Гражданское и духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция

Краткое описание

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii-648.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

6.воплощение теоретических построений  на практике;

7.обоснование критериев оценки  эффективности ВС.

В качестве критерия эффективности  ВС школы может выступать:

1.упорядоченность жизнедеятельности школы;

2.наличие сложившегося единого  школьного коллектива;

3.интеграция воспитательных воздействий,  концентрация педагогических усилий;

4.уровень приближенности системы  поставленным целям;

5.общий психологический климат, стиль взаимоотношений;

6.уровень воспитанности учащихся.

33. Классный руководитель (КР) в воспитательной системе  школы.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии  взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем:

1.организуется познавательная  деятельность

2.формируются социальные отношения

3.реализуются представительские функции в органах самоуправления.

4.осуществляется забота  о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга и сплочения коллектива, формируется эмоциональная сфера.

В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы.

Типы классного руководства:

1.учитель-предметник

2.КР, выполняющий только воспитательные  функции

3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции)

Функции КР:

Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя.

1 уровень функций:

А) Педагогические и гуманитарно-целевые  функции (воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач).

Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку  в решении личностных проблем  и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита как функция  КР:

1.комплекс психолого-педагогических  мер, обеспечивающих оптимальное развитие, формирование индивидуальности, адаптацию к существующим условиям;

2.деятельность не только исполнителя,  но и координатора, помогающего  родителям и их детям получить  социальную поддержку;

3.это деятельность, направленная  на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.

4.забота о всех детях, при  этом важен дифференцированный  подход.

Б) Социально-психологические функции:

- организаторская. Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности.

- сплочение коллектива. Эта функция  – средство, способ достижения  поставленных перед классом целей.  В реализации этой функции важно ученическое самоуправление.

Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных  отношений в классе и за его пределами.

В) Управленческие функции:

- диагностическая. Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики:

1.определить результативность  своей деятельности

2.обеспечить перевод диагностики  в инструмент развития индивидуальности.

- целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива.

- планирование – это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана:

1.упорядочение педагогической  деятельности

2.обеспечение таких требований  к педагогическому процессу как  планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов.

В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей.

- контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.

В реализацию этих функций вовлекается  и администрация школы.

Обязанности КР:

1.организация в классе учебно-воспитательного  процесса, оптимального для развития личности ученика;

2.оказание помощи ученику в  решении острых проблем;

3.установление контактов с родителями  и оказание им помощи в воспитании  детей.

КР – административное лицо. Он имеет право:

1.получать информацию о психическом  и физическом здоровье детей;

2.контролировать успеваемость  каждого ученика;

3.контролировать посещение учебных  занятий;

4.координировать работу учителей, психолога, социального педагога;

5.организовывать воспитательную  работу через проведение различных  мероприятий;

6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса;

7.приглашать родителей в школу;

8.по согласованию с администрацией  обращаться в комиссию по делам  несовершеннолетних, психолого-медицинскую  педагогическую комиссию, комиссию  содействия семье на предприятиях для решения вопросов о жизнедеятельности коллектива;

9.получать помощь от педагогического  коллектива школы;

10.определять индивидуальный режим  работы с детьми;

11.отказаться от поручений, лежащих  за границей содержания его  работы;

12.вести опытно-экспериментальную  работу по вопросам профессиональной  деятельности.

Формы работы КР с учениками:

1.по видам деятельности:

- учебная

- трудовая

- спортивная.

2.по способу влияния педагога:

- опосредованная

- непосредственная.

3.по времени проведения:

- кратковременная (от нескольких  минут до нескольких часов)

- продолжительная (от нескольких  дней до нескольких недель)

  • традиционная (регулярно повторяется)

4.по времени подготовки: формы работы с/без включением  учащихся в предварительную подготовку

5.по субъектным организациям:

- субъеты – ученики

- сотрудничество и взрослые, и  учащиеся

- педагоги, родители, взрослые

6.по результату:

- информационный обмен

- выработка общего решения

- создание общественно значимого  продукта.

7.по числу участников:

- индивидуальная форма. Как правило,  связана с внеурочной деятельностью,  общением КР и детей. Могут  действовать в структуре других  форм: беседа, консультация, обмен мнениями и т.д.

