Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.

Содержание

Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 20.022.doc посл..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

4. Проявляйте  к собеседнику искреннее внимание.

5. Не  перебивайте собеседника, пока он не выговорится.

Итоговый  круг «Интересное-полезное»

  • Ведущий:

Большое всем спасибо. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом уроке  для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, что-то показалось неправильным или обидным. Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 3. Почему мы конфликтуем?

  • Ведущий:

Здравствуйте! На прошлом занятии мы вели с вами разговор об умении слушать. Поделитесь своими наблюдениями и впечатлениями от выполненного задания. Сегодня тема нашего занятия «Почему мы конфликтуем?». Чтобы вы настроились на занятие, я предлагаю вам сыграть в игру.

Игра-активатор  «Построиться по...»

Ведущий дает команду, и ученики на свободном  от стульев месте стараются как можно быстрее без обсуждения построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:

По росту;

1. По  дням рождения (с 1 января по 31 декабря);

2. По  длине волос;

3. В  алфавитном порядке по именам.

  • Ведущий:

Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта  игра наглядно показывает, что мы можем договариваться без слов. Но порой между людьми возникают ссоры или конфликты.

Дискуссия «Почему мы конфликтуем?»

1. Как  вы понимаете, что такое конфликт?

Конфликт - это противоречие или отсутствие согласия между двумя и более  сторонами.

2. По  каким причинам возникают конфликты?

Конфликты происходят чаще всего тогда, когда  люди в чем-то друг с другом не согласны.

  • Ведущий:

Сейчас  назовем и запишем на доске  причины возникновения конфликтов. Причины конфликтов

1. Разность  характеров.

2. Нетерпимое  отношение друг к другу.

3. Неуважение  к чувствам другого человека.

4. Неумение  слушать человека.

Ролевая игра

  • Ведущий:

     Давайте попробуем разыграть конфликтную ситуацию на примере Саша не хочет дружить с Витей, который его подвел во время игры в футбол. Кто хочет участвовать в игре? Каждый участник пусть выберет для себя роль. В течение 5-10 минут эти ситуации нужно будет разыграть и вместо его персонажей принять решение.

  • Ведущий:

     Как вы считаете, удалось ли участникам игры разрешить конфликтную ситуацию? На чьей вы стороне? Что помогло или помешало разрешить эту ситуацию?

Быстрый круг «Признаки конфликтной ситуации»

     По каким признакам можно заключить, что ситуация конфликтная?

  • Ведущий:

     Как мы видим, каждый из нас когда-то сталкивался с конфликтной ситуацией. Только ли отрицательный опыт мы выносим из нее? Конфликт дает возможность разобраться в себе и в своих взаимоотношениях с другим человеком, насколько он дорог нам, насколько мы дорожим его дружбой и доверием.

Итоговый  круг «Интересное - полезное»

     Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу все скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 4. Как вести себя в конфликте? Цель занятия:

 Ведущий:

     Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами вели разговор о конфликте и причинах его возникновения. Сегодня на занятии мы продолжим разговор о конфликте и стилях поведения в нем. Чтобы вы настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в игру «Пойми меня».

Игра  – активатор «Помни меня»

  • Ведущий:

     Хорошие отношения между людьми зависят от того, насколько точно они воспринимают информацию, передаваемую друг другу. Иногда нам кажется, что мы понимаем друг друга, в то время как каждый домысливает слова собеседника, как ему вздумается. Давайте проделаем следующее упражнение. Сообщите вашему собеседнику утверждения, которые вы считаете истинными. Он должен повторить сказанное вами, стараясь подражать вашему голосу, интонации, выражению лица, позе. Если ваш собеседник не ошибся и все точно повторено, сообщите ему об этом. Будьте искренними. Затем поменяйтесь ролями и выполните то же самое.

  • Ведущий:

     Как видите, для человека очень важно уметь слушать и видеть другого человека. В противном случае мы начинаем делать неверные выводы, и это может привести к непониманию, конфликту.

Дискуссия «Как вести себя в конфликте?»

1. Какие  знания нам необходимы для  решения конфликтов?

2. Умеем  ли мы вести себя в конфликтной  ситуации? Как необ- 
ходимо поступать, чтобы конфликты быстрее решались? (Выслушиваются мнения ребят. Им можно можно предложить алгоритм разрешения конфликтной ситуации, предложенный Ш. и Боуэр Г. (Барлас Т.В. Популярная психология. С. 103).

Пояснение для ведущего.

Схема включает 4 ступени:

1. ступень  - максимально конкретно и объективно  опиши человеку, вовлеченному в конфликт, ситуацию, которая тебя не устраивает.

2. ступень  - расскажи о своих мыслях и  чувствах по поводу ситуации.

3. ступень  - предложи свой вариант поведения  в данной ситуации.

4. ступень  - сообщи (но не в виде ультиматума)  как ты видишь последствия развития данной ситуации: положительные, в случае успешного разрешения конфликта, или отрицательные, если ничего не изменится.

  • Ведущий:

     Неразрешимых ситуаций не бывает, поэтому мы сегодня научимся находить конструктивные выходы из конфликта, выбирать конструктивное поведение.

Конструктивное  разрешение конфликта предполагает:

  • понимание обеими сторонами различий, недоразумений;
  • устранение агрессивных позиций;
  • поиск компромисса, умение идти на уступки друг другу;
  • поиск возможности взаимодействия, сосредоточение на общем.

    Микросценки «Как выйти из конфликта?»

А сейчас мы устроим маленький театр. Кто хочет быть актером? Мне нужно шесть человек: четыре девушки и два молодых человека.

  • Ведущий:

Давайте приступим к игре. Постарайтесь придерживаться четырехступенчатой схемы разрешения конфликта.

Сценка  № 1. Папа ругает дочь за то, что она  пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

Сценка  № 2. Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

Сценка  № 3. Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.

  • Ведущий:

     Ну что, «артисты», готовы? Вы, ребята, сейчас посмотрите эти сценки и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие чувства испытывают участники?» Найдите пути выходы из сложившихся конфликтных ситуаций ( Учащиеся показывают подготовленные сценки. После показе каждой ведущий обсуждает с классом насколько удалось участникам игры придерживаться схемы разрешения конфликта).

  • Ведущий:

     Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения. Сейчас вашему вниманию предлагается конкурс «Я прошу у вас прощения».

Конкурс «Я прошу у вас прощения»

     Вы сейчас разобьетесь на группы по 3-4 человека и придумайте свое извинение, за что - решите сами. Но произнесите так, чтобы после какой-то размолвки к вам испытали самые нежные и теплые чувства. В конце конкурса каждая группа анонимно поставит на листе ватмана оценки (по пятибалльной системе) за выступление, кто был более искренен. На подготовку отводится 5 минут.

Итоговый  круг «Интересное - полезное»

     Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу все скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 5. Что я ищу в дружбе?

  • Ведущий:

     Здравствуйте! Очень приятно всех вас видеть снова. Как ваши дела? Тема нашего сегодняшнего занятия посвящена дружбе. Мы попытаемся с вами найти ответ на вопрос «Что я ищу в дружбе?» Но прежде поиграем.

Игра-активатор  «Слепой паровозик»

      Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине, нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Цель  игры: разрядка, сплочение, опыт ответственности, доверия или недоверия партнеру.

  • Ведущий:

Обратимся к теме нашего занятия «Что я ищу  в дружбе?»

Дискуссия «Что я ищу в дружбе?»

1. Что  значит слово «дружба»?

2. Какого  человека мы называем другом?

3. Кого  мы называем «закадычным другом»  и почему?

4. Какими  качествами должен обладать настоящий  друг?

5. Что  ты хочешь развить в себе, чтобы  стать настоящим другом?

6. Может  ли настоящий друг предложить  сигарету, алкоголь, наркотики?

7. Какие  бывают мотивы дружбы?

8. За  что люди ценят дружбу?

9. Могут  ли ссориться друзья?

10.Может  ли папа (мама) быть другом?

Несколько «строгих запретов» для верных друзей

1. Не  бросай друга в беде одного.

2. Никогда  не лги другу.

3. Не  зазнавайся.

4. Не  отвергай дружеских советов, помощи  и замечаний.

5. Не  спорь с другом по пустякам.

6. Ни  в чем не завидуй другу.

7. Не  имей секретов от верного друга.

8. Не  предавай друга.

9. Не  смейся над ошибками друга,  лучше помоги ему исправиться.

10. Не  жадничай. Поделись с другом тем,  что есть у тебя.

Быстрый круг

Как ты познакомился со своим другом?

Упражнение  «Опора»

     Два участника становятся спинами, опираются друг на друга, расслабившись и отдав всю тяжесть опоре. В другом варианте держать своего партнера, пренебрегая своим удобством.

Дискуссия

1. В  каком случае стоять удобнее?

2. Когда  стоять хотелось дольше?

3. Что  легче - опираться или поддерживать?

Итоговый  круг «Интересное - полезное»

     Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу все скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие 6. Как воздействует табак на организм человека?

Материалы для занятия

Образцы табачной рекламы из газет и журналов для обсуждения.

Информация о работе Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы