Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность.
4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
61. Затруднение в педагогическом общении
(в сканере)
62. Понятие конфликта в педагогическом общении
(в сканере)
63. Типы и причины пед. конфликтов
(в сканере)
64. Виды стилей педагогической деятельности
65. Пути разрешения
66. Педагогическая социальная перцепция
67.Социально психологический микроклимат в пед. коллективе
С точки зрения А.С. Макаренко, коллектив это – «свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это самостоятельный организм, в здоровом человеческом обществе». Коллектив представляет собой наивысший уровень развития малой группы.
Социально-психологический
микроклимат – система
Принципы управления педагогическим коллективом:
Методы управления педагогическим коллективом:
68. Профессиональные деформации личности педагога
В процессе
профессионального развития личность
человека претерпевает некоторые изменения,
приобретает некоторые
Факторами,
усиливающими влияние профессии
на личность педагога являются: изменение
мотивации трудовой деятельности; возникающие
стереотипы мышления, поведения, деятельности;
эмоциональная напряженность
а) социальное старение: Перестраивается мотивация; Слабеют интеллектуальные процессы; Изменяется эмоциональная сфера.
б) нравственно-этическое старение: Навязчивое морализирование; Преувеличение заслуг своего поколения и др.
в) профессиональное старение: Переоценка значения опыта своего поколения; Трудности освоения новых средств труда; Снижение темпа профессиональных функций и др.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя.
С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.
Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей.
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность.
69. Управление педагогическим коллективом
Педагогическая деятельность носит коллективный характер, в ней трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи или других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности. Совокупное воспитательное воздействие на обучающегося связано с таким понятием, как педагогический коллектив. Настроение каждого учителя, его работоспособность, психическое и физическое самочувствование получило название психологического климата коллектива.
70. Влияние педагога на развитие детского коллектива
развитый
детский коллектив представляет
собой необходимое условие
Формирование личности требует организации системы многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность при соподчинении целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности, является не одним из ряда важных воспитательных принципов, а особым, качественно своеобразным подходом к формированию растущего человека как личности.