Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция
Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:
6.воплощение теоретических
7.обоснование критериев
В качестве критерия эффективности ВС школы может выступать:
1.упорядоченность
2.наличие сложившегося
3.интеграция воспитательных
4.уровень приближенности
5.общий психологический
6.уровень воспитанности учащихся.
33. Классный руководитель (КР) в воспитательной системе школы.
ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).
Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем:
1.организуется познавательная деятельность
2.формируются социальные
3.реализуются представительские функции в органах самоуправления.
4.осуществляется забота
о социальном благополучии
В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы.
Типы классного руководства:
1.учитель-предметник
2.КР, выполняющий только
3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции)
Функции КР:
Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя.
1 уровень функций:
А) Педагогические и гуманитарно-целевые функции (воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач).
Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку в решении личностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Социальная защита как функция КР:
1.комплекс психолого-
2.деятельность не только
3.это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.
4.забота о всех детях, при этом важен дифференцированный подход.
Б) Социально-психологические
- организаторская. Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности.
- сплочение коллектива. Эта функция
– средство, способ достижения
поставленных перед классом
Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных отношений в классе и за его пределами.
В) Управленческие функции:
- диагностическая. Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики:
1.определить результативность своей деятельности
2.обеспечить перевод
- целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива.
- планирование – это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана:
1.упорядочение педагогической деятельности
2.обеспечение таких
В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей.
- контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.
В реализацию этих функций вовлекается и администрация школы.
Обязанности КР:
1.организация в классе учебно-
2.оказание помощи ученику в решении острых проблем;
3.установление контактов с
КР – административное лицо. Он имеет право:
1.получать информацию о
2.контролировать успеваемость каждого ученика;
3.контролировать посещение
4.координировать работу
5.организовывать
6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса;
7.приглашать родителей в
8.по согласованию с
9.получать помощь от
10.определять индивидуальный
11.отказаться от поручений,
12.вести опытно-
Формы работы КР с учениками:
1.по видам деятельности:
- учебная
- трудовая
- спортивная.
2.по способу влияния педагога:
- опосредованная
- непосредственная.
3.по времени проведения:
- кратковременная (от
- продолжительная (от
4.по времени подготовки: формы работы с/без включением учащихся в предварительную подготовку
5.по субъектным организациям:
- субъеты – ученики
- сотрудничество и взрослые, и учащиеся
- педагоги, родители, взрослые
6.по результату:
- информационный обмен
- выработка общего решения
- создание общественно
7.по числу участников:
- индивидуальная форма. Как
- групповая форма (Советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата, развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим.
- коллективная форма. КР
Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь.
Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать требованиям:
1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение;
2.на основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности учащихся;
3.составлять набор возможных способов решения поставленных задач с учетом имеющихся условий;
4.вовлекать школьников в
5.обеспечить
34. Семья как
педагогическая категория.
Социология рассматривает семью как часть и структурную единицу общества, как социальный воспитательный коллектив. Поэтому все изменения, происходящие в обществе, неизбежно отражаются и на семье. Однако, в отличие от других общественных институтов, семья не подвергается прямой и безотлагательной перестройке. Все процессы преобразований протекают в ней более длительно и противоречиво.
Длительность и
Жизни семьи присущи социально-
Каждый этап формирования семьи связан с утратой ею одних функций и формированием других, с изменением масштабов и характера социальной деятельности и ее представлений.
Функции семьи по отношению к обществу:
1.физическое воспроизводство населения
2.воспитание личности
3.производственно-
4.организация досуга
Функции семьи по отношению к человеку:
1.супружеская
2.родительская
3.организация быта
Учитывая функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, выделяют следующие тенденции развития и особенности современной семьи:
1.специфика
социального уклада в
2.образование родителей напрямую влияет на успешность детей в школе.
Однако, в современной семье забота о детях часто лежит на бабушках и дедушках, уровень образования которых может быть ниже, чем у родителей. Не редкостью являются столкновения воспитательных традиций нескольких поколений. Происходящее в обществе расслоение населения по материальному признаку, определяет различия в семейном воспитании детей, характере их взаимоотношений с взрослыми.
Как правило, на детей тратится 25 – 50% семейного бюджета.
В семье с большим доходом, при педагогической неграмотности родителей нередки случаи пресыщения детей.
Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, которое проявляется в безразличии к предоставляемым благам.
Разукрупнение семьи (без бабушек и дедушек) способствует ее развитию как самостоятельного коллектива.
На сегодня типичной является семья, воспитывающая 1 – 2 детей.
Причины снижения рождаемости сложны:
1.занятость родителей на
2.недостаточная
3.рост материальных затрат на воспитание
4.неблагоприятные
социально-экономические и
5.увеличение числа разводов. Развод не всегда плохое событие. До 90% разводов приходится на 1 год семейной жизни из-за неподготовленности к ней супругов, неустроенности быта.
6.увелечение числа однодетных семей.
Для установления нормальных взаимоотношений с семьей школьника нужно:
1.в основе
работы школы и КР с семьей
и общественностью должны быть
действия и мероприятия,
Единственно верная норма – взаимное уважение. Только тогда будет возможен доверительный контакт, обмен опытом, совместное обсуждение. При этом недопустимы нервные обличительные речи в адрес ребенка.
2.доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры, активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать советы, пожелания, требования школы.
3.педагогический такт, недопустимость неоднородного вмешательства в жизнь семьи. КР – лицо официальное, которому вольно или невольно открывается то, что скрывается от других => от профессионализма учителя зависит успешность его контакта с семьей.
Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание