Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

     В дошкольном учреждении есть  хорошо оснащённый зал, где  проводились физкультурные и  эколого-оздоровительные занятия.  На них мы с инструктором  по физкультуре знакомили детей  с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуации  экологического характера, выполняли различные физические упражнения. (Приложение 14) В рамках эколого-оздоровительной работы были проведены занятия с Айболитом, цель которых – осознание детьми ценности здоровья.

     Для выполнения заданий формирующего  эксперимента я сделала в группе экотеатр. Это дидактическое пособие, которое помогает развить экологическое мировоззрение и театральные способности детей. Он даёт возможность в игровой форме активизировать творческий потенциал детей. Детям  очень нравится заниматься в этом театре.

     Я уверена, что проблему воспитания  природолюбителей можно и нужно  решать с помощью родителей.  Я приглашала родителей на  занятия и праздники экологичекского  содержания, на которых они были  не просто зрителями, а и  активными участниками. Провела родительское собрание на тему «Природа детям», анкетирование родителей, предложила им список литературы о природе для чтения детям. (Приложение 15) Вместе с родителями выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию садика: высаживали деревья, цветы, кусты, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.

     В формирующем эксперименте я  показала методику совершенствования  реализации цели исследования, обозначила  использованные средства работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и её содержание. Длился эксперимент 5 недель.

     

     2.3 Анализ и результаты исследования

     Чтобы убедиться в эффективности  используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.

     Результаты контрольного эксперимента  оформлены и отображены в таблицах 3,4.                                                                                              

Таблица 3.               Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

 

    Ф.И. Знания о  жив.,

птицах,

насек.

Знания

о раст.

мире

Знания

о нежив.

природе

Знания

о

времен.

года

Отнош.

к миру

прирды

Мораль

ная

ситуац.

Спец.

ситуац.

Уровень

экол.

знаний

1. Бычков А.                
2. Вареник С.                
3. Заяц М.                
4. Киреева А.                
5. Костина Ю.                
6. Мальцев Р.                
7. Наумова Ю                
8. Разин В.                
9. Парчук Д.                
10 Шевченко А.                

 

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень -3 человека 

Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе 
 

    Ф.И. Знания о  жив.,

птицах,

насек.

Знания

о раст.

мире

Знания

о нежив.

природе

Знания

о

времен.

года

Отнош.

к миру

прирды

Мораль

ная

ситуац.

Спец.

ситуац.

Уровень

экол.

знаний

1. Гринченко У.                
2. Дякун А.                
3. Егорова М.                
4. Желтоног А.                
5. Криворот Ю.                
6. Мамон А.                
7. Семенюк Л.                
8. Тесленко Р.                
9. Филоненко Л.                
10 Чмырь Л.                

 
 

Высокий уровень  – 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0 

                           
 

 Уровни сформированности  экологических знаний 

                                        

                             (контрольный срез) 
 
 
 

       

             Уровень

                                         Группа
          контрольная      экспериментальная
         Высокий                 10 %                40%
         Средний                 60 %                60 %
         Низкий                 30 %                  -

     
 
 

 С целью  сравнения результатов контрольного  эксперимента в контрольной и  экспериментальной группах можно  построить секторную диаграмму. 

                                       1 контрольная 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                2 экспериментальная

     - высокий уровень

                                                                                                - средний уровень

                                                                                                - низкий уровень 

     С  целью отображения динамики сформированности  экологических знаний у детей  экспериментальной   группы можно  построить столбиковую диаграмму:

 

     Сравнительный анализ показателей  обеих групп показал, что у  детей экспериментальной группы  в ходе эксперимента значительно  повысился уровень сформированности  экологических знаний и по  показателям обогнал контрольную  группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. (В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок). Средний уровень возрос в 1,5 раза. ( Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще.

     Так, отвечая на вопросы диагностики  Ульяна Г. без особого труда  распределила представителей животного  мира по видам; аргументировала  свой выбор. Антон М. самостоятельно  называл разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Юра К. отвечал на поставленные вопросы. В основном знал, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Аня Ж. правильно называла времена года, но иногда затруднялась назвать их в нужной последовательности в рисунках отражала существенные признаки того или иного времени года.

     В контрольной группе также  можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4 человека, стало 3).

     Анализ результатов экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития – до 40%, при том, что было – 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще – 0%.

     В контрольной группе изменения  оказались не такими значительными.  С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%.

     В процессе работы в экспериментальной  группе были замечены такие  изменения: 

     - дети заметно расширили свои  экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;

     -  у них возрос интерес к  объектам и явлениям природно-предметного  мира, а также эмоциональная реакция  на «непорядки» в их использовании,  оценочные суждения о них;

     - появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, напрвленные на сохранение ценностей природного мира.

     И, вообще, дети стали добрее, научились  сопереживать, радоваться, волноваться,  овладели навыками ухода за  животными и растениями.

     Исходя из анализа опытно-экспериментальной   работы можно сделать выводы  о правильности выдвинутой гипотезы  и построению экспериментальной  работы по воспитанию экологической  культуры у детей старшего  дошкольного возраста. Воспитание  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

     - давать детям систематические  экологические знания; научить ребёнка  любить жизнь, природу, людей,  себя, активно познавать мир в  который пришёл;

     - формировать у детей систему  элементарных знаний о предметах  и явлениях природы, т.е. изучать  сами предметы и явления в  природе, связи и отношения  между ними;

     - развивать моральные чувства,  формировать моральное сознание  и овладевать навыками и привычками морального поведения;

     - давать экологические знания  в условиях комплексного использования  разных видов деятельности детей  в природе.

     Следовательно, можно сделать  выводы о правильности выдвинутой  гипотезы и построении экспериментальной работы по воспитанию у детей экологической культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Выводы

     Моя работа была ориентирована  на воспитание экологической  культуры у детей старшего  дошкольного возраста. В связи  с поставленной целью в первой главе моего исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных учённых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также  содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста ведётся слабо.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста