Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Анастасии.docx

— 591.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи

Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической  игры входят:

-отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов  (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного  времени проведения дидактической  игры (в процессе организованного  обучения на занятиях или в  свободное от занятий и других  режимных процессов время);

- выбор места для игры, где  дети могут спокойно играть, не  мешая другим. Такое место, как  правило, отводят в групповой  комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,  индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого  воспитателя: он должен изучить  и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства  игрой;

- подготовка к игре детей:  обогащение их знаниями, представлениями  о предметах и явлениях окружающей  жизни, необходимыми для решения  игровой задачи.

Проведение дидактических игр  включает:

- ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в  игре (показ предметов, картинок, краткая  беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей  о них);

- объяснение хода и правил  игры. При этом воспитатель обращает  внимание на поведение детей  в соответствии с правилами  игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают,  предписывают);

- показ игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действие, доказывая,  что в противном случае игра  не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает,  когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры –  это ответственный момент в  руководстве ею, так как по  результатам, которых дети добиваются  в игре, можно судить об её  эффективности, о том будет  ли она с интересом использоваться  в самостоятельной игровой деятельности  ребят.

Анализ проведенной игры направлен  на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались  эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как  подготовку, так и сам процесс  проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие  возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему  новому, необычному: ему хочется  самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное  суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере  умственной деятельности. Поэтому при  отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых  правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые  усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется  большая самостоятельность, как  в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой  игре тоже меняется. Но и здесь педагог  четко, эмоционально знакомит воспитанников  с её содержанием, правилами и  действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить  знания. Затем он предлагает детям  поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра  в спорных ситуациях. Однако не все  игры требуют такого активного участия  воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной  работы в процессе их подготовки и  проведения. Это обогащение детей  соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация  обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим.

Детей этого возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в  играх старших дошкольников прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с  ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с  парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими  сериями картинок). Начальный показ  игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных  значков, жетончиков, фишек – все  это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя  игру и руководя ею. Игрушки и  предметы воспитатель демонстрирует  в наглядном действии, в движении.

В качестве средства познания скрытых  связей и отношений воспитатель  использует моделирование. В играх  для прохождения различных маршрутов  используются планы-схемы (игры «Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу к дому»).

Много наглядного материала используется в серии дидактических игр  по сенсорному воспитанию, разработанных  Л.А.Венгер.

Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы  для выкладывания геометрических фигур.

В дидактических играх по развитию речи используются схемы для составления  описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года.

Таким образом руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной  работы в процессе их подготовки и  проведения. Это обогащение детей  соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать  высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения  детей друг с другом, педагогом. При  этом дети используют в текстах разнообразные  виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда  педагог обращается за помощью к  детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова  и фразы, выражающие их замысел, соответствующие  содержанию текста. Игровая форма  обучения сделала его привлекательным  для ребёнка и более результативным.

Дидактические игры по развитию речи как форма  обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя  заключается в том, чтобы вызвать  у детей интерес к игре, подобрать  такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной  работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой  задачей, игровыми действиями и правилами  и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко - слогового анализа  имеет первостепенное значение для  коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического  строя, а также для умения произносить  слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и  его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая  взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим  средством для развития речи у  детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования  родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует  особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Используя  рекомендации известных педагогов  О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, можно  развить у детей дошкольного  возраста тягу к словотворчеству, к  игре со словом, благодаря которой  они успешно овладеют родной речью.

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
  4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2009. – 138 с.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
  8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 102 с.
  9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2008. – 136 с.
  10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2009. – 312 с.
  11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.
  12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
  13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
  15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 2011. - 143с.
  17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2009. – 312 с.
  18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с.
  19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 132 с.
  20. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.:Педагогика, 1974. – 256с.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2009. – 485 с.
  22. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
  23. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2008. – 208 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.
  27. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
  28. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
  29.  

 

Приложение 1

Тема: ЛЕТО Занятие 1

Цель: учить

  • умению слушать рассказ и объяснение;
  • слышать вопрос и адекватно на него отвечать;
  • составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста.

1. Рассмотри картинки и скажи, как дети отдыхали летом.

 

2. Рассмотри картинку и ответь на вопросы.

Вопросы:

  1. Какое время года изображено?
  2. Почему ты так думаешь?
  3. Где находятся дети?
  4. Зачем они пришли на реку?
  5. Что дети делают на реке?
  6. Как ты думаешь, весело ли детям? Почему?
  7. Расскажи, как ты провёл лето.
 

 
3. Послушай сказку.

ВЕРШКИ  И КОРЕШКИ (русская сказка) Подружился медведь с мужиком. Они решили вместе репу сеять. Мужик сказал:

- Мне корешки, а тебе, Миша, вершки.

Выросла репа. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал  вершки. Поворчал Миша, да делать нечего. На другой год говорит мужик медведю:

- Давай опять вместе сеять.

-Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - говорит Миша.

- Ладно, - говорит мужик. - Пусть будет так. 
И посеяли пшеницу.

Мужик получил  вершки, а Миша - корешки. С тех  пор медведь с мужиком не дружат.

Вопросы:

  1. Что мужик с медведем решили посеять первый раз?
  2. Как мужик предложил поделить урожай?
  3. Понравились ли медведю вершки у репы? Почему?
  4. Что мужик и медведь посеяли во второй раз?
  5. Как медведь предложил поделить урожай?
  6. Как по-другому можно назвать'вершки у пшеницы?
  7. Для чего нужны вершки пшеницы?

8. Доволен ли был медведь тем, что получил корешки пшеницы? Почему?

9. Почему медведь с мужиком больше не дружили?

 

Занятие 2

Цель: учить

-отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

-рассматривать сюжетные картинки, сравнивать их, находить отличия;

  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста