Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.
Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи
Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии
с задачами воспитания и
- установление соответствия
- определение наиболее удобного
времени проведения
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
- определение количества
- подготовка необходимого
- подготовка к игре самого
воспитателя: он должен
- подготовка к игре детей:
обогащение их знаниями, представлениями
о предметах и явлениях
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил
игры. При этом воспитатель обращает
внимание на поведение детей
в соответствии с правилами
игры, на четкое выполнение правил
(что они запрещают, разрешают,
- показ игровых действий, в процессе
которого воспитатель учит
- определение роли воспитателя
в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или
- подведение итогов игры –
это ответственный момент в
руководстве ею, так как по
результатам, которых дети
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя играми в старшей группе,
необходимо учитывать возросшие
возможности детей. В этом возрасте
ребенку свойственны
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.
Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим.
Детей этого возраста привлекают винтовые
игрушки, уже более сложные по
конструкции, кроме того с детьми
используются картинки (парные), кубики,
разделенные на большее, чем раньше
количество частей. Наглядность в
играх старших дошкольников прежде
всего представлена в предметах,
которыми играют дети, которые составляют
материальный центр игры; в картинках,
изображающих предметы, действия с
ними, назначение предметов, их основные
признаки, свойства материалов (игры с
парными картинками, игры типа картинного
лото, домино, игры с тематическими
сериями картинок). Начальный показ
игровых действий воспитателем, «пробный
ход» в игре, использование поощрительно-
В качестве средства познания скрытых
связей и отношений воспитатель
использует моделирование. В играх
для прохождения различных
Много наглядного материала используется в серии дидактических игр по сенсорному воспитанию, разработанных Л.А.Венгер.
Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.
В дидактических играх по развитию речи используются схемы для составления описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года.
Таким образом руководство
Заключение
Таким образом,
работа показала, что дети старшего
дошкольного возраста способны создать
высказывание повествовательного типа
в ходе специального обучения на основе
использования игрушек, серии сюжетных
картинок в ситуациях общения
детей друг с другом, педагогом. При
этом дети используют в текстах разнообразные
виды связей. Совершенствуется синтаксический
строй речи дошкольников, они чаще
включают разнообразные синтаксические
конструкции. И именно тогда, когда
педагог обращается за помощью к
детям, предлагает рассказать для сверстников,
привлекает их к отбору более красивых,
лучших высказываний. Их речь становится
связной, интересной для слушателей.
Дети стараются подбирать точные,
доступные для окружающих слова
и фразы, выражающие их замысел, соответствующие
содержанию текста. Игровая форма
обучения сделала его привлекательным
для ребёнка и более
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом,
особенностью дидактической игры по
развитию речи и её завершающим концом
является результат, которой определяется
дидактической задачей, игровой
задачей, игровыми действиями и правилами
и которой воспитатель
Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
Несомненно,
дидактические игры являются мощнейшим
средством для развития речи у
детей еще и потому, что их
можно рекомендовать для
Используя рекомендации известных педагогов О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
Тема: ЛЕТО Занятие 1
Цель: учить
1. Рассмотри картинки и скажи, как дети отдыхали летом.
2. Рассмотри картинку и ответь на вопросы.
Вопросы:
3. Послушай сказку.
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ (русская сказка) Подружился медведь с мужиком. Они решили вместе репу сеять. Мужик сказал:
- Мне корешки, а тебе, Миша, вершки.
Выросла репа. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Поворчал Миша, да делать нечего. На другой год говорит мужик медведю:
- Давай опять вместе сеять.
-Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - говорит Миша.
- Ладно, - говорит мужик. - Пусть будет так.
И посеяли пшеницу.
Мужик получил вершки, а Миша - корешки. С тех пор медведь с мужиком не дружат.
Вопросы:
8. Доволен ли был медведь тем, что получил корешки пшеницы? Почему?
9. Почему медведь с мужиком больше не дружили?
Занятие 2
Цель: учить
-отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;
-рассматривать сюжетные картинки, сравнивать их, находить отличия;