Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция
Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:
3.разработка федерального
4.разработка и утверждение
5.установление порядки их
6.установление перечня
7.установление порядка
8.установление порядка
2.Органы управления образования субъектов РФ (уровень субъекта РФ). К сфере их компетентности относится:
1.формирование
2.разработка республиканских,
3.разработка национально-регионального компонента ГОС;
4.определение особенностей
5.формирование бюджетов
3.Районные, городские и иные местные органы управления образованием (местный уровень). Для современной практики ГУ в сфере образования характерно усиление его децентрализации.
Децентрализация – это передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. В этом случае ФОУ разрабатывают наиболее общие стратегические вопросы, а региональные и местные решают конкретные финансовые, кадровые, материальные и иные проблемы на местах.
Другой отличительной
1.в объединении усилий
2.предоставление учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм, методов обучения, типов ОУ.
Общественное управление. Общественный характер управления проявляется в создании соответствующих общественных органов, включающих представителей учительских и ученических коллективов, родителей, общественности. Проявлением общественного характера управления является деятельность коллективного органа – совета школы, функции которого определяются типовым положением об ООУ. Совет школы выбирается высшим руководящим органом школы – конференцией, проводимой не реже 2 раза в год. Конференция: избирает совет школы, его председателя, определяет сроки и полномочия; принимает устав ОУ. Делегатами с правом решающего голоса могут быть: учителя, учащиеся 2 и 3 ступени, родители.
Совет школы:
1.Организует выполнение
2.Определяет направление
3.Вместе с родителями
4.Устанавливает возраст
5.Определяет необходимость и вид школьной формы.
6.Рассматривает отчеты о
7.Формируют и расходуют внебюджетный фонд.
8.Заслушивают отчеты по
9.Совместно с администрацией
создают условия для улучшения
педагогической подготовки
Важнейшими показателями повышения общественного характера управления служат:
1.Разгосударствление системы
2.Диверсификация ОУ (появление
и развитие их различных типов)
Общее руководство не государственным ОУ осуществляет его учредитель или по его поручению, попечительский совет.
Внутришкольное управление (ВУ). ВУ – это целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся и педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. ВУ направлено на управление школы (УШ).
УШ – это целенаправленная деятельность, в которой ее субъект по средствам решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала, а также ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.
Субъект управления – это ее учредитель, а также лицо, назначенное им, которое осуществляет стратегическое руководство, определяет целевые установки и конкретные задачи ОУ.
Предмет внутришкольного управления – деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления.
Цель ВУ: обеспечение условий для повышения эффективности УВП и выполнения требований к функционированию ОУ, закрепленных в его уставе законодательных и нормативных актов.
Задачи ВУ:
1.целепологание и планирование
2.создание условий
3.распределение обязанностей
4.формирование отношений
5.подбор кадров
6.стимулирование деятельности и т.д.
Функции ВУ (составляют полный управленческий цикл):
1.планирование
2.ориентация
3.руководство
4.контроль
Управление:
1.функционированием школы→
2.развитием школы→направлено
ВУ воздействует на школу как на социально-педагогическую систему, как в ее целостности, так и на ее отдельные составляющие.
Составляющие системы:
1.системо-образующие факторы:
- цели совместной деятельности учителя и ученика
- образовательные результаты
2.условия функционирования
- социально – педагогические
– это устойчивые
Ступени ООШ:
1.начальная
2.основная
3.средняя
3.структурные компоненты (администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив и т.д.). Структурная иерархия школы как системы определяет разноуровневую систему управления ею:
1 уровень: директор школы,
2 уровень: заместитель
3 уровень: учителя, воспитатели,
4 уровень: учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
4.функциональный компонент:
- педагогический анализ
- целеполагание
- организация
- контроль
- регулирование деятельности и т.д.
Общие принципы управления:
1.демократизация, гуманизация
2.системность, целостность
3.рациональность сочетания
4.единство и наличие
5.единство объективности и
38. Управление развитием школы.
Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:
1.пассивно приспособительно –
пытается уследить за
2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения
3.активно преобразующе –
В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.
Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.
Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.
Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.
Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления.
Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.
Условия перевода:
1.наличие концепции и
2.проведение в школе
3.наличия сплоченного по
4.организация системы самоупра
5.наличие системы эффективной
научно-методической
6.наличие достаточной
7.набор альтернативных
8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:
-изучение образовательных
-изучение возможностей
-определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности
-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени
-выбор и структурирование
-определение приоритетных
Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.
Требования к развивающейся школе:
1.возможность реализации
2.эффективный профессионально-
3.обеспечение руководителем
4.работа коллектива в
5.отношение партнерства с
6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности
Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение:
1.адекватного понимания
2.постановки реалистичных
3.выбора реальных и
4.заинтересованности
5.надежность и контроль за
ходом инновационной
Этапы разработки концепции:
1.Диагностика и анализ
2.Выбор и формулировка
3.Разработка моделей,
4.Разработка путей реализации созданной программы.
Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание