Гражданское и духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция

Краткое описание

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii-648.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

4.жизнеутверждающий  мажорный настрой в решении  проблем воспитания, опоры на  «+» качества ребенка, на сильные стороны семьи.

Трудности, возникающие при воспитании надо рассматривать как закономерности развития личности (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер в отношении испытуемого к оказываемому на него воздействию).

Учет названных  правил – важное условие установления контактов с родителями, что является первостепенной задачей каждого учителя, особенно КР. Одной из форм их установления является посещение семьи, которое осуществляется по приглашению. Внезапный приход может вызвать смущение, замешательство, нарушить спланированный порядок жизни семьи. Посещение по приглашению меняет отношение к ним в «+» сторону. К посещению нужно готовиться через определение самого ценного, интересного в ребенке. Установлению хороших отношений помогают педагогические поручения. Виды поручений:

1.предполагающее  активную воспитательную позицию,  непосредственную работу семьи  (руководство кружком)

2.предполагающее  организацию помощи учителю

3.предворяющие  проведение тех или иных мероприятий

4.связанные  с развитием материально-технической  базы школы, решением хозяйственных задач.

Формы работы с родителями:

1.коллективные:

- педагогический  лекторий – предназначен для  привлечения внимания родителей  к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает систематическую подготовку родителей по вопросам воспитания.

- научно-практическая  конференция

- родительское  собрание

- день открытых  дверей – проводится в период  каникул. 

2.индивидуальные:

- посещение  семьи

- педагогические  поручения

- консультации

35. Государственная образовательная  политика РФ. Закон РФ «Об образовании».

Роль образования в  современном мире неуклонно растет, немало важную роль ему отводят в  РФ, где оно рассматривается как:

1.фактор национальной безопасности  и благосостояния страны, благополучия каждого человека в отдельности

2.условие формирования у россиян  системы современных социально-значимых  ценностей и установок.

3.необходимое звено перехода  России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономики.

Для того, чтобы образование могло  соответствовать возложенным на него надеждам, необходима государственная общеобразовательная политика (ОП).

ОП – это 1.составная часть  политики государства; 2.инструмент обеспечения  фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития общества, его гуманизация, культура.

ОП устанавливает цели и задачи образования, гарантирует их реализацию путем согласования действий государства и общества.

Первостепенная задача ОП на современном этапе – необходимость достижения нового качества образования.

ОП строится на определенных принципах. Они отражены в законе РФ «Об образовании». Согласно этим принципам образование РФ должно:

1.носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободной развитой личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине, семье.

2.поддерживать единое, культурное  и образовательное пространство  в стране, что означает не только обучение, но также защиту и развитие национальной культуры, региональной культуры, традиций и особенностей.

3.создавать условия для общедоступности  образования, адаптации образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся.

4.иметь светский характер и  в государственных, и в муниципальных  ОУ.

5.поддерживать свободу и плюрализм,  внимательно относиться к разным  мнениям и подходам.

6.носить демократический и государственно-общественный  характер управления и допускать  автономность ОУ.

Названные принципы являются основными  при построении и развитии системы  образования (СО) в РФ.

СО в современной России. СО формируется  государством и является условием подрастающего  поколения к жизни, реализации технических  целей и задач, которые ставятся обществом перед образованием. Государство как инициатор формирования СО, определяет ее структуру, принципы функционирования и направления развития. Существующая в современной России СО формировалась постепенно. Вначале она включала лишь ОУ, так в Древней Руси они открывались при монастырях, храмах, церквях. Возникали и закрывались самопроизвольно. Содержание обучения и воспитания было творчеством преподавателя, при этом отсутствовала система контроля за качеством образования. С укреплением государственной власти СО пополнилась учреждениями, выполняющими функции управления. В таком виде СО в РФ существовала вплоть до введения в 1992 году закона «Об образовании». С его принятием СО пополнилась еще одним компонентом – Государственным образовательным стандартом (ГОС). Именно ГОС определяет содержание учебных программ, а значит, регламентирует деятельность школ и определяет многие параметры СО. Таким образом, в современной России СО включает:

1.ГОС и построение на его  основе образовательной программы

2.сеть ОУ

3.органы управления образованием.

36. ГОС и образовательные  учреждения как компоненты системы  образования в России.

Одной из современных тенденций  развития отечественного образования  является его стандартизация. Она  определяется:

1.необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, способного обеспечить единый уровень образования, получаемого в ОУ разных типов.

2.важностью вхождения России  в систему мировой образовательной  практики.

Стандартизация образования –  это деятельность по разработке и внедрению в практику ГОС в целях ее упорядочивания и стабилизации.

ГОС – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной  нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и систему образования по достижению этого идеала.

На ряду с законом  «Об образовании» ГОС является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:

1.цели и задачи образования  на каждом этапе;

2.содержание образования;

3.требования  к качеству усвоения этого  содержания.

Современные ГОС делятся на стандарты общего образования и высшего профессионального образования.

Функции стандарта:

1.социальное  регулирование (сохранение единого  образовательного пространства страны в условиях диверсификации);

2.увеличение  качества обучения школьников;

3.гуманизация  образования (четкое определение  минимального объема требований  открывает возможности для дифференциации образования, в соответствии с потребностями и интересами учащихся).

4.управления (дает возможность принимать управленческие  решения на основе результатов диагностики качества обучения).

Структура ГОС:

1.Федеральный  компонент (ведует Министерство  образования).

2.Национально-региональный  компонент (ведают органы управления на местах).

3.Компонент  ОУ.

Структура ГОС формирует структуру базисного  учебного плана (БУП) школы.

БУП – это  основной государственный нормативный  документ, являющийся частью ГОС для  данного уровня образования.

На основе ГОС разрабатывается и образовательные программы (ОП), определяющие содержание образования на каждом конкретном уровне в данном ОУ.

Все ОП делятся на: общеобразовательные (ОО), профессиональные (П) и программы  дополнительного образования (ПДО).

ОО программам направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создании основы для осознанного выбора и освоения ОП более высокого уровня. К ОО относятся программы:

1.Дошкольного образования 

2.Начального общего образования  (1 – 4 классы)

3.Основного общего образования(5 – 9 классы)

4.Среднего (полного) общего образования(10 – 11 классы)

Помимо них в ОУ могут реализовываться  и ПДО (на факультативах, кружках, секциях).

ОП по учебным предметам делятся  на:

1.типовые 

2.авторские

3.рабочие (адаптированы к условиям конкретных ОУ)

4.индивидуальные

Различают следующие способы конструирования  программ:

1.линейный (учебный материал распределяется  на весь период обучения предмету  без дублирования)

2.концентрический (предполагает  возможность возврата в одному и тому же материалу в разные периоды обучения)

3.спиральный (предполагает постепенное  расширение и углубление материала  по теме)

ОУ – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее 1 или несколько ОП и/или обеспечивающее воспитание и содержание обучающихся.

По организационно-правовым формам ОУ могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными.

В зависимости от того, какие ОП реализуются, ОУ подразделяют на следующие  типы:

1.дошкольный (главная функция: содержание и воспитание)

2.общеобразовательные

3.профессиональные

4.дополнительного образования  детей и взрослых

5.специальные, коррекционные

6.учреждения для детей сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей

ОУ каждого типа могут делиться на отдельные виды. Так общеобразовательные учреждения делятся на:

1.общеобразовательные школы (реализуют  программу базового уровня образования)

2.гимназии - общеобразовательные учреждения, ориентированные на формирование  широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Гимназии функционируют на базе 5 – 11 классов, образование в ней строится на широкой гуманитарной основе и с обязательным изучением нескольких (не менее 2) ИЯ.

3.лицеи – ООУ, открываемое  на базе профильного ВУЗ, образуя  с ним единый учебный комплекс. Функционируют на базе 8 – 11 классов. Предназначены для:

- проведения повышенной подготовки  по отдельным предметам;

- осуществления ранней профилизации  учащихся;

- подготовке учеников к осознанному выбору профессии, самостоятельному обучению в ВУЗе.

4. общеобразовательные школы с  углубленным изучением отдельных  предметов – ООУ, дающие расширенную и углубленную подготовку по отдельным предметам и осуществляющая в силу этого раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для организации образовательного процесса могут привлекаться преподаватели ВУЗов, сотрудники НИИ, учреждений культуры и т.д. Обычно такие школы включают с 1 по 11 классы.

37. Органы управления образованием.

Управление – это  деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль и регулирование объектов управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть:

1.биологические  системы

2.технические  системы

3.социальные  системы (СС)

Одной из СС является система образования, функционирующая в масштабах  всей страны, края, области, города, района. В зависимости от того, какие структуры  и какого уровня задействованы в практику управления его подразделяют на:

1.государственное

2.общественное

3.внутришкольное

Государственное управление (ГУ). Государственный характер системы образования определяет и ГУ в этой сфере. Оно предполагает единую государственную образовательную политику, зафиксированную в законе РФ «Об образовании». ГУ призвано обеспечить соблюдение прав граждан России на получение полноценного качественного образования независимо от: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

ГУ обеспечивается соответствующими государственными органами:

1.Федеральные органы управления (ФОУ) (федеральный уровень управления). К ним относятся органы управления образования общегосударственного значения (Министерство образования и науки, государственная дума). К их ведению относятся вопросы стратегического характера:

1.формирование и осуществление  федеральной политики в области образования;

2.разработка и реализация федеральной  и международной программ развития  образования;

Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание