Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.

Содержание

Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 20.022.doc посл..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Быстрый круг

     Можно ли радоваться жизни, иметь хороших друзей и не быть одиноким без алкоголя? (Для этого нужно вести здоровый образ жизни, а это значит: заниматься спортом, развивать себя интеллектуально и духовно, другое.)

Итоговый круг «Интересное - полезное»

  • Ведущий:

Спасибо всем. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным. Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов. 

Занятие 8. Что мы знаем о психологическом здоровье?

  • Ведущий:

Здравствуйте! Сегодня  на занятии мы поговорим о психологическом здоровье человека, о возможности влияния людей на него. Но прежде поиграем в игру «Трясина».

Игра-активатор  «Трясина»

     Один доброволец встает в середину круга, образованного учащимися. Необходимое условие: учащиеся стоят за линией круга, но нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен затянуть кого-нибудь внутрь круга. Тот, кто переступил линию, попал в трясину. Теперь они уже затягивают вдвоем. Затянув третьего, тянут четвертого и так далее, пока все не окажутся в центре круга.

  • Ведущий:

     Итак, что же такое психологическое здоровье? Специалисты определяют его как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и при котором поведение и деятельность личности адекватны окружающей действительности (Словарь под редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.П., 1990). В современном обществе существует возможность влиять на психологическое здоровье людей как положительно, так и отрицательно. В последнее время одним из факторов отрицательного влияния на психологическое состояние молодежи и подростков является потребление наркотических средств.

Каким образом  подросткам предлагают психоактивные вещества?

Ролевая игра

Ситуация 1.

Денис приехал  на лето к своим родственникам  на отдых. Однажды его взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой его дядя открыл бутылку спиртного и выпил вместе с другом. Через некоторое время он опять налил себе, другу, а в третий стакан налил немного и его протянул Денису. Он сказал ему: «Бери, не бойся. Я же твой родной дядя, разрешаю немного попробовать, чтобы теплее было...»

Ситуация 2.

Маша - новенькая  и пока никого в классе не знает. Сегодня в школе дискотека, к ней подходит одна из популярных девочек/б клас се, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея «колеса». Маша хочет отказаться от таблеток, но боится потерять престижную компанию.

Дискуссия «Обсуждение  игр»

1. Почему окружающие  хотят заставить героя употребить  опасное вещество?

2. Какие чувства  испытывает главный герой?

3. Какие чувства  испытывают его оппоненты?

4. Что могло  бы случиться потом, если бы  главный герой отказался употреблять психоактивные вещества?

5. Что могло  бы случиться потом, если бы  главный герой согласился употреблять психоактивные вещества?

6. Как еще  можно поступить главному герою,  чтобы избежать приема психоактивных  веществ?

  • Ведущий:

Расскажите о  том, как кому-либо из ваших знакомых или друзей • предлагали закурить, выпить алкогольный напиток или принять наркотики. Не нужно называть ничьих имен, говорите «одному моему знакомому» или «знакомой». Опишите, что происходило, при каких обстоятельствах и кто при этом присутствовал.

Как отказаться от предлагаемых наркотиков?

  • Ведущий:

Приведите возможные  приемы отказа, а я буду записывать их на листе ватмана:

1. Отвечать «нет»,  несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.

  • «Нет, я не хочу неприятностей».
  • «Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция».
  • «Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями».

2. Обходить стороной  место и людей, где могут предложить наркотики.

3. Сменить тему, т.е. заговорить о чем-то другом.

  • «А ты смотрел вчера футбол по телевизору?»
  • «Нет, я за рулем».
  • «Мне вчера купили роликовые коньки. А ты умеешь кататься на роликах?»

4. Сказать, что  не хотите.

  • «Мне не хочется умереть молодым».
  • «Нет, спасибо, препаратов не хочу».
  • «Я не собираюсь загрязнять организм».

5. Испугать, сказать,  что они могут заболеть гепатитом,  СПИДом.

  • «От этого можно заразиться СПИДом».
  • «Ты можешь заболеть гепатитом».

6. Найти в  компании человека, который поддержит  твою позицию.

Быстрый круг

По каким причинам ребята хотят или соглашаются принять наркотики?

Мотивы употребления наркотиков:

  1. интерес к возникающим ощущениям;
  2. как дань моде;
  3. от скуки;
  4. облегчить общение;
  5. как средство поднятия настроения;
  6. возможность уйти от проблем;
  7. из чувства обиды на близких

Дискуссия

1. Человек, предлагающий вам наркотики, улучшает или ухудшает ваше здоровье?

2. Как влияют  алкоголь, табак, наркотики на  психологическое здоровье человека? (Наркотики моделируют психические  заболевания.)

Мнение специалиста:

«В мозге потребителей наркотиков, алкоголя и табака создаются нейрохимические механизмы психических расстройств, аналогичных тем, - которые возникают при психических заболеваниях...». (Карпов A.M. Самозащита от наркомании, с. 14)

3. Психологически  здоровый человек - каков он? (Такой человек устойчив, уравновешен и способен противостоять тем влияниям, которые стремятся нарушить его целостность. Его поведение и деятельность адекватны условиям окружающей действительности.

4. По каким  признакам можно судить о психологическом  здоровье человека?

Признаки психологического здоровья: •оптимизм;

  • уравновешенность (владение негативными эмоциями);
  • уверенность в себе;
  • самоуважение;
  • контроль;
  • самообладание;
  • свободное, спонтанное проявление чувств;
  • сохранность привычного самочувствия;
  • способность к творчеству;
  • дисциплина ума.

Итоговый круг «Интересное - полезное»

     Большое всем спасибо. Все хорошо работали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным. А может быть, что-то показалось неправильным и обидным. Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 9. Как  быть уверенным в себе?

Материалы для  занятия два мяча

  • Ведущий:

     Добрый день! Я очень рада встрече с вами. Каждому хочется быть принятым и признанным в кругу своих сверстников, располагать к себе, нравиться людям. Можно без преувеличения сказать, что в современном мире умение нравиться людям, умение подать себя является ключом к решению многих жизненных проблем. И поэтому тема нашего сегодняшнего занятия: «Как быть уверенным в себе?» Но прежде поиграем в игру «Зеркало». *

Игра-активатор  «Зеркало»

В парах один человек повторяет движения другого. Вариант вся группа повторяет движения одного.

Цель игры: улучшение  межличностного взаимодействия.

Дискуссия

     Ребята, как вы понимаете выражение «неуверенный в себе человек»? Как неуверенность проявляется в поведении?

> Ведущий:

Существуют приемы преодоления неуверенности:

• Мысленная  репетиция своего идеального поведения  перед тем, как оно реализуется  в действительности.

• Составление  предстоящего выступления.

• Поведение  в роли героя - очень уверенного, напористого, активного.

Упражнение «Оратор»

     Задается тема выступления. Кто-то выходит на импровизированную трибуну и высказывается на заданную тему.

Для того чтобы  стать хорошим оратором, необходимо соблюдать следующие правила:

• Начинайте  речь с сильным и настойчивым  стремлением достичь своей цели.

• Нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь  говорить.

• Проявляйте уверенность. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить уверенно.

• Практикуйтесь! Практикуйтесь! Практикуйтесь!

Дискуссия «Что такое чувство уверенности и  как его повысить?»

1. Каким вы  представляете уверенного в себе  человека?

Уверенная в  себе личность обладает способностью:

открыто говорить о своих желаниях и требованиях;

отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», когда  это необходимо;

открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах;

устанавливать контакты, начинать и заканчивать  разговор;

принимать похвалу.

2. Что повышает чувство уверенности человека в себе? Пояснение для ведущего

Чувство уверенности  в себе повышает:

значительные  успехи в учебе, спорте, общении со сверстниками и взрослыми;

умение принимать  ответственность за результаты своих  поступков;

реально поставленные цели, согласно которым действует человек;

принятие своих  ошибок и недостатков;

признание своей  уникальности.

4. Нужны ли  уверенному человеку психоактивные  вещества?

Упражнение «Совет другу»

Посоветуйте своему другу, как быть уверенным в себе.

Итоговый круг «Интересное - полезное»

     Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу все скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 10. Умеем  ли мы уважать себя?

Материалы для  занятия

Листы бумаги по количеству участников, карандаши, ручки. Дипломы или подарки для награждения.

  • Ведущий:

      Здравствуйте! Как ваши дела? Тема нашего сегодняшнего занятия: «Умеем ли мы уважать себя?» Задумывались ли вы над вопросом: «Кто я? За что меня ценят?» Занимаясь поиском своего «я», поиском признания в обществе, особенно в молодости, люди в первую очередь обращают внимание на внешность, популярность, благосостояние. На самом же деле 
мы больше ценим людей не за их внешние, а за внутренние качест- 
ва. А какими качествами обладаете Вы?

Игра-активатор  «Ладошка»

Информация о работе Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы