Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

        

    1. Современное экологическое образование.                                                                                                                                                                                                                       

    Экология – наука о взаимоотношениях  живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Сущность современного экологического кризиса  заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или в упрямом нежелании постигнуть, что человечество может выжить, лишь сознавая себя неотъемлемой  частью природы.

      Чтобы навести порядок в головах  людей  относительно понимания  проблем окружающей среды, законов   существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Просвещенная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации.

      Ныне, как никогда раньше, необходимо  изменение этических парадигм. Человек  может усвоить и даже осознать, что так или так делать нехорошо, но это еще совсем не означает, что он не будет совершать зла. Понимать всегда легче, чем действовать. Итак, в мотивационно-психологическом воспитании необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, ударение на правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды.(7, 6)

      Стратегической целью образования  должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные  знания, экологическая культура  и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям.(12, 20)

      Современное экологическое образование должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.

   С учетом учения В. Вернадского  о ноосфере такой новой системой  образования может стать ноосферное  образование, а главным его  признаком - обучение человека мыслить, совершенствовать свое сознание. В подпочву экологического образования необходимо заложить жизненную потребность придерживаться законов природы, понимать и беспрекословно воспринимать требования и ограничения, которые определяются ними во всех сферах жизнедеятельности человека, целью которого является здоровый образ жизни.(9, 42)

      К морально-этическим принципам  экологического образования следует  отнести принципы гармонии, любви,  золотой середины, оптимизма.

      Принцип гармонии должен проявиться на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармонию мысли, слова и действия определяют три вселенских начала, которые лежат в основе нашего мира.

      Экологическое образование должно  отвечать этому принципу. Прежде  всего, речь идет о воспитателях и учителях.  Для детей дошкольного возраста именно педагоги (больше чем родители) является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определенные знания и умения, путем наследования, игры, познавательной деятельности, а дальше - образования, он сможет скорректировать свои нужды. Воспитателю следует постоянно помнить, что  влиять на других можно через себя. Т.е. все, собственно, сводится к одному - как жить самому. Раскрывая дошкольникам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, педагог может открыть и укрепить в каждом ребенке такие высокие моральные качества, как правдивость, доброту, любовь, терпение, милосердие, инициативу, мужество, заботу, чуткость.

      Главная заповедь воспитателя  - любить детей. Его важнейшая  задача - научить ребенка любить  жизнь, природу, людей, себя, активно  познавать мир, в который пришёл.(7, 7)              

      Принцип оптимизма в экологическом  образовании проявляется через  приоритет положительных идей, фактов  и действий в процессе решения  проблем окружающей среды, а  также через осознание каждой  личностью необходимости сохранения естественной среды и своего реального активного участия в этом.

      Принцип золотой середины «работает»  на целостность системы. Осознать  золотую середину и соответственно  действовать, о каком бы деле  не говорилось, - главная задача  человека. Опираться на этот принцип особенно важно в экологическом образовании, где любые крайности в выборе идеологии, в содержании и стратегии обучения, в оценке деятельности могут навредить. Упомянутый принцип помогает развивать ребенка морально и интеллектуально, не унижая его индивидуальность.

      Современное экологическое образование  испытало важные качественные  изменения, а именно: уже есть  понимание того, что недостаточно  владеть определенным объемом  экологических знаний. Необходима  четкая этико-экологическая позиция и ответственная деятельность человека. Все образовательные предметы должны быть экологически сориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Именно такая интеграция дает возможность не только подготовить детей к системному, научному восприятию мира и имеющихся в нем экологических проблемам, а и к потребности его познания и активным природоохранным действиям.

      Экологическое образование можно  определить как систему последовательного  непрерывного формирования экологической культуры человека, который осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитание, самообразования, обретение жизненного опыта. Оно должно охватывать все версты населения  и все уровни образования, максимально учитывать все функции экологии в общественной жизни и основываться на традициях и обычаях украинского народа.

      Воспитание у ребенка уважения  и любви к себе самому, к  людям,      к миру природы  начинается  в семье и в дошкольном  учреждении. Именно начиная с  дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности. В этот период начинает пробуждаться интерес  и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». (22, 17)

      Главное содержание экологического  образования дошкольников состоит  в формировании мотивационных основ экологического сознания ребенка. Экологические знания должны стать средствами, которые входят в практическую деятельность и соответственно ее мотивируют.

     Современное украинское образование  предусматривает переориентацию  внимания с «информационного» влияния, когда воспитаннику словесно объясняют стандартную модель «правильного» поведения (А. Вишневский), на деятельное воспитание благодаря активности самого воспитанника в различных видах деятельности. Процесс воспитания лежит не в навязывании системы ценностей, а в создании условий, что бы нормы и законы, которыми руководствуется государство, стали для ребёнка личностно значащими. (20, 7)                                                                                                         В   экологическом воспитании детей дошкольного возраста немалую роль играют формирование культуры чувств, постоянное закрепление их в конкретных        жизненных ситуациях.  Именно благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Экологическое образование должно возбуждать эмоциональный отзыв на разнообразнейшие     объекты и явления природы, вызывать желание любоваться, наслаждаться природой, беречь ее как основу жизни человека. Ребенок должен стремиться передавать свои чувства от общения с естественным окружением средствами искусства, художественного слова.

      Становление и формирование экологической  культуры дошкольника становится  основой знаний о морально-этических нормах и правилах и делает их основным регулятором  его поведения. Лишь система внутренних отношений становится основой личности и возникает лишь в мире культуры. Экологическое воспитание - это экология личности, сознания, души, культуры.

      Именно экологическое образование дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным  играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.(14, 9)

     Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.

      Экологическое образование и  воспитания наиболее молодых  граждан Украины должно начать непрерывное экологическое образование социально-экологического содержания, которое состоит в обучении человека принципам жизни в новом столетии, в новый эпос развития цивилизации, ведь дети должны понять, что   охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а  потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней. 

     1.2 Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе

     Формирование экологических представлений и понятий – одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них – это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?». Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический подход.(2, 52)

        К примеру, педагогика В.А. Сухомлинского направляла воспитанников на понимание того факта, что природа не может бать только объектом человеческого влияния – она должна стать равноправным субъектом плодотворного взаимодействия.  Известный педагог остро выступал против хищнического, антигуманного отношения к окружающему. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронято тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять».(22, 86) Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа – это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком» (22, 554)

     Зададимся вопросом: какими мыслительными  действиями должен владеть ребёнок,  чтобы выявлять и понимать  природные причинно-следственные  зависимости? Очевидно, умения анализировать,  сравнивать, обобщать, абстрагироваться  недостаточно. Необходимо также, чтобы он умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчинённости одной и той же зависимости. Свидетельством  осмысленности усвоенных  знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста