Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.
Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников
В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.
Детям давалось образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовался прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовались дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это? », «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».
В качестве наглядной опоры предлагалось детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стали использоваться загадки-описания. Так, сначала учили детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждали детей использовать схему самостоятельно.
Далее один из интересных приемов
это «Работа с сюжетными
В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
Игра «Реклама» с
Применялось при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуры рассказа. Этот прием подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.
В игре «Магазин игрушек» ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему- модель, а продавец - отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания было требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми был соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).
Словесное творчество - наиболее сложный
вид творческой деятельности детей.
Особенности творческого
В результате речь детей стала грамматически
правильная, расширился их словарный
запас, дети легко пользовались схемами
- моделями, свободно пользовались структурой
сюжетного повествования. Речь детей
стала логична и
2.Экспериментальное исследование развитие средствами связной речи посредствами дидактических игр
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №58 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Чехова, 38. в средней группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 4-5 лет, в течение 2012/2013 учебного года. Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек.
Списочный состав групп представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Списочный состав групп дошкольников, принимавших участие в исследовании
№ |
Экспериментальная группа |
№ |
Контрольная группа |
1 |
Данил А. |
1 |
Арина И. |
2 |
Алексей А. |
2 |
Данил Т. |
3 |
Илья Л. |
3 |
Дима Е. |
4 |
Дима О. |
4 |
Катя К. |
5 |
Денис П. |
5 |
Ксюша А. |
6 |
Аделя С. |
6 |
Ксюша С. |
7 |
Саша Х. |
7 |
Лера Г. |
8 |
Лейсан Х. |
8 |
Лиза Л. |
9 |
Кирилл Ш. |
9 |
Лиза П. |
10 |
Артем Я. |
10 |
Люба Е. |
11 |
Максим Т. |
11 |
Марат М. |
12 |
Витя Ч. |
12 |
Маша Б. |
Экспериментальное исследование проводилось в период с октября 2012 по март 2013 года и включало в себя два этапа:
1. Констатирующий – октябрь 2012 г. - изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное
обучение состояло из пяти этапов, каждый
из которых включал четыре занятия. Обучение
осуществлялось в течение пяти месяцев
(октябрь-март). Проводилось одно занятие
по
рассказыванию в неделю, специальные упражнения
включались как
часть занятия по ознакомлению с окружающим,
с художественной литературой. В контрольной
группе (того же детского сада) обучение
велось по конспектам, разработанным в
лаборатории развития речи НИИ
дошкольного воспитания АПН СССР, но без
специального обучения -
структурным элементам высказывания.
На I этапе обучения детей учили понимать тему высказывания, тематическое единство и различие, видеть соответствие содержания теме высказывания, озаглавливать тексты (рассказы, стихотворения), определять тему собственного высказывания (по рисунку).
Тема - это
та основная мысль, которую дети должны
понять как
при восприятии литературных произведений,
так и при построении
собственных высказываний.
На первом занятии давалось представление о том, что тема -это то, о чем говорится в рассказе, стихотворении, то, что мы ,отражаем в рисунках, на картинах. Дети слушали рассказ А.Толстого . "Пожарные собаки" и определяли, на какую тему он написан.
На следующем занятии дети прослушивали сразу два стихотворения "Лето" и "Зима" И.Сурикова и определяли тему стихотворений.
Затем читалось
стихотворение "Черемуха" Е.Благининой
стихотворение С.Есенина с тем же названием,
чтобы подчеркнуть тематическое единство
произведений разных жанров. С этой же
целью предлагали послушать и рассказы,
написанные на одну и ту же тему.
На третьем,
занятии закреплялось представление о
теме. Детям
предлагали нарисовать рисунки на одну
тему о зиме. Воспитатель обращал внимание
на то, как много разных рисунков, с разным
содержанием можно нарисовать на одну
и ту же тему.
На этом же занятии дети упражнялись в подборе точных названий к рисункам, рассказам, стихотворениям.
Для закрепления
знаний в уголке книги проводились
игры-упражнения. Детям предлагалось по
обложкам, иллюстрациям определить
тематику книги.
В результате первого этапа работы дети быстро и правильно стали определять тему рассказов, стихотворений, рисунков, научились видеть и определять тематическое сходство и различие, подбирать более точное название рассказам, замечать соответствие или несоответствие названия содержанию (рассказа, стихотворения, рисунка).
На II этапе обучения формировались знания о том, как строится начало. Детям объясняли, что любой рассказ тлеет начало, из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чем будет рассказываться в тексте дальше, где и когда произошел тот или иной случай. Читался рассказ С.Аксакова "Сурка", первая часть в рассказе опускалась. После чтения задавался вопрос: «Какой части в рассказе не хватает?»
После наводящих вопросов дети вместе определяют, что в рассказе отсутствует начало. Воспитатель предлагает детям вариант начала, они заканчивают предложения, начатые воспитателем. "В нашем дворе... (жила собака). У нее... (были щенки). Всех щенков раздали.. (а одного щеночка оставили). Собака убежала.... (и щеночек остался один). Он стал... (жалобно пищать)". В скобках даны варианты ответов детей, которые они выбрали после обсуждения. Такой прием помогает отбирать словосочетания, наиболее подходящие по смыслу и по форме. На этом же занятии дети подбирали разные зачины для рассказа, придумывали рассказу, свое название а воспитатель в конце занятия читал весь авторский рассказ и его название.
На следующем занятии закреплялось представление детей о том, как строится зачин, какими словами можно начинать рассказ. Детям предлагалось послушать рассказ., в котором опускалось начало:
«...мой брат держал-держал в руках часы и все думал, почему они там тикают, как будто тихонько о чем-то просят: "тик-так, тик-, так". И вдруг он решил, что часы хотят молока, взял чашку с молоком и опустил туда часы. Часы сразу замолчали. Пришлось, папе сдавать часы в ремонт". Дети после вопроса воспитателя сразу определили, что в рассказе нет начала ("Надо рассказать, где мальчик ... взял часы"), и придумали содержание недостающей части.
Мы обучали детей разным зачинам. Например, задавался "динамический" зачин, тлеющий прямой порядок слов в начинающийся с подлежащего, с обстоятельства места или времени. Воспитатель начинал предложение, дети его заканчивали "Мама оставила... (часы на столе)". Предлагался и другой вариант зачина: " У меня есть младший брат Витя. Он такой... (любопытный), ему все... (надо, знать)". После этого дети продолжали содержание рассказа.
На третьем
занятии мы закрепляли правила построения
зачина,
обучили разным способам оформления начального
предложения и пере
ходу к основной части текста. Детям предлагалось
придумать разные
варианты зачинов к серии сюжетных картин.
Первое слово говорил
воспитатель, дети развертывали мысль
и заканчивали предложение.
На этом же занятии дети выполняли упражнения
на подбор синонимов,
на составление сложных предложений, на
отбор слов, наиболее подходящих для контекста.
На четвертом занятии детям предлагалось составить разные варианты начала, но уже без картинок, а на основе прослушанного рассказа, воспитателя. Дети стали использовать, временной зачин, выраженный обстоятельством времени "однажды".
Детям предлагалась серия сюжетных картин ("Петин скворечник" 7 картинок), содержание которых последовательно отражает действия мальчика по изготовлению скворечника. Как показали данные констатирующих опытов, дети обычно сокращали среднюю часть текста, не развертывали его в достаточной степени, а использование серии сюжетных картин, где дается развитие, сюжета в его последовательности, позволяет им полно выстроить свое высказывание.
Большое значение на этапе формирования элементарных знаний об основной части рассказа придавалось обучению строить предложения, которые связывали начало и середину рассказа, заострялось внимание на характере начальных слов в этих предложениях.
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников.