На основании полученных результатов
можно сделать вывод о том, что работа
по воспитанию экологической культуры
у детей осуществлялась не систематически,
не был достаточно оснащён педагогический
процесс, мало места отводилось наблюдениям,
практической деятельности, играм и другим
видам деятельности экологического характера.
Таким образом, передо мной
встала задача наметить методику
совершенствования работы по
воспитанию экологической культуры
у детей старшего дошкольного
возраста, что и обусловило проведение
формирующего эксперимента в
экспериментальной группе.
2.2
Методика совершенствования
работы по воспитанию
экологической культуры
у дошкольников
(организация и содержание формирующего
эксперимента)
На следующем этапе можно приступать
к воспитанию экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста
на более высокий уровень.
Как же рассказать ребёнку
о природе? Как поведать о
её тайнах, передать огромные
пласты знаний, которые человечество
накопило в течение тысячелетий
и к которым продолжает идти
и идти? Сделать это очень не просто,
ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом,
сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать
ему о природе взрослым, подчас научным
языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить
слова В.А. Сухомлинского, который считал
необходимым вводить малыша в окружающий
мир природы так, чтобы каждый день открывал
в нём что-то новое для себя, чтобы он рос
исследователем, чтобы каждый его шаг
был путешествием к истокам чудес в природе,
облагораживал сердце и закалял волю.
Для начала я сформулировала
задачи экологического воспитания:
- Понимание
самоценности природы.
- Осознание
себя, как части природы.
- Воспитание
уважительного отношения ко всем, без
исключения видам, вне зависимости от
наших симпатий и антипатий.
- Понимание
взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание
активной жизненной позиции.
- Обучение
азам безопасности.
- Формирование
умения рационально использовать природные
богатства.
- Формирование
морального сознания.
- Подведение
к пониманию неповторимости красоты окружающего
мира.
Методика, которую я буду использовать
в своей работе, построена на принципах
развивающего обучения и направлена на
развитие личности ребёнка, умения сравнивать
и обобщать собственные наблюдения, видеть
и понимать красоту окружающего мира,
на совершенствование речи дошкольников,
их мышления, творческих способностей,
культуры чувств. Приоритет в обучении
отдаётся не простому запоминанию и не
механическому воспроизведению знаний,
а пониманию и оценке происходящего, элементам
системного анализа, совместной практической
деятельности воспитателя и детей.
Одним из эффективных способов
экологического образования дошкольников
являются занятия по ознакомлению
с окружающим миром. Их тематику
я разделила на небольшие разделы.
В разделе «Мир вокруг нас»
дети знакомились с различными,
доступными их пониманию, компонентами
окружающего мира (отдельными объектами
и явлениями). Последующие разделы «Живая
природа» и «Неживая природа» давали дополнительную
информацию о каждом компоненте. Затем
они рассматривались во взаимосвязи. Раздел
«Планета – наш дом, а мы хозяева в нём»
явился обобщающим по отношению к предшествующим.
(Приложение 1)
Я старалась, чтобы каждый день
пребывания детей в детском
саду был интересным и насыщенным,
поэтому реализация методики
предполагала интегрированный подход
в обучении. Экологические знания и навыки
дети получали не только на специально
организованных занятиях, но и во время
прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской
деятельности, чтения книг, на занятиях
по изобразительному искусству и музыкальных
занятиях.
Например, изучая тему «Что такое
природа» давала представление
и беседовала об объектах природы
и предметах, созданных руками
человека («неприрода»). Во время
прогулки проводила наблюдение:
предлагала детям как можно
больше найти объектов природы и
«неприроды». Ещё раз обращала их внимание
на то, чем они отличаются. Поиск продолжали
в помещении детского сада, а потом и дома.
Внесла соревновательный элемент: одна
группа детей искала природные объекты,
другая – предметы, сделанные руками человека.
При подведении итогов учитывала количество
найденных предметов, правильность определения
и время, затраченное на поиски.
