Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Анастасии.docx

— 591.19 Кб (Скачать файл)

предметов.

1. Рассмотри картинку.

Вопросы:

  1. Кто изображён на картинке?
  2. Чем занят Гена?
  3. Чем занята Ира?
  4. Кто ещё изображён на картинке?
  5. Кто занимается уборкой?
  6. Трудно ли бабушке заниматься уборкой? Почему ты так думаешь?
  7. Можно ли назвать помощниками Гену и Иру? Почему?
  8. Что бы ты ответил Гене, если бы он сказал: «Я очень хочу посмотреть этот мультфильм!»?
  9. Что бы ты ответил Ире, если бы она сказала: «Я очень люблю рисовать!»?

10. Объясни, как ты понимаешь пословицу «Делу - время, 
а потехе - час». 

2. Послушай стихотворение.

ПОМОЩНИЦА

У Танюши дел  немало, 
У Танюши много дел: 
Утром брату помогала - 
Он с утра конфеты ел. 
Вот у Тани сколько дела: 
Таня ела, чай пила, 
Села, с мамой посидела, 
* Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме: - Вы меня разденьте  сами, ' Я устала, не могу,    , Я вам завтра помогу.

А. Барто

Вопросы:

  1. Чем занималась Таня весь день? Какие дела были у неё?
  2. Что Таня сказала маме?
  3. Что ты можешь сказать об этой девочке?
  4. Расскажи, как ты помогаешь дома.

3. Послушай рассказ.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них  медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал  ему лицо, подумал, что мёртвый, и  отошёл. 

Когда медведь  ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

  • Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
  • А он сказал мне, что плохие люди - те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л. Толстой

Вопросы:

  1. Где были дети?
  2. Кто вышел им навстречу?
  3. Как повели себя ребята, когда увидели медведя?
  4. Как должен поступить настоящий друг?
  5. Перескажи рассказ так, как запомнил.

4. Рассмотри картинки. Назови предметы, которые ты

Вопросы:

  1. Как можно назвать эти предметы одним словом?
  2. Для чего эти предметы предназначены?
  3. Что наливают в чашку из чайника?
  4. Откуда наливают в тарелку борщ?
  5. Для чего нужна сковорода?
  6. Что едят ложкой? 7.. Что едят вилкой?

8. Для чего нужен нож? 

Занятие 12

Цель: учить

  • составлять предложения по предметным и сюжетной картинкам с использованием предлогов;        -\
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- выделять и называть персонажей рассказа; 
-участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

рассказа;

  • оценивать персонажи по их поступкам;
  • образовывать новые формы слов.

1. Рассмотри картинку. Куда можно положить, поста 
вить, повесить эти вещи? ,

 



2. Рассмотри картинку. Ответь на вопросы.



Вопросы:

  1. Какая мебель в комнате?
  2. Что лежит на шкафу?
  3. Что лежит на полке?
  4. Что лежит на столе?
  5. Что лежит под столом?
  6. Утром Катя проснулась, встала с постели и начала одеваться. Как ты думаешь, сможет ли она быстро одеться? Почему?
  7. Что можно сказать о Кате?
  8. Расскажи, где лежат твои игрушки.
  9. Куда вечером перед сном ты складываешь одежду?

10. Что бы ты посоветовал Кате?

3. Послушай рассказ.

БРЫСЬ, ШАПОЧКА!

Мишка прибежал с улицы, с мороза.

И полетела с него одёжка, какая куда. Пальто бросил на спинку стула, шарф - на диван. А пушистую рыженькую шапочку положил прямо на стол рядом с хлебницей. 

Пришла  мама. Увидела такой беспорядок в  комнате и только вздохнула. А  тут ещё на столе что-то рыженькое  устроилось.

- Брысь! - сердито сказала мама.

А рыжий клубочек лежит на столе калачиком и  ухом не ведёт.

И тут из-за угла послышалось: «Мяу, мяу».

