Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа
Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.
Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков.
В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления [14]:
- предупреждение, психопрофилактика;
- преодоление, коррекция, реабилитация) .
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим. Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков [8].
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Профилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем [7].
Существуют разные формы профилактической работы [31].
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Вторая форма работы – информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Третья форма профилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
- тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников;
- тренинг обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
-
тренинг формирования
Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.
Четвертая форма – организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - уменьшение негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В различных формах профилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации работы выделяют следующие приемы профилактики [7]:
- индивидуальная;
- семейная;
- групповая.
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы профилактики:
-
комплексность (организация
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- позитивность информации;
- уменьшение негативных последствий;
- личностная заинтересованность и ответственность участников;
-
максимальная активность
- устремленность в будущее [8].
ГЛАВА 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения.
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения.
Исследование деятельности социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения у подростков проводилось на базе школы – интерната № 102 г.Москвы. В исследовании принимали участие 13 учащихся 7- го класса в возрасте 14-15 лет. Критериями оценки, отклоняющегося поведения послужили, сведения из классного журнала по успеваемости и посещаемости. Для выявления причин отклоняющегося поведения и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений и т.д. использовали социальный паспорт класса. В результате проведенных исследований было выявлено, что из 13 учащихся трое успевают на «4», 9 учащихся на «3» и один не успевает по двум предметам (русский язык и физика). Плохая успеваемость объясняется несколькими причинами:
Социальный паспорт класса показал, что только двое учащихся из полных семей, один ребенок из многодетной, все остальные имеют неполною семью с низким достатком. Признаков насилия в семьях не выявлено, попрошайничеством никто из учащихся не занимается. При опросе выяснилось, что большинство учащихся проявляют интерес к трудовой и спортивной деятельности (трое посещают секции борьбы). При этом следует отметить, что учащиеся класса редко принимают участие в общественных делах школы. Со сверстниками общаются активно, часто в агрессивной форме с использованием ругани и враждебных выкриков, особенно это проявляется по отношению к девочкам и учителям, объясняя это сложными отношениями с учителями и воспитателями. Алкоголь и никотин употребляют эпизодически.
Для выявления предрасположенности к отклоняющемуся поведению была использована методика диагностики, разработанная Волгоградским центром гуманитарных исследований и консультирования в 1992г. (Приложение 1). Она содержит семь шкал:
1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3. Шкала склонности к употреблению химических веществ и наркотиков - 20 пунктов.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6.
Шкала волевого контроля
7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
Проведенная диагностика выявила следующие предрасположенности к отклонениям: склонность к употреблению химических веществ и наркотиков составила 57,3%; склонность к преодолению норм и правил составила 37%; склонность к саморазрушению - 19,7%; склонность к социальной желательности – 43%; склонность к агрессии и насилию – 26,2%; склонность к делинквентному поведению составила 19,6% .
После проведения диагностики можно сказать, что у данной группы учащихся наблюдается средний уровень предрасположенности к отклоняющемуся поведению.
Данные результаты позволяют говорить
о необходимости проведения профилактикой
работы в форме активного социального
обучения социально-важным навыкам, воздействующим
на условия и причины, вызывающие такое
поведение, на ранних стадиях его проявления.
Реализовать эту работу следует в форме
групповых тренингов: тренингов обучения,
тренингов устойчивости к негативному
социальному влиянию, тренингов формирования
жизненных навыков и организации здорового
образа жизни. Кроме этого необходимо
проводить беседы с родителями и учителями
по ликвидации пробелов в знаниях и привлечении
детей к общественно-полезному труду.
2.2.
Коррекционно - развивающая
программа по профилактике
отклоняющегося поведения
у подростков в условиях
общеобразовательной
школы.
По результатам проведенной диагностики нами была разработана коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков.
Цель программы: формирование личностных качеств и социальных навыков подростка, позволяющих понять жизненные ценности и выбрать осознанную позицию.
Задачи программы:
Программа включает 10 занятий, которые проводятся с целым коллективом учащихся (не менее 6 человек) в возрасте 11 – 15 лет.
Занятия необходимо проводить в помещении, где есть возможность, как рассадить участников в круг, так и за партами для создания доверительной и безопасной обстановки в группе. Кроме того, в помещении должна быть возможность для свободного перемещения учащихся как отдельно, так и небольшими группами. Занятия целесообразно проводить в неурочное время.
Рекомендации по формам проведения занятий.
Из всех предлагаемых форм занятий по проблеме профилактики отклоняющегося поведения у подростков наиболее интересной представляется структура занятий, предложенная Белогуровым С.Б., Климовичем В.Ю.[4], где основными структурными элементами являются приветствие ведущего и игра – активатор, дискуссия, ролевая игра, итоговый круг «Интересное - полезное» В работе по программе должны быть привлечены: классные руководители, психологи, социальные педагоги, врачи.
Программа курса
Наименование занятий |
Количество часов на тему |
Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы (игра, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 2. Умеем ли мы слушать? (игра, упражнение, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие
3. Почему мы конфликтуем? (ролевая игра,
дискуссия, итоговый круг). |
2 |
Занятие 4. Как вести себя в конфликте? (игра, упражнение, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 5. Что я ищу в дружбе? (игра, упражнение, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 6. Как табак воздействует на организм человека? (игра, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 7. Как алкоголь воздействует на организм человека? (игра, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 8. Что нам известно о психическом здоровье? (ролевая игра, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 9. Как быть уверенным в себе? (игра, упражнение, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Занятие 10. Умеем ли мы уважать себя? (игра, упражнение, дискуссия, итоговый круг). | 2 |
Итого: | 20 |