Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;
Введение
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала
1.1 Особенности образования медперсонала.
1.2 Современные образовательные технологии
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала
2.2 Особенности обучения медперсонала
Заключение
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
2 |
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала |
4 |
1.1 Особенности образования медперсонала. |
4 |
1.2 Современные образовательные технологии |
10 |
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала |
16 |
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала |
16 |
2.2 Особенности обучения медперсонала |
20 |
Заключение |
26 |
Библиографический список |
28 |
Приложение 1 |
31 |
Приложение 2 |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая – призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности. Вторая – позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.
Деловые игры, как метод активного обучения, известны уже на протяжении многих лет. Однако, поскольку их роль в учебном процессе продолжает возрастать, деловые игры сохраняют роль педагогической инновации. Важное значение деловая игра приобретает как инструмент оценки процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Роль образования медперсонала через деловые игры повысилась и становится сегодня достаточно актуальной, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.
Проблема образования медперсонала – актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.
Постоянного профессионального
и личностного
Модернизация
системы здравоохранения вносит
серьезные коррективы в работу всех
подразделений лечебно-
Объект исследования: процесс обучения медперсонала.
Предмет исследования: деловые игры как форма обучения медперсонала.
Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Гипотеза: если в процессе обучения использовать деловые игры, то повысится уровень знаний умений и навыков медицинского персонала.
Если мы рассмотреть подходы в изучении деловых игр, выявим особенности образования медперсонала, а также изучим принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры, то мы поймем, почему деловые игры являются одним из эффективных способом обучения медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;
4. Определить условия использования деловых игр в обучении медперсонала.
Методы исследования: При изучении эффективности деловой игры в обучении медперсонала можно применить такие методы, как мозговой штурм, беседа, анкетирование, изучение документации.
База исследования: Сегежская ЦРБ отделение скорой помощи
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДПЕРСОНАЛА
Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, – растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий. В таких условиях попытки решения отдельных проблем зачастую оказываются безрезультатными, поскольку даже самый тщательный учет десятков и сотен ситуационных факторов не может подменить, целостного взгляда на организацию и ее развитие. А без такого взгляда решение отдельных проблем в ряде случаев может только усугубить ситуацию.
Описанное положение осложняется тем, что многие учреждения здравоохранения находятся в процессе непрерывной реконструкции и реорганизации, поскольку как техника технология, так и организационные структуры в последние годы требуют обновления неизмеримо более интенсивного, чем это было раньше: инновационные процессы стали нормой жизнедеятельности современного предприятия.
Исследователи, преподаватели и студенты, включаемые в деловую игру, осуществляют исследование организации, пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее развития.
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров.
На сегодняшний день для обеспечения качественной медицинской помощи необходимо непрерывное повышение квалификации медперсонала путем использования различных форм и методов обучения и активизации мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Образование взрослых
отличается от образования
Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:
• осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
• накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
• его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
• он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
• его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.
Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания для их лучшего усвоения по нашему мнению подходят деловые игры.
Психологи выяснили,
что высокий потенциал
Но обучение не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.
В современной ситуации образование взрослых – это стадийный, целостный, пожизненный процесс. Если на этапе активной созидательной деятельности образование выступает преимущественно как средство решения значимых проблем в различных сферах жизни (и, прежде всего, в производственной), то в старости оно привлекает своей самоценностью, т.е. способностью делать жизнь более полноценной, об этом мы можем судить, наблюдая за некоторыми пожилыми людьми, ни в чём не уступающими, а часто и во многом превосходящими, молодых.
Подлинно непрерывным образование становится тогда, когда «заданность извне» сменяется внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений [1, 32]
Наука, занимающаяся изучением проблем образования взрослых, получила название андрагогики. Андрагогика (гр. андрос – взрослый человек мужчина; агогейн – вести) – раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833году немецким историком педагогики А. Каппом [2, 78]
В последние десятилетия внимание к андрогогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни и т.д., в связи с чем открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров [3, 276].
Сравнение андрагогической и педагогической моделей обучения позволяет сформулировать следующие основные положения.
В педагогической модели обучающийся полностью зависит от преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения. Его роль и деятельность относительно пассивны, направлены на восприятие. Отсюда и основными методами являются передаточные, трансляционные.
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.
Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации.[4, 36] Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств в этом ему помогают деловые игры.
Значение деловых игр и опыта обучающегося в педагогической модели значительно. Он может быть использован в качестве отправной точки обучения. И все же основное значение имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Соответственно, основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, деловые игры, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.
С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося.
Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.
В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении.
Учебные программы и деловые игры в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения, на основе индивидуальной программы обучения, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.
При обучении по
педагогической модели и с помощью
деловых игр обучающиеся
Информация о работе Деловая игра как метод обучения медицинских работников