Систематические
наблюдения в природе учат
детей быть внимательными. Я
разработала цикл наблюдений
за божьими коровками. (Приложение
2) Он помогает детям приобретать знания,
мыслить, обобщать, делать выводы и правильно
вести себя в мире природы.
Целесообразными и доступными
для дошкольников являются знания
о коже, зрении, слухе, органах
дыхания, пищеварения. Дети, которые
имеют элементарные знания о строении
органов и их функциях, сознательно придерживаются
правил гигиены тела, приобретают навыки
здорового способа жизни. В связи с этим,
я провела ряд наблюдений по темам: «Кожа»,
«Орган зрения», «Органы дыхания», «Органы
пищеварения», «Орган слуха». (Приложение
3)
Следующим компонентом формирующего
эксперимента явились опыты. Они
заметно активизировали познавательную
деятельность детей. Опыты, очень
напоминают фокусы, они доступны
дошкольникам. При проведении опытов
дети не получали готовых знаний от педагога,
а исследуя то или иное явление, приближаясь
к сущности, ребёнок как бы сам добывал
знания в определённой логической последовательности,
видел проявление веществ, что изменяются
в зависимости от созданных условий. Опыты
содействовали формированию у детей познавательного
интереса к природе, развитию наблюдательности,
мыслительной деятельности, осознания
причинно-наследственных связей. Они помогали
дошкольникам раскрыть некоторые тайны
окружающего мира и способствовали формированию
их экологического мировоззрения. (Приложение
4)
Детям очень нравилось работать
с пособиями «Познай природу
и себя в ней» (Плохий З.П.). На
его страницах представлены
развивающие упражнения, творческие
задания, моральные ситуации, которые
помогают систематизировать
представления ребёнка о мире природы,
разбудить его мысли, содействуют становлению
экологической культуры дошкольника.
В становлении экологического
сознания особое место принадлежит
игровой деятельности. Именно в
ней формируются у детей моральные
нормы и правила поведения детей в природе.
Сюжетно-ролевые игры помогают
отображать разнообразные бытовые
сюжеты, дают новые впечатления
о жизни и труде людей, о
состоянии природы и её изменениях.
Игры для детей – способ
познания окружающего, путь к познанию
мира, в котором живут и который могут
изменить и преобразить. В играх дети применяют
свой жизненный опыт и отражают то, что
их интересует, волнует, радует, они воплощают
свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых
игр: «Семья», «Детский сад», «Приготовим
обед для семьи из полезных продуктов».
Дидактические игры являются
эффективным средством экологического
воспитания. Процесс игровой
деятельности, в которой старшие
дошкольники ощущают повышенную
потребность, позволяет: обеспечить
возможность усвоения экологических представлений;
пробудить интерес к природе и развить
ценное отношение к ней; формировать мотивы
и практические умения экологически целесообразной
деятельности; предоставить возможности
для проявления самостоятельности, инициативности,
сотрудничества, ответственности и способности
принимать правильные решения; контроля
и оценки результатов собственной экологически
ориентированной деятельности. Дидактические
игры и упражнения я использовала
в своём эксперименте. (Приложение 5)
В своей работе я также использовала
игру-ребус: «Кот», её цель: развивать
умение классифицировать животных
(дикие, домашние), давать им характеристику
за схемой, положенной в суть
игры-ребуса. (Приложение 6)
Игры-медитации: «Я-солнце», «Я-дождь»,
«Я-ветер», «Солнышко и облачко» и другие.
Например: «Я – облачко, большое, пушистое.
Я свободно и легко плаваю в синем небе.
Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь.
Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом
вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу
напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком
мелких капелек падаю на землю».
Для лучшего понимания важности
на земле всех живых существ
были проведены «День Бабочки»,
«День Гусени» под девизом:
каждое создание на земле –
прекрасное. (Приложение 7)
В своём эксперименте я уделяла
большое внимание работе в
уголке природы. В нём дети
заботились о комнатных растениях,
замечали изменения, которые
происходили с ними. Дежурные
поливали и рыхлили землю, вытирали
листочки. Дошкольники ухаживали за растениями,
которые были посажены зимой: ячменём,
чернобрывцами. Когда на чернобрывцах
появились настоящие листочки, мы вместе
пикировали рассаду, прищипывали корень,
потом высаживали в стаканчики с землёй.
Работая в уголке природы, дети убедились,
что растительный мир – богатство человечества,
без него жизнь на земле невозможна. (Приложение
8)
Детям очень интересно решать
социально-моральные задачи, поэтому
в своём эксперименте я использовала
их. В них дети могли сделать
выбор, определить своё отношение к предмету
обсуждения, продумать соответствующие
практические действия. (Приложение 9)
Интересным в работе с детьми
является такой игровой приём,
как получение писем-жалоб от
жителей леса, сада, огорода. Дети
задумывались над содержанием писем, обговаривали
различные экологические ситуации, решали,
как можно помочь тому или иному живому
существу, как нужно оберегать и охранять
природу – своего края, и всей планеты.
(Приложение 10)
Также разработали с детьми
экологические знаки, которые помогали
детям лучше понять и запомнить правила
поведения в природе. (Приложение 11)
Эффективным методом расширения
знаний по экологии, по моему
мнению, является использование
жемчужин народной мудрости –
сказок, легенд, поговорок, загадок на
экологическую тематику, т.к. они ум обогащают,
и душу волнуют: «Много леса – не губи,
мало леса – береги, нет леса – посади»,
«Не подноси на природу руку, будет и твоему
внуку» и так далее.
В работе с детьми практиковала
использование наочности. Это разнообразные
иллюстрации, гербарии, альбомы («Животные
Красной книги», «Знай, люби, береги»);
таблицы, схемы («Круговорот воды в природе»,
«Строение растений» и другие); карты,
макеты, фотографии, натуральные природные
объекты (растения, грунт, вода и другие).
Во время работы с натуральными
природными объектами обращала
внимание детей на то, чтобы
не нанести животному вреда,
а после проведения наблюдения
отпускала их на волю.
Расширению представления детей
о животном и растительном мире,
вызыванию положительных эмоций помогают
просмотры диафильмов (во 2-ой половине
дня). Дети просмотрели такие популярные
иллюстрированные фильмы: «Природа родного
края», «Охрана растений», «Защитники
зелёного друга» и другие.
Творческое общение с природой – действенный
метод экологического воспитания и развития
лучших человеческих качеств. Поэтому
я проводила занятия с любования природой,
занятия – путешествия, экскурсии в природу.
На таких занятиях я не навязывала готовых
знаний, а давала детям возможность делиться
своими чувствами, и только потом акцентировала
на основном. Всё это происходило на лоне
природы, с объединением музыки, трудового
воспитания. Вместе с детьми составляли
экологические сказки. Именно через фантазию,
детское творчество лежит путь к сердцу
ребёнка.
Составляющая формирования осознанного
отношения к природе как познавательной
ценности является воспроизведение
приобретённых знаний о природе
в разных видах деятельности:
изобразительной, конструктивной, музыкальной,
что содействует закреплению этих знаний
в памяти ребёнка.
На занятиях по изодеятельности
с помощью красок дети передавали
«настроение» природы. Если природа
в «хорошем настроении», о ней
заботились, её оберегали, то дети
использовали яркие, живые краски.
Если в «плохом настроении» - о ней не заботились,
её загрязняли, дети использовали мрачные,
тёмные цвета. (Приложение 12)
Работая с природным материалом,
ребята припоминали, с какого
дерева шишка, жёлудь, сухая веточка,
листочки, какими они были раньше,
зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы.
Музыкальная деятельность содействовала
проявлению чувств словами звуков
(шум воды, шелест листья, вой ветра).
В танцах дети отображали движения
животных, растений, объектов неживой
природы. Художественное перевоплощение
в образ из мира природы давало возможности
ребёнку прочувствовать его состояние,
например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка,
капельки воды… Проведение праздников
экологического характера также помогало
детям ощутить себя частью природы. (Приложение
13)