Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

                        Министерство образования и науки Украины                            
 

Бердянский государственный  педагогический

                         университет

    
 

               Социально – педагогический факультет 

                                                                        Кафедра дошкольного

                                                                                         образования 
 
 
 
 
 

       «Воспитание экологической  культуры 

               у детей дошкольного  возраста»

                        
 
 
 

                                                          Курсовая работа по

                                                                                           педагогике

                                                                                           студентки 408 группы

                                                                                           заочного отделения

                                                                                           Дениско Светланы

                                                                                           Николаевны 
 

                                                                                        Научный руководитель: 
 
 

                                        Бердянск – 2005 год

                                                   План 

Введение                                                                                                   с.3                                                                                                                    

1. Теория экологического воспитания 

     1.1. Современное экологическое образование                                с.6

     1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе                                                           с.9

     1.3. Морально – ценностный подход  к проблеме отношения детей  к окружающей среде                                                                                 с.12

     1.4. Познавательный потенциал экологических  знаний в условиях комплексного  использования разных видов   деятельности детей в природе                                                                                                    с.17  

2. Экспериментальное  исследование процесса воспитания  экологической  культуры у  дошкольников

     2.1. Выявление уровня сформированности  экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего  эксперимента)                                                                                           с.21

     2.2. Методика совершенствования работы  по воспитанию экологической  культуры у дошкольников (организация  и содержание формирующего эксперимента)                                                                с.28

     2.3. Анализ  результатов исследования                                              с.33 

 

Выводы                                                                                                       с.38 

                                                                                                    

Библиография                                                                                            с.40 

Приложение                                                                                               с.42 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение

                                                                 Берегите эти воды, эти земли,   

                                                                 Даже малую былинку любя.

                                                                 Берегите всех зверей внутри природы,

                                                                 Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                                                               

                                                                             

      Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит  разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только  человека, но и всего живого на земле.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. (24, 3)

     Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания – самая острая и самая больная проблема сегодня и для Украины. Ещё на первом году нашей независимости Верховный Совет провозгласил Украину зоной экологического бедствия. (8, 20)

     Где же выход? Чтобы выжить человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ¾ проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.(12, 19)  А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

     Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.

     Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется ним) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.(20, 5)

     Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.                                                                    В Базовом компоненте говорится о том, что компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления  целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями. (1, 14)

     Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

     Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Объект  исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Цель  исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

     Постановка  цели определяется следующей формулировкой его гипотезы: воспитание экологической культуры  у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

1. Давать детям систематические  экологические знания ; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

2.Формировать  у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами    предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Развивать  моральные чувства,  формировать моральное  сознание и овладевать  навыками и привычками  морального поведения.

4.Давать  экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

             Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Детально изучить литературу по данной проблеме.
  2. Выявить наиболее эффективные условия воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста