Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.

Содержание

Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 20.022.doc посл..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

    

     После занятий по программе профилактики была проведена повторная диагностика (с использованием методики диагностики,  разработанной Волгоградским  центром гуманитарных исследований и консультирования в 1992г.), которая выявила некоторое улучшение в предрасположенности к отклоняющемуся поведению: так процент склонности к употреблению химических веществ уменьшился на 2% и составил 55, 3% (первоначально   57,3%); склонность к преодолению норм и правил уменьшилась на 0,5% и составил 36,5% (37%); склонность к саморазрушению составила 15,5%, что тоже ниже первоначальных результатов (19,7%); склонность к агрессии и насилию тоже снизилась и составила 23,2% (26,2%); склонность к деликвентному поведению снизилась незначительно и составила 18,5% (19,6%). Незначительное уменьшение в склонности к преодолению норм и правил и склонности к делинквентному поведению говорят о том, что к работе по профилактике необходимо привлекать учителей по граждановедению и  инспекторов по делам несовершеннолетних для проведения бесед по вопросам права с учащимися и их родителями.  
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Целью данной работы было исследование отклоняющегося поведения у подростков и разработка коррекционной–развивающей программы по профилактике этих отклонений.  В ходе работы были проанализированы подходы к понятию отклоняющегося поведения и установлено, что под отклоняющимся поведением следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности учащегося, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленных отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы и безнадзорностью.  То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

     Черты отклоняющегося поведения могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешним благополучным поведением. Подросток с отклоняющимся поведением обычно является психически нормальными и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизни, но способен усваивать информацию.

     Специалисты психолого-педагогической и социальной службы образовательного учреждения, могут успешно справиться с ранним выявлением и коррекцией отклоняющегося поведения подростков. Принципы работы и диагностики отклоняющегося поведения хорошо представлены в  изученной литературе на основе, которой была создана коррекционная программа. Данная программа создана для учащихся 7 класса школы – интерната № 102, имеющих различные проявления и причины отклоняющегося поведения. 
 

 

Список  литературы. 

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезодаптация несовершеннолетних.- Свердловск: Уральский  университет, 1996
  2. Басаева Н.В. О борьбе в вредными привычками в школе. – М.: Из-во АПН РФ, 2007
  3. Гребцов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006;
  4. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических материалов. М.: Центр «Планитариум», 2001, 82с.
  5. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности – М.; Перспектива, 2009;
  6. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов – М, 1994.
  7. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
  8. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Система первичной профилактики наркотизации в условиях общеобразовательного учреждения – М.: Центр «Школьная книга», 2004
  9. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 2009.
  10. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М, 1986
  11. Змановская Е.В. Девиалогия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
  12. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1996.
  13. Зюбин, Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 2002
  14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М, 2002.
  15. Ковалев, Г.А. Основные направления использования методов активного  социального обучения в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический журнал.  – 2009. – № 1. – Т.2 - С.127 – 136.
  16. Конституция Российской Федерации. – М.:Приор,  2002 г.
  17. Конвенция ООН о правах ребенка. – М.:Приор,  2001 г.
  18. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М.,1986
  19. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова,  Н.П. Слободяник – М. 1999.
  20. Левитов, Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять/ Н.Д. Левитов – М, 1961.
  21. Максимова Н.Ю. О склонности подростков аддитивному поведению. – М.: «Психологический журнал», 1996
  22. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения – СПб.: Речь, 2007;
  23. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 1994.
  24. Невский, И.А. Трудный успех/ И.А. Невский – М,1981.
  25. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова.– М, 1991
  26. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995
  27. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова–  М, 2006.
  28. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М, 2007.
  29. Пидкасистый А.Е.  Педагогика /Под ред. А.Е. Пидкасистого. – М, 2008.
  30. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск, 2004.
  31. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я – М.; Генезис, 2007
 
 

 

Приложение

Приложение 1

   Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Волгоградским  центром гуманитарных исследований и консультирования в 1992г)

   В целом опросник включает 98 неповторяющихся  пунктов-утверждений.

   Ключи и процедура подсчета тестовых баллов.

     Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на 1S измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1S, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для "делинквентной" подвыборки.

   Ключи

   1. Шкала установки на социально-желательные ответы:

   2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

   2. Шкала склонности к преодолению  норм и правил:

   1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

   3. Шкала склонности к аддиктивному  поведению:

   14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

Опросник 
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. 
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях. 
4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями. 
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастет «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни. 
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили. 
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 
8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь. 
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем. 
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни. 
13. Я всегда говорю только правду. 
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально. 
15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам. 
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. 
17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить. 
18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и, где он хочет. 
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. 
20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку. 
21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено. 
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение. 
23. Я иногда не слушаюсь родителей. 
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. 
25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом. 
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. 
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 
28. Иногда мне так хочется сделать себе больно. 
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». 
30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. 
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсичные вещества. 
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. 
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться. 
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно». 
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков. 
36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. 
37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал. 
38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. 
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. 
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил. 
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 
45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. 
46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально. 
47. Иногда я скучаю на уроках. 
48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то обязательно потребую от него извинений. 
49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю. 
50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. 
51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. 
52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. 
53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. 
54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. 
55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих. 
56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей. 
57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 
58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. 
59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 
60. Мне нравится быть в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. 
61. Меня раздражает, когда девушки курят. 
62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. 
63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. 
64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. 
65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. 
66. Я смог бы своею рукою казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. 
67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 
68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. 
69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. 
70. Иногда у меня бывает такое настроение, что готов первым начать драку. 
71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руки вещь и ломал ее. 
72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. 
73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. 
74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. 
75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 
76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. 
77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально. 
78. Я часто не могу сдержать свои чувства. 
79. Бывало, что я опаздывал на уроки. 
80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 
81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. 
82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. 
83. Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания. 
84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. 
85. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 
86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 
87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. 
88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. 
89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком. 
90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. 
91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью, и не повлечет наказания. 
92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. 
93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. 
94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить. 
95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. 
96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу. 
97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям 
98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
 
 

Приложение 2

Содержание  коррекционно – развивающей программы

по профилактике отклоняющегося поведения у подростков.

Занятие 1. Знакомство. Правила  групповой работы

Цель  занятия

1. Развить  навыки правильного знакомства.

2. Познакомиться  с учениками и познакомить учащихся друг с другом.

3. Осознать  нормы поведения и взаимоотношений  друг с другом.

План  занятия

1. Приветствие  ведущего и игра «Интервью»

2. Игра  «Поиск общего».

3. Дискуссия  «Что представляет из себя  группа ребят?»

4. Установление  правил групповой работы.

5. Распределение  ролей в группе.

6. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 2. Умеем ли мы слушать?

Цель  занятия

1. Дать  понятие, что значит слушать.

2. Сформировать  у учащихся способность выслушивать  друг друга.

3. Выяснить, как сделать так, чтобы тебя услышали и слушали. 
План занятия

1. Приветствие  ведущего и игра-активатор «Испорченный  телефон».

2. Дискуссия.

3. Упражнение  «Игра в слушание».

4. Упражнение  «Умейте выслушать».

5. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 3. Почему мы конфликтуем?

Цель  занятия

1. Дать  представление о конфликте.

2. Выявить  основные причины возникновения  конфликта.

3. Показать  роль конфликта в человеческих  взаимоотношениях 
и развитии человеческой личности.

План  занятия

1. Приветствие  ведущего и игра-активатор «Построиться по..»

2. Дискуссия  «Почему мы конфликтуем?».

3. Ролевая  игра

3. Быстрый  круг «Признаки конфликтной ситуации».

4. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 4. Как вести себя в конфликте? Цель занятия:

1. Показать  исторический путь развития конфликта в человеческом обществе.

2. Познакомить  учащихся со способами разрешения  конфликта.

3. Выработать  навык разрешения конфликта, используя  принципы  позитивной коммуникации.

План  занятия:

1. Приветствие  ведущего и игра-активатор «Пойми  меня».

2. Дискуссия  «Как вести себя в конфликте?»

3. Микросценки  «Как выйти из конфликта?»

4. Конкурс  «Я прошу у вас прощения».

5. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 5. Что я ищу  в дружбе?

Цель  занятия

1. Познакомить  учащихся с понятием «дружба».

2. Сформировать  у учащихся представление о  ценностях дружбы.

План  занятия

1. Приветствие  ведущего и игра-активатор «Слепой  паровозик».

2. Дискуссия:  «Что я ищу в дружбе?»

3. Несколько  строгих запретов для верных  друзей.

4. Быстрый  круг.

5. Упражнение  «Опора».

6. Дискуссия.

7. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 6. Как воздействует табак на организм человека?

Цель  занятия

1. Выявить  причины употребления табака.

2. Познакомить  с немедленными и отдаленными  последствиями 
курения.

3. Разъяснить  вред пассивного курения для человека.

4. Выработать  негативное отношение к курению. 
План занятия

1. Приветствие  ведущего и игра-активатор «Да  - Нет».

2. Дискуссия:  «К чему может привести употребление  табака?»

3. Игра  «Что можно купить на деньги  курильщика?»

4. Способы отказа от предложенной сигареты.

5. Итоговый  круг «Интересное - полезное».

Занятие 7. Как воздействует алкоголь на организм человека?

Цель  занятия

1. Сформировать  представление о вредном воздействии  алкоголя на организм человека.

2. Выработать  у учеников отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь.

Информация о работе Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы