Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.
Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников
1. Рассмотри картинки. Что на них изображено?
правилам диалога, делового общения друг с другом.
2. Отгадай загадки. Объясни, как тебе удалось их разгадать.
У родителей и деток Блещет в речке чистой
Вся одежда из монеток. Спинкой серебристой.
(Рыбы.) (Рмба.)
3. Рассмотри картинки и ответь на вопросы.
Рис. 1 Рис. 2
Рассмотри первую картинку и ответь на вопросы:
Рассмотри вторую картинку и сравни её с первой. Найди различия между ними.
4. Отгадай
загадки. Объясни, как ты догадался, о чем
идет речь.
МОСТ Кто построил этот мост Из семи цветных полос? Кто покрасил этот мост? Как же это удалось? Кто добрался до небес? Как он влез и как он слез? Сколько было молодцов? Сколько было мудрецов? Дождь и солнышко -Они это сделали одни!
Л. Мануш
Подходила - грохотала, Стрелы на поле
метала. Нам казалось - шла с бедой, Оказало
- шла с водой. Подошла да пролилась-Вдоволь
пашня напилась. (Туча.)
Занятие 3
Цель: учить
- отгадывать загадки, выделяя
существенные признаки
предметов;
-составлять предложения по картинке, используя вводные слова;
1. Отгадай загадки. Объясни, как ты догадался, о чем идет речь.
Не бьёт, не ругает, Расту в земле на грядке я,
А плакать заставляет. Красная, длинная, сладкая.
(Лук.) (Морковь.)
Летом в огороде свежие, зелёные, А зимою в бочке жёлтые, солёные.
(Огурцы.)
- Вспомни, какие
ещё овощи ты знаешь.
2. Посмотри внимательно на картинку. Всё ли правильно нарисовал художник?
3. Рассмотри картинку и ответь на вопросы.
(Воспитатель показывает цветную картинку с осенним пейзажем.)
Вопросы:
4. Послушай рассказ.
ЁЖ
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками -везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка.
А ёж лежит
шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и ещё целый час. Потом высунулся из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?
Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик и удрал к себе обратно в лес.
Е. Чарушин Вопросы:
5. Помоги рассказать сказку.
Жили-были семь
ребят Белых маленьких ... (козлят). Мама их любила,
Молочком ... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый ... (волк). Шкуру белую надел, Нежным голосом ... (запел).
Как коза, запел тот зверь: - Отоприте, детки,... (дверь). Ваша матушка пришла, Молочка вам ... (принесла).
Мы ответим
без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
«... и ».
* * *
Маша в коробе сидит, Далеко она ... (глядит). Кто несёт её, ответь, Быстрыми шагами? А несёт её ... (медведь) Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша ... (отдохнуть).
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге ... (съесть).
Провела его малышка, Будет он умнее впредь. Вот у нас какая книжка, Это-
« ... и ...».
И.
Мазнин
Когда он вернулся, девочка спросила его:
(По В. Осеевой.) Вопросы:
6. Помоги рассказать сказку.
Из муки он
был печён, На сметане был мешен.
На окошке он студился, По дорожке он
... (катился).
Был он весел, был он смел, И в пути он песню ... (пел), Съесть хотел его Зайчишка, Серый Волк и бурый ... (Мишка). А когда малыш в лесу Встретил рыжую ... (Лису), От неё уйти не смог. Что за сказка? -«...».
И, Мазнин
Тема: СЕМЬЯ Занятие 9
Цель: учить
рассказа; '
1. Рассмотри картинку.
Вопросы:
2. Послушай рассказ.
СТУПЕНЬКА
Жили дедушка и бабушка. У них было три внука и одна внучка. Дом у них был старый. Однажды сломалась у крыльца ступенька. Дедушка хотел чинить крыльцо, а бабушка сказала:
-Не надо чинить, старик. У нас есть три внука и одна внучка. Посмотрим, кто из них любит трудиться.
Сели дедушка с бабушкой и ждут, когда придут из школы внуки и внучка:
Вернулся из школы внук Андрюша. Он посмотрел на крыльцо и сказал:
- Наверное, мальчики сломали. Пусть сами и чинят.
А вот и внук Митя важно идёт. Он сделал сегодня в школе доклад «Ученик любит трудиться». Но он не стал чинить ступеньку.
Пришёл младший внук Толя. Он сразу увидел ступеньку и подумал:
-Нужно сейчас же починить крыльцо.-Дедушка с бабушкой могут упасть.
А. Рубинов
Вопросы:
3. Помоги прочитать стихотворение.
СЛОВА
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь ... (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь ... (БЛИЗКО).'
V Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь ... (ПОЛ),
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты ... (НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ... (ХРАБРЕЦ).
Теперь НАЧАЛО я скажу, -Ну, отвечай: ... (КОНЕЦ).
Д.
Чиарди
4. Посмотри на картинку.
Вопросы:
Занятие 10
Цель: учить
- составлять предложения по сюжетным
картинкам;
-отгадывать загадки, выделяя
существенные признаки
предметов;
рассказа.
1. Подумай и ответь на вопросы:
2. Рассмотри картинки и скажи, кто кому помогает.
- Составь
предложения по каждой картинке.
Картинка 1. Таня помогает... . Она ....
Картинка 2. Маленькая Оля помогает
.... Она....
Картинка 3. Витя помогает .... Он ....
Картинка 4. Миша помогает .... Он...
.
Вопросы:
3. Послушай рассказ.
КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И причёску, как у тёти, делала. И бусы примеряла, и часы на руку надевала. Ничего не получалось.
Один раз как-то Маша вздумала пол подмести. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
- Машенька! Да ты у нас большая становишься!
А когда
Маша чисто-начисто вымыла посуду да
сухо-насухо
вытерла её, тогда не только мама, но и
отец удивился. Удивился
и при всех за столом сказал:
- Мы и не заметили,
как у нас Мария выросла. Не только пол
метёт, но и посуду моет.
Теперь
все маленькую Машу называют большой.
И она себя взрослой чувствует, хоть
и ходит в своих крошечных
туфельках и в коротеньком
платьице.
Вопросы:
4. Рассмотри картинки.
В'О п р о с ы:
5. Отгадай загадку. Объясни, как ты понял, о ком идёт речь.
Со мной играет: Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, , Прячет в лапках коготки.
(Котёнок.)
Занятие 11
Цель: учить
рассказа;