интересной совместной деятельности, их практической полезности. Непонимание  ценности жизни приводит к  тому, что непривлекательные живые  объекты не включаются в сферу  действия гуманного отношения,

4.Для дошкольников характерна  нормативность отношения к природе  как ориентировка в правилах  поведения без достаточного осознания  и эмоционального переживания  значимости их соблюдения, выполнение  норм в условиях внешнего контроля, но не подлинная его ценностность.

Характер отношения дошкольников к природе обусловлен недостаточностью: полноты и существенности знаний о живом и его самоценности, что затрудняет как понимание  детьми необходимости и специфики  гуманного отношения к животным и растениям, так и осознанное его проявление; сформированности умений осуществления деятельности в природе, что не позволяет активно и  действенно выражать позитивное отношение  к ее объектам; развития эмоционально-ценностного  опыта отношения к природе, что затрудняет формирование гуманистической мотивации взаимодействия детей с живыми существами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: формирование экологической культуры подрастающего поколения является целью непрерывного экологического образования на всех этапах развития личности, которое включает систему  знаний о взаимодействии общества и  природы, ценностные экологические  ориентации, систему норм и правил отношения к природе, умения и  навыки по ее изучению и охране.

 

Заключение

У детей старшего дошкольного  возраста возможно формирование экологической  культуры. Экологическая культура дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

Первым педагогическим условием для эффективного формирования экологической  культуры детей является программа, включающая доступное для детей содержание экологической культуры и направленная на взаимосвязанное развитие всех компонентов, составляющих структуру экологической воспитанности. Программа включает доступные для детей экологические представления, умения разнообразных видов деятельности в природе, опыт гуманного отношения к ней; и его построения в программе с учетом динамики развития компонентов экологической воспитанности детей и связей между ними.

Первоначально дети осваивают  эмоционально привлекательное содержание: знания о конкретных животных и растениях  как живых существах, ценности живого; умения видов деятельности в природе, позволяющих накапливать чувственно-практический опыт взаимодействия с ней; эмоционально-позитивный опыт отношения к живому, и приобретали  основы экологической воспитанности. Для ее развития осваиваемое детьми содержание усложняется: углубляются  знания о живом, раскрываются связи  его приспособления к среде, дети знакомятся с многообразием ценностей  природы; вводится практическая деятельность по уходу за животными и растениями, что позволяет дошкольникам осваивать  более сложные, детальные формы  проявления гуманно-ценностного отношения  к природе. Освоение детьми представлений  о животных и растениях как  элементах экосистемы, сложившихся  в сообществах связях, обобщение  знаний о живом, ценностях природы, нормах отношения к ней и применение накопленного опыта в разнообразной  деятельности в природе обеспечивает еще более глубокое осознание дошкольниками значимости и сущности гуманного отношения к природе, возможность его проявления к широкому кругу природных объектов.

На первом этапе осуществляется первоначальное накопление детьми эмоционально-ценностного  гуманного опыта отношения к  природе при активной обучающей  роли взрослого. Достижение цели этапа  обеспечивалось следующими педагогическими  условиями:

1. Освоением содержания экологической программы, спецификой которого является конкретность знаний об особенностях животных и растений как живых существ, способах взаимодействия с ними и самоценности живого.

2. Преобладанием в образовательном процессе обучения,   обеспечивающего единство освоения дошкольниками экологических знаний, умений взаимодействия с природой и положительных эмоциональных переживаний,

3. Демонстрацией педагогом гуманно-ценностного отношения к природе и ее объектам, эмоциональное «заражение» им детей,

4. Созданием в образовательной среде условий для эмоционально-насыщенного общения детей с животными и растениями, развития интереса к ним, накопления первоначального гуманно-ценностного опыта отношения к природе.

В результате работы обеспечивается становление эмоционально-ценностных основ экологической воспитанности  детей: интереса к животным и растениям, эмоциональной отзывчивости на проявления их жизни, поведения и состояния, доброжелательности в отношении  к ним, желании осуществлять позитивное взаимодействие с природными объектами, учитывая их некоторые особенности  как живых существ.

На следующем этапе  работа направлена на обогащение эмоционально-ценностного  гуманного опыта взаимодействия детей с природными объектами. Педагогическими  условиями достижения цели этапа  являются:

  1. освоение содержания программы, углубляющего понимания детьми сущности живого посредством включения обобщенных представлений о приспособлении животных и растений, различных эколого-систематических групп к условиям среды в целом, изменении приспособлений по сезонам, в процессе роста и развития; о разнообразии ценностей природы,
  2. преобладание в образовательном процессе совместной экологически ориентированной деятельности педагога и детей, что позволяло ребенку применить первоначальный ценностный опыт взаимодействия с природой, «прожить» отношение к живым объектам не только эмоционально, но и деятельностно,
  3. позицию педагога как партнера детей по деятельности, стимулирующего их гуманные проявления, поощряющего позитивные результаты;
  4. создание в среде условий для практикования дошкольниками разных видов деятельности со знакомыми объектами, обеспечения возможности достигать позитивный, значимый для живого результат.

В итоге работы на данном этапе обеспечивалось формирование базовых, содержательно-деятельных основ  экологической воспитанности детей. Эмоциональная отзывчивость дошкольников преобразовывалась в гуманно-ценностное отношение к природе как единство гуманного мотива, экологических  представлений и умений экологически правильного взаимодействия с животными  и растениями.

Применение данной последовательности работы обеспечивает постепенное нарастание экологической культуры дошкольника, что выражается в появлении все большей осознанности поведения, связанной с познанием разносторонней сущности живого, самостоятельности и свободы в различных видах экологической деятельности, усилении гуманистических позиций, возрастании активности, инициативности, ответственности при взаимодействии с живыми существами.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста