Деловая игра как метод обучения медицинских работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;

Содержание

Введение
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала
1.1 Особенности образования медперсонала.
1.2 Современные образовательные технологии
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала
2.2 Особенности обучения медперсонала
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Деловые игры как форма обучения медперсонала (исправленная 1).doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

В рамках андрагогической  модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков, качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков, качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).

В педагогической модели обучения совместная деятельность обучающихся и обучающих осуществляется поверхностно и только с учащимися, настроенными на активное сознательное восприятие знаний, умений, навыков, качеств. [6, 146] Она принципиально не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции процесса обучения. Она частично реализуется, и то в форме пассивного участия обучаемого в учебной деятельности, лишь на этапе реализации процесса обучения.

В андрагогической  модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся  и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность, а именно деловую игру с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности [7, 374].

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

 

    1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Значительное  расширение функций медицинского персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных информационных технологий, необходимость обеспечения лечебно-профилактических учреждений практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, требуют новых подходов к организации образовательной деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. Деловые игры как форма обучения медперсонала в системе здравоохранения как правило способствуют лучшей подготовке специалиста, имеющего определенные профессиональные качества (профессиональные компетенции) и обладающего ключевыми компетенциями через повышение качества подготовки. С этой целью проводится большая работа по совершенствованию форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, овладение знаниями, умениями, навыками, это формы и методы проблемного обучения, практикориентированные, деятельностные технологии, личностно-ориентированные формы и методы самостоятельной работы, мультимедиалекции, ситуационные задачи.

В процессе преподавания предмета достигаются следующие  дидактические цели: 

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, 

• обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда,

• готовность решать поставленные задачи, требующие анализа  ситуации выбора решения,

• готовность к  повышению квалификации, к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности,

• высокий уровень  активности, самостоятельности, профессиональной культуры специалистов,

• готовность к  взаимодействию с другими людьми,

• готовность к  использованию в своей практической деятельности информационных технологий.   

Именно эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и частью социального заказа общества. При изучении дисциплин используются следующие формы учебного процесса: лекции,  семинарские занятия, деловые игры, комбинированные уроки, практические занятия.

На занятиях применяются следующие виды контроля: устный, индивидуальный, фронтальный, тестирование на входе и выходе, решение ситуационных задач. [8, 268] Итоговый контроль проводится в виде итогового  тестового контроля и индивидуального практического задания. При таком построении у студента складывается целостное представление о дисциплине, улучшаются показатели обученности. 

Применение  деловых игр в обучении медперсонала в практике преподавания является скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений студентов по дисциплинам естественно-научного цикла (химии, биологии, физике) даже в одной группе становится практически невозможно преподавание дисциплины без личностно-ориентированного подхода.

Кроме того, знания студентов с высоким уровнем  подготовки, как правило, не выстроены  в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

Выбор метода деловая  игра в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом  факторов, выгодно отличающих его  от других методов [9, 28]. Прежде всего, это  возможность увязать метод деловой игры с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод  деловой игры, безусловно, является исследовательским методом, способным  сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода деловой игры требует от преподавателя  большой работы по конструированию  специальных условий для учащегося  с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися [10, 84].

Опыт применения метода деловой игры в медицинских  учреждениях дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

• тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие  по объему и включающие во все возможные  варианты решения, вновь полученные знания;

• итоговые –  это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени [11, 76].

При организации  деловых игр студентов учитываются  типологические признаки проекта:

• по доминирующей деятельности: поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная),

• предметно-содержательная,

• характер контактов (среди участников одной группы),

• количество участников деловой игры (5 человек).

Выполнение  деловой игры позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления  и повтора учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов. Благодаря деловой игре в обучении медперсонала увеличивается самооценка студента, обогащаются его социальный опыт, студент приобщается к творчеству, развивая свою личность [12,104].

При разработке курса занятий для базового уровня я выделяю основные изучаемые  разделы. По каждому из них определяю  тему проекта. Тип проекта – практико-ориентированный. Ставится исследовательская задача, требующая интегрированного знания.  

К выбору темы деловой  игры можно подвести студентов, используя  метод «мозгового штурма». Результат  работы должен использоваться на практике (на занятиях, в профессиональной деятельности).

Студенты получают план-задание на учебный проект. План отчета по проекту. Прорабатывают массу материала, используя средства Интернета, рекомендованные учебники и другие источники информации. Выполняют домашнее задание, в котором описывают все действия по выполнению проекта, реализованного на данном занятии в электронном виде. Самостоятельная работа над отчетом по деловой игре прививает навыки планирования своей деятельности, способствует развитию аналитического склада мышления, заставляет студентов думать.

Основные этапы  занятия:

• В мотивации  акцентируется внимание на возможность  дальнейшего использования созданного на занятии программного продукта. Для активизации познавательной деятельности тщательно продумываю мотивацию и задания указываются  поэтапные результаты (критерии оценки проекта)

• Знания актуализируются  в форме опроса-соревнования. Группа делится на две. Вопросы готовят  сами ребята.

• На этапе создания программного продукта проверяется  домашнее задание и оценивается  по указанным критериям в оценочном  листе.

• Исходный контроль знаний проводится с помощью компьютерного тестирования.

• Защита проекта  проводится с помощью мультимедийной презентации. Капитан защищает проект, остальные дополняют, принимают  участие в обсуждении. Преподаватель  выставляет баллы, которые студенты набирают на каждом этапе занятия (рейтинговая оценка).

На заключительном этапе деловой игры в обсуждения отмечается практическая значимость выполненной  работы.

При проведении деловых игр в рамках учебных  занятий стараются реализовать  принципы личностно-ориентированного обучения, ставя следующие практические задачи:

• создание благоприятного психологического климата на занятиях;

• обеспечение  условий, повышающих мотивацию студентов  к изучаемой дисциплине, способствующих приобретению знаний и умений и заинтересованности в профессиональном и личностном развитии;

• активизация  познавательной деятельности студентов  посредством опережающей самостоятельной  работы.

Таким образом, умело организованная деловая игра в процессе обучения так сказать  совместная деятельность преподавателя и студента направлена на повышение результативности обучения, на формирование компетентных специалистов, способных применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и умеющих постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку на протяжении всей профессиональной деятельности.

Итак, деловые  игры способствуют реализации общих  и профессиональных компетенций, которыми должен обладать медперсонал. Общие компетенции:

• уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• самостоятельно определять задачи профессионального  и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать  и осуществлять повышение своей квалификации;

• вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и  профессиональных целей.

• повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные  формы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ И  ЕЕ РОЛЬ

В ОБУЧЕНИИ МЕДПЕРСОНАЛА

 

2.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ  ИГРЫ, ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, СТРАТЕГИИ.

 

Деловая игра  – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее  время они используются в учебном  процессе вузов, как педагогическая технология или один из методов активного обучения при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников [13, 136].

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры:

• принцип имитационного  моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;

• принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

• принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством  вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

Информация о работе Деловая игра как метод обучения медицинских работников