- групповая форма (Советы дел,  творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата,  развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим.

- коллективная форма. КР взаимодействует  с несколькими классами: общешкольные  дела, конкурсы, спектакли, соревнования, концерты.

Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь.

Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать  требованиям:

1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение;

2.на основе задач определить  содержание работы и основные  виды деятельности учащихся;

3.составлять набор возможных  способов решения поставленных  задач с учетом имеющихся условий;

4.вовлекать школьников в поиск  форм деятельности на основе  коллективного целепологания;

5.обеспечить непротиворечивость  содержания и форм воспитательной  работы.

34. Семья как  педагогическая категория. Работа  с семьей в процессе воспитания.

Социология рассматривает семью как часть и структурную единицу общества, как социальный воспитательный коллектив. Поэтому все изменения, происходящие в обществе, неизбежно отражаются и на семье. Однако, в отличие от других общественных институтов, семья не подвергается прямой и безотлагательной перестройке. Все процессы преобразований протекают в ней более длительно и противоречиво.

Длительность и противоречивость преобразований в семье определяется множеством факторов: социальный, экономический, биологический, психологический, демографический и др.

Это во многом объясняет  причину устойчивости «старого»  в семейной психологии и объективную  сложность прогнозирования направления развития семьи.

Жизни семьи присущи социально-биологические, хозяйственно-экономические, духовно-нравственные и психологические отношения.

Каждый этап формирования семьи  связан с утратой ею одних функций  и формированием других, с изменением масштабов и характера социальной деятельности и ее представлений.

Функции семьи  по отношению к обществу:

1.физическое  воспроизводство населения

2.воспитание  личности

3.производственно-хозяйственная 

4.организация  досуга

Функции семьи  по отношению к человеку:

1.супружеская

2.родительская

3.организация  быта

Учитывая  функции семьи, их многообразие и  взаимосвязь, выделяют следующие тенденции развития и особенности современной семьи:

1.специфика  социального уклада в городской  и сельской семье

2.образование  родителей напрямую влияет на  успешность детей в школе.

Однако, в  современной семье забота о детях  часто лежит на бабушках и дедушках, уровень образования которых  может быть ниже, чем у родителей. Не редкостью являются столкновения воспитательных традиций нескольких поколений. Происходящее в обществе расслоение населения по материальному признаку, определяет различия в семейном воспитании детей, характере их взаимоотношений с взрослыми.

Как правило, на детей тратится 25 – 50% семейного  бюджета.

В семье  с большим доходом, при педагогической неграмотности родителей нередки случаи пресыщения детей.

Пресыщение  – это такое отношение к  жизни, материальным и духовным ценностям, которое проявляется в безразличии к предоставляемым благам.

Разукрупнение семьи (без бабушек и дедушек) способствует ее развитию как самостоятельного коллектива.

На сегодня типичной является семья, воспитывающая 1 – 2 детей.

Причины снижения рождаемости сложны:

1.занятость родителей на работе

2.недостаточная обеспеченность  дошкольными учреждениями

3.рост материальных затрат на  воспитание

4.неблагоприятные  социально-экономические и жилищные  условия

5.увеличение  числа разводов. Развод не всегда  плохое событие. До 90% разводов  приходится на 1 год семейной жизни из-за неподготовленности к ней супругов, неустроенности быта.

6.увелечение числа однодетных семей.

Для установления нормальных взаимоотношений с семьей школьника нужно:

1.в основе  работы школы и КР с семьей  и общественностью должны быть  действия и мероприятия, направленные на укрепление семьи и повышение авторитета родителей.

Единственно верная норма – взаимное уважение. Только тогда будет возможен доверительный  контакт, обмен опытом, совместное обсуждение. При этом недопустимы нервные  обличительные речи в адрес ребенка.

2.доверие  к воспитательным возможностям  родителей, повышение уровня их педагогической культуры, активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать советы, пожелания, требования школы.

3.педагогический  такт, недопустимость неоднородного  вмешательства в жизнь семьи.  КР – лицо официальное, которому вольно или невольно открывается то, что скрывается от других => от профессионализма учителя зависит успешность его контакта с семьей.

Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание