Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;
Введение
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала
1.1 Особенности образования медперсонала.
1.2 Современные образовательные технологии
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала
2.2 Особенности обучения медперсонала
Заключение
Библиографический список
• принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
• принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
• принцип проблемности
Цели использования:
• формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
• воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
• передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
• обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
• воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
• обучение методам моделирования,
в том числе математического,
инженерного и социального
Признаки деловой игры при обучении медперсонала
• Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
• Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
• Распределение ролей между участниками игры.
• Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
• Наличие управляемого эмоционального напряжения.
• Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
• Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
• Коллективная выработка решений участниками игры.
• Многоальтернативность решений.
• Наличие системы
Структура деловой игры
В соответствии
с представлением об общей структуре методов активного обучения,
ключевым, центральным элементом является имитационнаямодель
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами [14, 73].
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
Деловые игры и стратегии в тренинге
То, что ныне названо «играми»,
ещё за несколько столетий до начала
нашей эры было разработано и
внедрено в повседневную жизнь в
системе ценностей
Рассмотрим две модели обучения, различные по своему основному принципу: классическую дедуктивно-номологическую и индуктивную модели.
Дедуктивно-номологическая модель обучения реализуется посредством следующего сценария, в начале рассматривается общая тема, затем осуществляется переход к конкретным примерам.
Индуктивная модель, крайне распространена в обучении и реализуется посредством другого сценария, в начале рассматривается пример, в дальнейшем из него формируется общая тема. Например: притчи. Исходя из конкретной притчи, можно получить более общий, целостный смысл. В связи с этим они получили широкое распространение в обучении, так, например, ещё Будда говорил притчами. Однако притча не содержит в себе стратегии, что ориентирует мысль в большей степени не к конкретной практике, а к общему жизненному смыслу. Стратагема же в отличие от неё, способна направлять движение мысли в конкретное заданное русло целостного смысла, а также создавать элемент общего видения центрального ядра ситуации и путей её эффективного решения»
2.2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕДПЕРСОНАЛА
В эпоху стремительно
развивающихся технологий и повышения
конкуренции организация
Как правило, во внешних учебных заведениях производится обучение новым или более углубленным навыкам: повышение статуса образовательного уровня, приобретения новой профессии.
Корпоративная система обучения является сильным мотивирующим фактором, так как способствует осознанию каждым сотрудником своих перспектив в организации. Эта система обучения может включать различные формы работы: дискуссии, круглые столы, конкурсы профессионального мастерства и др.
Для обучения медперсонала используют активные методы обучения:
• Производственные деловые игры;
• Блиц-игры;
• «Мозговой штурм»;
• Программированное обучение;
• Ситуационные игры.
Так, например, в производственной деловой игре «Возникновение чрезвычайной ситуации» медперсонал отрабатывает навыки правильного реагирования при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др. Может проводиться деловая игра «действия медперсонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции». Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.) [16, 56].
Чем быстрее и четче медперсонал будет действовать в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалисты, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки.
Блиц-игры обычно применяют в процессе работы со студентами, которые проходят учебно-производственную практику на базе стационара, и молодыми специалистами.
Целью блиц-игры является установление личного контакта с медперсоналом, а также определение объема и уровня их теоретических знаний по определенной теме. В основе блиц-игры лежит определенная ситуация. Например, при демонстрации учебного видеофильма с помощью коротких вопросов руководитель блиц-игры может выяснить насколько хорошо усвоена обучающимися новая тема.
Во время первой встречи медперсоналу дают задание описать свое первое впечатление о диспансере, руководителях. Таким образом, создается портрет конкретного сотрудника на основании коллективного впечатления. Затем полученную информацию анализируют.
Часто для обучения проводят ситуационные игры. Медперсоналу предлагают ситуацию, при которой необходимо выбрать оптимальный вариант [17, 89].
Для того, чтобы результат игры был более качественный перед игрой медперсоналу дают лекционный материал (см. Приложение 2). На основе полученных данных делают соответствующие выводы. Хорошо продуманный лекционный материал и целенаправленная деловая игра содействуют более прочному усвоению материала среди медперсонала. Это позволяет повысить качество работы среди медперсонала.
Медперсонал должен уметь самостоятельно мыслить, анализировать причинно-следственные связи, развивать у себя творческое мышление.
Для закрепления полученной на учебах информации медперсонал должен сдавать зачеты в устной и тестовой формах непосредственно главной медицинской сестре, эпидемиологу или конкретной категории специалистов (в зависимости от тематики). Для составления тестовых заданий используется утвержденная инструктивно-методическая информация, сборники технологий. Принятие зачетов не только помогает выявлять уровень индивидуальной подготовки медперсонала, но и позволяет анализировать работу старших медицинских сестер по обучению персонала, проведению конференций, технических учеб в отделениях. Также регулярные проверки знаний среднего медперсонала становятся мотивацией для его самоподготовки [18, 112].
Также должны быть разработаны критерии оценки деятельности среднего медперсонала, где непосредственно на рабочем месте можно получить представление о профессиональной деятельности и уровне знаний медперсонала. В комиссию по контролю качества обычно входят главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра, эпидемиолог, заведующая аптекой, специалист конкретной категории. Оценка деятельности медперсонала осуществляется по разделам работы для организации контроля и коррекции качества.
По результатам проверки
анализируется эффективность
Таким образом,
продуманная целенаправленная деловая
игра и работа по организации обучения
и повышения квалификации персонала
позволяет создать у
База исследования: отделение скорой помощи города Сегежи. Исследуемый контингент: 12 человек - фельдшера выездных бригад. Из 12 человек со стажем работы более 10 лет трое, со стажем до 5 лет пять, остальные со стажем работы более 15 лет. С высшей квалификационной категорией - 4 человека. Со 2 квалификационной категорией 4 человека, с первой – четыре человека. 11 человек женщины и один мужчина. В контрольной группе – 4 человека, все с высшей квалификационной категорией, со стажем работы более 15 лет. Контрольная группа выделена таким образом неслучайно. Изначально у нее больше преимуществ перед остальными – наличие высшей категории, большой стаж работы. При контрольном тестировании они будут опираться на предыдущий опыт и информацию, которую они почерпнули из лекционного материала. В случае получения положительных результатов в итоге экспериментальной работы эти результаты будут более убедительными.
Фельдшерам из обеих групп прочитана лекция на тему:
« Боль в груди. Причины. Клиника. Дифференциальная диагностика, лечение на догоспитальном этапе».
Через неделю после
прочтения лекции, с экспериментальной
группой будет проведена
Использованные методики при исследовании - тестирование, анкетирование.
24 декабря фельдшерам прочитана лекция , 28 декабря проведена ситуационная игра «Обслуживание вызова по поводу боли в груди». Игра направлена на усвоение лекционного материала.
11 января проведено контрольное тестирование.
Цель игры - Отработка навыка принятия диагностического решения в условиях ограничения времени, оказания неотложной помощи.
1.Бригада №1
Фельдшер Яковлева
Фельдшер Хромая.
2.Бригада №2
Фельдшер Зиновьева
Фельдшер Сергеев
3.Бригада №3
Фельдшер Смирнова
Фельдшер Дубровская
4.Статисты.
Информация о работе Деловая игра как метод обучения медицинских работников