На своём  месте, на своей подстилочке лежит  рыженький котёнок. И никак не поймёт, за что же ему говорят: «Брысь!».

А. Седугин

Вопросы:

  1. Как мальчик раскидал свою одежду, когда пришёл с улицы? Правильно ли он поступил? Почему? Как нужно было сделать?
  2. Куда Миша положил свою шапочку? Почему нельзя было так делать?
  3. На что была похожа рыженькая шапочка? С кем мама перепутала шапочку? Почему мама сказала шапочке «Брысь!»?
  4. Где был котёнок? Почему котёнку было непонятно, зачем ему говорят «Брысь!»?



- Этих вещей нет у Оли. Назови, каких вещей у неё нет.



4. Посмотри, какие вещи есть у Зины. Назови их. 

5. Отгадай, какие это сказки.

Внучка к  бабушке пошла, •

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и  проглотил!

Хрю-хрю-хрю - каких три братца Больше волка  не боятся, Потому что зверь тот  хищный Не разрушил дом кирпичный?

Ждали маму с молоком,

А пустили  волка в дом...

Кем же были эти

Маленькие дети?

Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне  И женился на царевне.

У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят. Далеко они глядят.

Он сумел  поймать волчишку, Он поймал лису и  мишку. Он поймал их не сачком, А поймал он их бочком.

Из муки он был печён, На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом, А лисе он стал обедом.

Что разбила  мышка -Серая малышка?

И. Мазнин 

Т е м а: МОЁ ЗДОРОВЬЕ Занятие 13

Цель: учить

  • составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- выделять и называть персонажей рассказа; 
-участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

рассказа;

  • оценивать персонажи по их поступкам;
  • подробно пересказывать текст;

-восстанавливать деформированный текст.повествовательного характера.

1. Рассмотри картинку.

Вопросы:

  1. Где находятся дети?
  2. Зачем они пришли на спортивную площадку? 
  3. Что дети принесли с собой?
  4. Чем занимаются дети на площадке?
  5. Как ты думаешь, полезно ли заниматься спортом? Почему?
  6. Каким видом спорта нравится заниматься тебе?

- Составь рассказ по картинке. Называться он будет «На спортивной площадке».

2. Рассмотри картинки и скажи, по каким причинам дети могут заболеть.

Вопросы:

  1. Как нужно следить за своим здоровьем,?
  2. Что такое «распорядок дня»?
  3.  

3. Рассмотри картинки и расположи их в нужном порядке.

Вопросы:

  1. Расскажи, какой распорядок дня у мальчика.
  2. Какой распорядок дня у тебя?

 

4. Послушай рассказ.

СИЛАЧИ Идут два приятеля и хвастаются.

- Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! - говорит первый.

А другой ему:

  • Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять! Первый мальчик не растерялся и говорит:
  • Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

 

  • Ну, если двумя руками, - засмеялся второй, - так я целый поезд в сто вагонов подниму.
  • А я слона подниму да ещё десять раз подкину! - не сдаётся первый.

-Что слон! - махнул рукой второй мальчик. - Я гору подниму одной левой.

Вот какие  силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это  тя-. жесть для наших силачей? Они  и смотреть-то на неё не стали.

—  Л. Яхнин

 

Приложение 2

 

Конспект занятия по обучению детей  рассказыванию

 по картине «Бурые медведи»

 

Программное содержание:

Продолжать учить составлять подробные описательные рассказы по картине, поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы

Грамматический строй: пользоваться прямой и косвенной речью, употреблять  в речи простые и сложные предложения, совершенствовать умения согласовывать  в предложении существительные  с прилагательными, продолжить работу по обогащению словаря.

Ход занятия:

Рассматривание картины  «Бурые медведи»

Воспитатель задает вопросы: Что самое интересное вы видите на картине? (медведица с медвежатами), Какая медведица? (большая, лохматая, толстая, пушистая, косолапая, заботливая, умная), Зачем медведица отодвигает камень? (отодвигает большой камень, корягу, ищет насекомых под камнем, она что-то говорит медвежонку), Что же она говорит медвежонку? (Смотри, как надо искать корм, посмотри какие здесь маленькие жучки, пучки, червячки и т.д. Что ты стоишь? Иди сюда смотри, что мы нашли. Не бойся малыш, Посмотри какой он большой и тяжелый) Какие медвежата у медведицы ?(маленькие, неуклюжие, косолапые, любопытные, трусливые, смешные, лохматые, добрые.) Когда они у нее рождаются? (Рождаются зимой в феврале месяце размером с ладонь, как меховые рукавички).

Как выглядят медведи, впервые вылезшие из берлоги весной (У медведицы начинается линька, а медвежата рады простору, везде суют свой лохматый нос.)

Как вы думаете, откуда медведи пришли? (Из дремучей чащи, из густого леса, с речки)

Как вы думаете, умеют ли медведи плавать? Как они ловят рыбу в реке? (Умеют, бьют лапой)

А что еще умеют делать медведи? (Лазать по деревьям, бегать, прыгать)

А почему медведя назвали  «Медведь» (Любит мед и знает, где он находится)

О чем беседует медведица  с медвежатами? Куда медведица с медвежатами пойдет после прогулки ( в чащобу, дремучий лес, на речку)

Физкультминутка «Японская  машинка» (назвать диких животных)

Образец рассказа воспитателем о семействе медведей.

Деление на компании (по счету)

Составление по плану рассказа по картине отдельно каждой компании, не повторяя рассказ воспитателя  и других детей.

2 часть. Игра «Угадай» (Отдельно девочки и мальчики). По наводящим вопросам отгадывают, какое животное загадала другая команда

1 команда – Мы загадали  животное

2 команда – Оно дикое  или домашнее? Оно живет в Сибири  или в жарких странах? Впадает  в спячку или нет? И так далее, пока не отгадает.

 

 

Конспект занятия по обучению детей  рассказыванию по серии картин

 «Как мышка перехитрила кошку»

 

Задачи:

Связная речь: Учить детей коллективно (компаниями) составлять рассказ по серии сюжетных картин, давать ему точное название, учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений, использовать в речи красивые слова и выражения

Грамматика и словарь: развивать умение сравнивать внешний вид и поведение животных (кот и мышь), подбирать точно слова для характеристики действий (активизация глаголов), пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, совершенствовать диалогическую речь.

Материал: серия картинок

Ход занятия:

На стенде одна картина из серии «Как мышка перехитрила кошку». Воспитатель обращается к детям с вопросами:

- Что здесь необыкновенного? (То чего в жизни не бывает. Мышь играет в воздушный шарик)

Какая мышь? (маленькая, веселая, нарядная, красивая, добрая, чудесная, опрятная…)

А что она делает? (играет в шар, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар)

А шар какой? (синий, легкий, воздушный, прозрачный, красивый, блестящий, тонкий)

А где мышка нашла шар? (на тропинке, подарили, под кустиком, в траве, купила в магазине)

Мышка подбрасывала шар и  говорила. Что же говорила? (Ах! Какой  ты красивый, как мне нравится с  тобой играть. Ты прозрачный как  зеркало, мне все видно сквозь тебя, ты легкий как облачко на небе)

Где играла мышка? (На полянке, лужайке)

Какая полянка (лужайка)? (Земляничная, зеленая, солнечная)

Воспитатель переходит к  следующему сюжету, т.е. вывешивает вторую картину.

Но мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.

Какой кот? (большой, лохматый, хитрющий, пушистый, зеленоглазый, здоровый, толстый, злой, разъяренный, голодный, быстрый, радостный)

Что делал здесь кот (охотился, наблюдал, подглядывал, подсматривал)

Что думал кот глядя  на мышь? (Ага! Сейчас, ты мне попадешься в лапы. Допрыгаешься скоро я тебя проглочу. Эх, ты, бестолкова, скоро  я тебя проглочу.)

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста