Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

     Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через  общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.  

            

    

 

  
 
 

                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                            
 
 

       
 
 
 

     Глава 2. Экпериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 

     2.1 Выявление уровня сформированности  экологических знаний у детей  (методика и результаты констатирующего  эксперимента)

     В предыдущей главе были рассмотрены  теории воспитания экологической  культуры у детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности эффективности разработанного комплекса был проведён педагогический эксперимент.

     Для осуществления экспериментальной  работы я перед собой поставила  ряд задач:

  1. Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
  2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
  3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.                                                                                                                              

     Приступая к констатирующему  эксперименту, следует отметить, что  экологическая  культура имеет  отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение  к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

     Экологические знания – это,  прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.

     Констатирующий эксперимент проводился  на базе ДЯ-С № 4 г. Вольногорска  с 5.04.05 по 7.04.05.

     За экспериментальную и контрольную  группы были выбраны дети старших  «А» и «Б» групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек.

     Условия проведения: в нормальной  обстановке в дневное время.

     Целью констатирующего эксперимента  было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

     Для констатирующего эксперимента  я подобрала следующие задания:

  1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
  2. Моральную ситуацию для определения морально-ценностного отношения к природе.
  3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

     Детей я тестировала индивидуально.  Обобщение данных критериев экологических  знаний позволило определить уровень сформированности этого качества.

          Задание 1

     Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

     Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

                             Инструкция к проведению

     Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.

     Потом предлагается взять вторую  карту, из оставшихся фигурок  выбрать птиц и разместить  их на карте по своему усмотрению.

     Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.

     Если на столе остались какие-нибудь  фигурки, предлагаю ребёнку ещё  раз подумать и разместить  их в соответствии с инструкцией.  Спрашиваю, по каким признакам  он разместил животных на карте.

     После того как ребёнок справился  с заданием предлагаю ему выбрать  два изображения животных, три  изображения птиц и три изображения  насекомых и затем ответить  на следующие вопросы в соответствии  с выбранными картинками.

     - Как называется животное (птица, насекомое)?

     - Что ты можешь рассказать  о нём?

     - Твоё отношение к ним.

     Задание 2

     Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

     Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

                                           Инструкция к проведению

     Называю ребёнку пять комнатных растений, предлагаю показать их.

     - Какие условия необходимы для  жизни, роста и развития комнатных  растений?

     - Как правильно ухаживать за  комнатными растениями?

     - Покажи, как правильно это надо  делать (на примере одного растения).

     - Для чего нужны людям комнатные  растения?

     - Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему?

     Затем предлагаю из представленных (даны в скобках) выбрать: 

     А) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза);

     Б) лиственные и хвойные деревья  (ель, дуб, сосна, осина);

     В) ягоды и грибы (земляника,  подберёзовик, клубника, лисичка);

     Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

     Задание 3

     Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

     Оборудование. Три баночки (песком, с камнями, с водой).

                                        Инструкция к проведению

          Предлагаю ребёнку определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.

     - Какие свойства песка ты знаешь?

     - Где и для чего человек  использует песок?

     - Какие свойства камней ты  знаешь?

     - Где и для чего человек  использует камни?

     - Какие свойства воды ты знаешь?

     - Где и для чего человек  использует воду?

     Задание 4

     Цель. Определить уровень знания времён года.

     Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

                                      Инструкция к проведению

     Спрашиваю у ребёнка, какое  время года ему нравится больше  всего и почему?

     Предлагаю нарисовать картинку, где будет изображено это время  года.

Предлагаю назвать время года, которое наступит после его любимого времени года, потом, что последует за ним и т.д.

     Затем предлагаю ответить на  вопрос «Когда это бывает?»:

     - Светит яркое солнце, дети купаются  в реке.

     - Деревья покрыты снегом, дети  катаются с горки на санках.

     - С деревьев опадают листья, птицы  улетают в тёплые края.

     - На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

     Задание 5

     Цель. Определить уровень отношения к миру природы.

                                        Инструкция к проведению

     Предлагаю детям ответить на следующие вопросы.

     - Как ты помогаешь взрослым  ухаживать за домашними животными  (если они есть)? (Если у ребёнка  нет домашних животных, спрашиваю:  «Если бы у тебя дома была  кошка или собака, как бы ты  стал ухаживать за ними?»)

     - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

     - Что ты вместе с взрослыми  можешь сделать, чтобы на участке  детского сада всегда росли  растения?

     - Как ты можешь помочь зимующим  птицам? 

                                       Моральная ситуация

                         (дети сами «участники» этой  ситуации)

     «Представь себе, что мама дала  тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот  закроется, поэтому поторопись…  Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»

     Конечно, взрослому человеку не  трудно решить эту проблему, а дошкольнику – труднее. Некоторое время дети напряжённо искали выход из этой непростой ситуации.

     Часть детей не смогла отказать  себе в удовольствии  – покушать  мороженое. Самую большую подгруппу  составили дети, которые обещали помочь жуку на обратном пути. Некоторые дети спокойно восприняли гибель жука, но есть дети, которые без колебаний решили спасти жука.

     Анализ полученных данных показал,  что дошкольники могут отказаться  от своих желаний для удовлетворения  моральных чувств. Но в тоже время, есть дети, которым всё равно, будет ли жить существо, и это свидетельствует об упущении в воспитании детей. 

                Специально созданные ситуации для выявления у детей

         практических навыков  бережного отношения  к объектам природы

     Животных уголка природы на короткое время оставляла без еды, загрязнила их воду невредными добавками, ставила в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагала поухаживать за обитателями уголка природы.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста