Гражданское и духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция

Краткое описание

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii-648.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

3.разработка федерального компонента  ГОС;

4.разработка и утверждение типовых  положений об ОУ;

5.установление порядки их создания, реорганизации и ликвидации;

6.установление перечня профессий  и специальностей, по которым  ведется профессиональная подготовка;

7.установление порядка лицензирования, аттестации и государственной  аккредитации ОУ;

8.установление порядка аттестации  педагогического работника.

2.Органы управления образования субъектов РФ (уровень субъекта РФ). К сфере их компетентности относится:

1.формирование законодательства  субъектов РФ в области образования;

2.разработка республиканских, региональных  и иных программ развития образования;

3.разработка национально-регионального компонента ГОС;

4.определение особенностей порядка  создания, реорганизации, ликвидации  и финансирования ОУ;

5.формирование бюджетов субъектов  РФ, части расходов на образование  и др.

3.Районные, городские и иные  местные органы управления образованием (местный уровень). Для современной практики ГУ в сфере образования характерно усиление его децентрализации.

Децентрализация – это передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. В этом случае ФОУ разрабатывают наиболее общие стратегические вопросы, а региональные и местные решают конкретные финансовые, кадровые, материальные и иные проблемы на местах.

Другой отличительной особенностью является переход от государственного к государственно-общественному управлению (ГОУ). Основная идея ГОУ заключается:

1.в объединении усилий государства  и общества в решении проблем  образования;

2.предоставление учителям, учащимся  и родителям больше прав и  свобод в выборе содержания, форм, методов обучения, типов ОУ.

Общественное управление. Общественный характер управления проявляется в создании соответствующих общественных органов, включающих представителей учительских и ученических коллективов, родителей, общественности. Проявлением общественного характера управления является деятельность коллективного органа – совета школы, функции которого определяются типовым положением об ООУ. Совет школы выбирается высшим руководящим органом школы – конференцией, проводимой не реже 2 раза в год. Конференция: избирает совет школы, его председателя, определяет сроки и полномочия; принимает устав ОУ. Делегатами с правом решающего голоса могут быть: учителя, учащиеся 2 и 3 ступени, родители.

Совет школы:

1.Организует выполнение решений  конференции.

2.Определяет направление развития  и пути повышения качества обучения.

3.Вместе с родителями обеспечивает  социальную защиту учащихся.

4.Устанавливает возраст учащихся  при приему в 1 класс.

5.Определяет необходимость  и вид школьной формы.

6.Рассматривает отчеты о расходовании  бюджетных средств.

7.Формируют и расходуют внебюджетный фонд.

8.Заслушивают отчеты по работе  директора, его заместителя, отдельных  педагогов.

9.Совместно с администрацией  создают условия для улучшения  педагогической подготовки родителей.

Важнейшими показателями повышения  общественного характера управления служат:

1.Разгосударствление системы образования  (создание не государственного  ОУ).

2.Диверсификация ОУ (появление  и развитие их различных типов).

Общее руководство не государственным  ОУ осуществляет его учредитель или  по его поручению, попечительский совет.

Внутришкольное управление (ВУ). ВУ – это целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся и педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. ВУ направлено на управление школы (УШ).

УШ – это целенаправленная деятельность, в которой ее субъект по средствам  решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала, а также ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Субъект управления – это ее учредитель, а также лицо, назначенное им, которое осуществляет стратегическое руководство, определяет целевые установки и конкретные задачи ОУ.

Предмет внутришкольного управления – деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления.

Цель ВУ: обеспечение условий  для повышения эффективности  УВП и выполнения требований к функционированию ОУ, закрепленных в его уставе законодательных и нормативных актов.

Задачи ВУ:

1.целепологание и планирование

2.создание условий

3.распределение обязанностей

4.формирование отношений

5.подбор кадров

6.стимулирование деятельности и т.д.

Функции ВУ (составляют полный управленческий цикл):

1.планирование

2.ориентация

3.руководство

4.контроль 

Управление:

1.функционированием школы→направленное  использование уже имеющегося  образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне→объект: УВП и его материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение→ориентирована на настоящее

2.развитием школы→направлено на  наращивание потенциала и повышение  уровня его использования→объект: инновационные процессы и их обеспечение→ориентирована на будущее

ВУ воздействует на школу как  на социально-педагогическую систему, как в ее целостности, так и на ее отдельные составляющие.

Составляющие системы:

1.системо-образующие факторы:

- цели совместной деятельности  учителя и ученика

- образовательные результаты

2.условия функционирования системы:

- социально – педагогические  – это устойчивые обстоятельства, определяющие состояние и развитие  системы: общие (социальные, экономические, географические и др.) и специфические (особенности демографического состава, местонахождение школы, материально-техническая база).

  • временные (формируются особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся).

Ступени ООШ:

1.начальная

2.основная

3.средняя

3.структурные компоненты (администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив и т.д.). Структурная иерархия школы как системы определяет разноуровневую систему управления ею:

1 уровень: директор школы, руководители  совета школы, ученические комитеты  и общественные организации, учредители совета школы.

2 уровень: заместитель директора,  школьный психолог, социальный педагог,  органы самоуправления.

3 уровень: учителя, воспитатели,  классные руководители (выполняют  управленческие функции по отношению к ученическим коллективам, родителям).

4 уровень: учащиеся, органы классного  и общешкольного ученического  самоуправления.

4.функциональный компонент:

- педагогический анализ

- целеполагание

  • планирование

- организация

- контроль

- регулирование деятельности и  т.д.

Общие принципы управления:

1.демократизация, гуманизация

2.системность, целостность

3.рациональность сочетания централизации  и децентрализации

4.единство и наличие коллегиальности

5.единство объективности и полноты  информации.

38. Управление развитием  школы.

Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:

1.пассивно приспособительно –  пытается уследить за изменением  среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней;

2.активно приспособительно –  стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения

3.активно преобразующе – влиять  на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая.

В любом случае, реагируя на изменение  среды, школа развивается, что требует  выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.

Управление развитием школы  – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание  потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.

Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.

Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.

Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В процессе управления развитием школы  реализуются основные функции управления.

Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.

Условия перевода:

1.наличие концепции и программы  развития школы

2.проведение в школе инновационной,  опытно-экспериментальной работы

3.наличия сплоченного по общности  целей коллектива

4.организация системы самоуправления

5.наличие системы эффективной  научно-методической деятельности

6.наличие достаточной материально-технической  базы

7.набор альтернативных образовательных  услуг в соответствии с потребностями  участников педагогического процесса

8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:

-изучение образовательных потребностей  детей и родителей

-изучение возможностей педагогического  коллектива к работе в инновационном  режиме

-определение на перспективу  типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности

-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени

-выбор и структурирование режима  работы школы

-определение приоритетных направлений  развития и создание условий  для их реализации.

Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.

Требования к развивающейся  школе:

1.возможность реализации учащимися  своего права на образование,  в соответствии со своими потребностями и способностями

2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов

3.обеспечение руководителем ОУ  условий для успешной деятельности  учителя и ученика

4.работа коллектива в творческом  режиме

5.отношение партнерства с внешними  организациями

6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности

Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием  на обеспечение:

1.адекватного понимания потребностей  и возможностей развития школы

2.постановки реалистичных идей  и выработки перспектив

3.выбора реальных и эффективных способов их достижения

4.заинтересованности коллектива  в достижении целей развития

5.надежность и контроль за  ходом инновационной деятельности

Этапы разработки концепции:

1.Диагностика и анализ исходной  ситуации

2.Выбор и формулировка основных  идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации

3.Разработка моделей, программы  развития школы

4.Разработка путей реализации  созданной программы.

Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание